Колдуй баба колдуй дед колдуй стих

Обновлено: 04.11.2024

Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию интересную статью, посвященную магическим представлениям уральцев с публикацией архивных источников из Уральского горного управления. Эта статья была опубликована в "Уральском историческом вестнике" в 1995 году. При том, что сама статья необычна и любопытна, она может быть также интересна тем, кто интересуется историей магии на Урале в XVIII веке.

Николай Семенович Корепанов, автор статьи Николай Семенович Корепанов, автор статьи

"Упоминания о заговорах или заклинаниях появляются в документах Уральского горного управления (Канцелярии Главного правления заводов) лишь с середины 1730-х гг., т. е. с началом активных антираскольничьих кампаний, в условиях наметившейся скрытой идеологической оппозиции населения. Некоторые заговоры сопровождались ритуалистическими действиями: закапывание в землю связанных мужского и женского волоса, привязывание к нательному кресту пакетика наскобленной с подошвы грязи, мытье рук оставшимся от обмывания покойника мылом и т.п.

Рукописный заговор, XVII век, РНБ. Рукописный заговор, XVII век, РНБ.

Чаще всего в документах упоминаются заговоры любовные, для насылания ’’порчи”, ’’целительные”. В последнем случае горнозаводская администрация могла оставить известие о ’’заклинателях” без внимания (например, упоминание о заговоре об остановке крови в Лялинском заводе в 1737 г.). Ниже публикуются три документа, представляющие собой текстовку заговоров как первичную, так и записанную в ходе следствия. Документ № 1 — изъятая Екатеринбургской полицией у арестованного писчика Степана Попова тетрадка из сложенных в 1 / 8 часть делопроизводственных листов. На первой странице тетради в нижней части присутствует символика старообрядчества федосеевского толка: восьмиконечный крест с надписью по перекладинам ’’Царь славы / / Исус Христос сын Божий”. Тетрадь была изъята в декабре 1737 г. По словам С. Попова, он списал текст, ”не написав одной странки” с тетради, данной ему отставным солдатом Сергеем Алексеевым, которую тот нашел на дороге в Екатеринбурге.

Имеющийся в тетради апокрифический заговор ”Сон пресвятой богородицы” был, очевидно, весьма популярен на горнозаводском Урале. Известно, что в 1740-е гг. в Кушвинском заводе матери подкладывали столбец с заговором в голову зыбки больного ребенка. В тетради также записан заговор от бессонницы. Два других документа - следственные записи заговоров о любви (добром отношении) и насылании ’’порчи” двух работников Нижне-Сергинского завода (приписных крестьян села Богородского Кунгурского уезда) Емельяна Туголукова и Родиона Рыбина. В июне 1758 г. по просьбе демидовской крепостной Христины Леонтьевой они трижды наговаривали на соль в пищу жене заводского приказчика Петра Блинова Варваре. Каждый дважды наговаривал о любви (добром отношении) приказчиковой жены к крепостной; в третий раз, испытывая личную вражду к хозяйке, причем не поставив об этом в известность Христину, - наслали ’’порчу”. Варвара Блинова вскоре тяжело заболела, и ’’заклинатели” были твердо убеждены, что ’’внутри чрева ее лежит на подобие некоторой гадины, и в костях пребезмерная ломота”. Оба рассказывали также о прежних удачных случаях наговаривания о любви на мед, пиво и др. Е. Туголуков заучил заговоры в 1755 г. от крестьянина с. Березовского (Кунгурский уезд), Р. Рыбин - от бурлака на кожевенном заводе посадского Филиппа Кротова в том же уезде.

Обложка книги, посвященной русским знахарям 1915 года Обложка книги, посвященной русским знахарям 1915 года

Записная тетрадь заговоров екатеринбургского писчика С.Попова.

"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Крест - красота церковная, крест - царям держава, крест - веры утверждение, крест - ангелам слава, крест - бесом врагом язва. Крест - трасавицам прогонитель от раба Божия имярек.

(Рисунок восьмиконечного креста с надписью по перекладинам: Царь славы Сын Исус Христос Божий).

Сон пресвятой Богородицы. Спала пресвятая Богородица в Вифлееме, граде иудейском, и приде к Ней Господь Исусъ Христос, и рече Ей:

- Мати Моя, спиши или слышиши?

- Чадо Мое возлюбленное истинный Христос, спала если на мае месяце, и убудився, и сон увидев истинную правду. И рече к Ней Господь Исус истинный Христос: о Мати Моя возлюбленная Марие, повежде мне сон Свой.

— Чадо Мое возлюбленное Христос, Сын Мой, сон Мой сладчайший имаши; Чадо Мое на древе распяту быти, и в ребра Твоя прободену быти, и по ланите заушену быти. Отца, и желчи напоену быти. И рече Господь Исус Христос:

- Мати Моя возлюбленная Марие, если кто сон Твой начнет при себе носити или в дому держати, и тот человек избавлен будет от мечтаний дьявольских, и от привидений бесовских, от лютаго сна, и от трасавицы, и от всех седми дщерей, родовых, и от Нечистого Духа, и по воде плавающий утонуть не может - всегда ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Печать буди на рабе Божии имярек. Человек - родился, крест - погрузись, Бог — прославься. Сатана — загори. Тебе, Сатана, не быть, не быть в сей храмине Христове. В сей храмине Христове честный крест и честный престол поставлен Господа нашего Исуса Христа, на том престоле - Господь наш Исус Христос и пресв]тая Богородица и четыре евангелиста Марко, Лука, Матвей, Иоан Богослов. Отступи, Сатана, от сей храмины. Аз, раб Божий имярек, хочу поспать, отступи, Сатана, от сей храмины - всегда ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Сон пресвятой Богородицы Марии Богоматери. Еще вопияла и рече к Нему:

- Господь Исус Христос.

- Мати Моя, спишь ли ныне?

Она же рече к Нему:

- спала есми на мае месяце, и убудився, и сон видев истинную правду - нечестно у столба привязан, и святое честное тело яко кора от древа падет, и от Твоея святыя главы кровь ручьем течет. А сия памятка найдена на горе Сиаликицкой пред образом Михаила Архангела, верховного воеводы. Если кто сон. "

Старик-колдун из Карелии, нач. ХХ века, РЭМ. Старик-колдун из Карелии, нач. ХХ века, РЭМ.

Следственная запись заговоров приписного крестьянина Нижне-Сергинского завода Е. Туголукова

"Господи Иисусе Христе сыне Божий, стану я, раб Божий, благословясь, и пойду, перекрестясь, из дверей во двери, пойду я в восток, в восточную сторону, под красное солнце и под младой месяц. Есть в восточной стороне синее море, загорелся в синем море огонь, выгорали грязи и болота. Загоралось бы у рабы Божии Варвары ретивое сердце и белое лицо румяное о рабе Божией Христине. Как она, раба Божья Варвара, не может без питья и без еды жить, так же бы без рабы Божии Христины не могла ни жить, ни быть на всяк день и на всяк час. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

И тем моимъ словамъ ключ и замок, как запирает пресвятая Мати Божия Богородица ключи и воды, и как Божия колесница катится, и никто не может ни попортить и ни похимостить такожде бы мои слова. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Есть в горах, на вертепах сидит на стуле стара матера жена, раскаляет и разжигает кирписчату печь. Так же бы у рабы Божией Варвары разжигало бы белые кости и пустило бы грыжу в белые кости".

Следственная запись заговоров приписного крестьянина Нижне-Сергинского завода Р.Рыбина

"Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверми, из двора воротами на чистое поле, в восточную сторону широкою дорогою. В чистом поле, в восточной стороне стоит церковь, во той церкви Пресвятая Мати Божия Богородица. И как истинного Христа от злых людей сберег сберегала, в вертепы уходила от людей жидовских, нетленною ризою закрывала, и такожде бы Варвара Христину сохраняла бы, и сберегала, и имела бы как сына своего, и никакими бы нападками не нападалась во всякий день, и во всякий час, и во всякое время. День под солнцем, ночь под месяцем и под частыми звездами — отныне и до веку. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами в чистое поле, в восточную сторону широкою дорогою. В чистом поле, в восточной стороне - ростани, на тех ростанях - печь кирпичная, на той печи на кирпичной лежит суха доска, на той на сухой доске - суха сухота. И как доска сохнет, и також бы иссохла Варвара. День под солнцем, ночь под месяцем и под частыми звездами - ныне, и присно, и во веки веков. Аминь".

Корепанов Н.С. Материалы по истории магических представлений горнозаводского населения Урала начала XVIII века (из фонда Уральского горного управления) // Уральский исторический вестник. 1995. Вып. 2.

Читайте также: