Какой стихотворный размер используется в русской частушке
Обновлено: 22.11.2024
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метрического стиха в ряде случаев исчезает, заменяясь музыкально-тактовым ритмом. Значительно чаще, чем сохранение единообразия ритма в стихах, в частушках встречаются ритмические перебои, столкновение стоп с разными ударениями, укорачивание или удлинение строки. Ритмическое строение стиха частушки исключительно многообразно.
Наряду с сохранением в частушках какого-либо стихотворного размера
Глянь-ка, миленький на небо,
После неба на меня.
Как на небе тучи ходят,
Так на сердце у меня
обнаруживаются всевозможные изменения ритма, причудливые сочетания различных ритмических фигур. Таковы, например, частушки:
Он пришел да поздоровался,
Я руку подала, —
Сама девчонка пристыдилася
Глазком ему не повела.
Сероглазый дроля милый,
Не делай боле так,
Под мои веселы песенки
Играешь кое-как!
Ты сирень, сиреночка,
Голубая веточка,
До чего к дроле пристала
Серенькая кепочка.
Ритмическое богатство частушки все же можно свести к некоторому единству. Шептаев в связи с этим замечает: «Частушечная строка имеет музыкально-тактовое измерение. В строке учитываются тактовые доли, не совпадающие со слогами. В разных слогах строки содержится разное количество (от 1 до 2) долей, смотря по напеву. Как правило, в строке насчитывается восемь долей, и ритм частушки обычно определяется как восьмидолышк. Кроме количества долей, в частушке, как и в песне, учитывается количество опорных слогов в строке. В каждой строке частушки бывает два опорных слова в отличие от песенной строчки, где бывает и другое их количество. На этой ритмической основе народ создал многообразие йшие музыкалыю-мелодические рисунки».
Напев и назначение частушки определяют и количество слогов в стихе. Для лирических частушек («прогулочных» — исполняемых во время гулянья, «посиделочных» и др.) характерно 8—16 слогов в частушечной строке; плясовая частушка нередко бывает с укороченной строкой в 4—5 слогов или сочетает укороченную строку с обычной:
Эх топну ногой,
Да притопну другой,
Чтобы милый был хорош
На гулянице со мной.
Четкое деление частушек на строки-стихи связано с рифмовкой. Рифма частушек настолько разнообразна, насколько это позволяет четверостишие. Четыре стиха частушки могут рифмоваться попарно:
Я миленочка жалею,
Вспомянуть дома не смею
Где уж, где уж вспомянуть —
Боюсь в окошечко взглянуть.
Наиболее часто встречается перекрестная рифмовка (рифмуются отдельно нечетные и четные строки, или одни четные):
Одна звездочка сияет,
Одна на небе горит;
Один дролечка мечтает,
Со мной речи говорит.
Как бы не было погоды
Не летал бы белый снег.
Кабы не было кровинки
Не ходил гулять бы ввек.
Встречаются также и другие виды рифмовки: кольцевая (охватная) рифмовка, рифмовка трех (например: первой, второй и четвертой) строк, рифмовка всех строк частушки:
Славушку наносят.
Говорят пустое!
Бабы всяко наплетут,
Поговорят да бросят.
Уж завлечь-то завлеку,
Пускай ходит за реку, —
По льду-снегу, по насту:
Пусть походит попусту.
Меня милый провожал
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.
Рифмовка отделяет один стих от другого, придает стройность четверостишию. Во многих случаях она содействует смысловому выделению частей частушки. В частушке чаще всего отделены по смыслу первые две строки от вторых двух строк; с этим связано преобладание перекрестной (с обязательным опорным рифмованием второй и четвертой строк; первая и третья строки нередко не рифмуются) или парной рифмовки. Другие формы рифмовкц встречаются значительно реже.
Рифмы обычны мужские (ударение на последнем слоге) и женские (ударение на втором слоге с конца); дактилическая рифма встречается как исключение. Полная рифма довольно редка; обычно это простые формы рифмы (например, глагольная) или повторение гласных (реже согласных) звуков, образующих конечные созвучия.
В частушках встречается не только рифмовка последних слогов, но и внутренняя рифма, часто связанная с звукописью, а также единоначатие строк. Звукопись особенно богата в плясовых частушках; в них повторение одних и тех же звуков создает ритмическое подчеркивание, ритмические акценты, имеющие в пляске особое значение. Таковы частушки:
Тучки в кучке, тучки в кучке,
Посередке облачок.
Кто же, кто же это иде —
На распашку пиджачок?
Повтор в приведенной частушке звуков «ч», «к», «т», сочетаемых с «е» и «и» (произносимых одинаково в неударных слогах), «инструментирует» четверостишие. Так же богата инструментовка следующей частушки (в которой она к тому же сочетается со своеобразным изменением ритма, отвечающего пляске):
Нету Коленьки-Николеньки,
Нету Колиных речей.
Охти-ахти, не мог прийти,
Не мог товарища найти.
Пример единоначатия строк, также важного в ритмическом и смысловом строении текста, дает такая частушка:
Чтобы шали не слетали,
Чтобы кисти не сплелись,
Чтобы люди не слыхали,
Что мы с милым обнялись.
В приведенном примере фактически рифмуются первые и
последние слова в стихах.
Частушки, несмотря на свою краткость, нередко имеют довольно сложное композиционное строение. Простейшая форма частушки — повествовательная, в ней содержание объединяет все четыре строки; но обычно третья и четвертая строки противостоят началу или дополняют и разъясняют первые две строки. Так, начало частушки говорит:
О том, что видит девушка в окне, говорят заключающие строки:
От реченьки идут двое:
Колечка да Лешечка.
Противоположение частей видно в таком тексте:
Тише, тише, тишина,
Идет гармошка Мишина
Еще лучше Васина,
Всю беседу скрасила.
Первые две строки могут говорить о действии, третья и четвертая — о реакции на него:
Дроля двери отворяет,
Шарфик белый в переплет.
Мы с подружкой рассмеялись,
Кого ждали, тот идет.
Третья и четвертая строки нередко детализируют первые две, имеющие характер завязки:
Я сидела у окошка,
Вижу: миленький прошел
На руках больша тальянка,
На беседушку пошел.
Принцип деления частушки на две части, первая из которых зачинает, вторая же развивает, расшифровывает, объясняет то, о чем идет речь, — основной принцип композиции текста. Естественно, что традиционный прием параллелизма, в котором обязательно сопоставление не менее чем двух образов, вошел в частушку как основной композиционный принцип этого жанра. Обычно это логический (прямой) параллелизм:
С неба звездочка упала,
Улетела за леса;
Вся любовь моя пропала, —
Ушел милый от меня.
Принцип деления частушки на две части собственно и обусловил широчайшее использование в этом жанре параллелизма. Этот же принцип привел к тому, что в частушку входит и становится обычным явлением формальный параллелизм. Этот прием, в котором при сопоставлении нет и попытки установить логическую связь между сопоставляемыми образами, породил множество частушек. Таковы многие частушки, использующие зачин «С неба звездочка упала», но без прямой параллели к нему.
С неба звездочка упала,
Ровно ягодиночка.
Для кого милый плохой,
Для меня картиночка.
С неба звездочка упала
На сарайчик тесовой.
Отдай, миленький, колечко
И платочек носовой.
При исполнении таких частушек объединил их запев. В результате частушка приближалась к песне; но тождества с песней не было потому, что содержание отдельных частушек оставалось самостоятельным.
Из формального параллелизма рождается частушечный запев, объединяющий тексты частушек в серии. Запевы частушечных серий различны. Традиция их сохранена и в частушках послереволюционного времени (см. серии частушек с запевами: «Эх, яблочко. », «Я на бочке сижу. » и др.).
Частушечные серии выразили тенденции жанра к расширению своих узких рамок. Об этом же говорит использование в частушках припева, что тоже приводит к серийности текстов. Припев в частушке может быть различен. Он может следовать за частушечным четверостишием и может включаться в самую частушку, образуя в ней повторяющиеся вторую и четвертую строчки. Обе формы припева могут объединяться, как это видно в следующей частушке:
Мы на лодочке катались,
Вспомни, что было,
Не гребли, а целовались,
Ну наверно, забыла.
Забыла, ты, забыл и я,
Забыли навсегда
Выделенные строки — припев, включаемый в разные тексты. Таким же припевом являются включаемые в частушку слова: «золотистый-золотой», «не качай, брат, головой», например,
Пароход плывет Анюта,
Золотистый-золотой,
На нем белая каюта,
Не качай, брат, головой.
Частушечные серии, образованные некоторыми типами запева или припевом, выделяются также особой мелодией, на которую частушка поется; в этих случаях сама серия получает название по запеву или по словам припева (см. «Золотистыйзолотой», «Сирень цветет», «Яблочко» и т. д.). Напев, однако, и сам по себе и по какой-либо особенности исполняемых на него текстов может явиться признаком, по которому выделяется данный тип частушек. Так выделяется по напеву (а часто и по тексту) «Подгорная» («Как подгорную плясать надобно уменье. »), «Матаия», знаменитые двустрочные «страданья» («Хорошо страдать у пруда, далеко ходить оттуда»; и ряд других.
Выделяя главные типы композиционного строения частушек, следует отметить также тип монологический и диалогический. Частушка этого типа представляет обращение к кому-либо или передает чей-либо разговор. Такова, например, частушка, передающая диалог влюбленных:
— Ах, ты, ягодка ты мой,
Все корят меня тобой.
— Дорогая, я не рад,
Самого меня корят.
или частушка — обращение к матери:
— Ты, родима матушка,
Побереги без батюшка;
Ты на брата не гляди,
Поутру рано не буди.
Форма разговора или монолога позволяет в частушке обрисовать отношения тех, о ком идет речь. Эта форма ведет к драматизации исполнения частушек. Исполнение лирических или плясовых частушек несколькими певицами по очереди дает возможность ввести серийность текстов несколько иного рода, чем это бывает в частушках, объединяемых общим запевом, припевом или мелодией. В этих случаях серия образуется в результате обращения поющих друг к другу или к гармонисту. Монологическая форма часто используется как начало — «заставка» — пения частушек. Поющие по очереди девушки в таких случаях обращаются к гармонисту с просьбой о чемлибо или характеризуя его самого и его игру.
Гармонист какой хороший,
Сердце беспокоится.
Разрешите, гармонист,
С вами познакомиться.
Не хотела я плясать,
Не хотела выходить, —
Гармонист какой хороший,
Ему надо угодить.
Гармонисту на гармошку
Брошу розовый платок, —
Играй, Ваня, веселее,
Играй, аленький цветок.
После группы частушек-обращений к гармонисту обычно следуют частушки разного характера и содержания. Завершается цикл частушек в таких случаях, нередко, благодарностью гармонисту.
Эх, спасибо тебе, Ваня,
За хорошую игру,
Я плясать больше не буду,
Петь я больше не могу.
Вот спасибо тебе, Ваня,
Хорошо ты нам играл,
А еще тебе спасибо —
Ты игру не изменял.
Вот спасибо тебе, Ваня,
Вот спасибо два раза
За хорошую игру
И за черные глаза.
Вариации обращений к гармонисту и благодарности ему за игру очень многообразны.
Форма диалога в исполнении частушек также создает особую их группировку: частушки исполняются как разговор между поющими девушками. Выразительные примеры разговора частушками приведены в книге 10. М. Соколова «Русский фольклор».
Частушка-диалог
— Дорога подружка Катя,
Ты скажи мне свой секрет:
Как с залеткой расставалась,
Сердце билось или нет?— Дорога подружка Женя,
Я скажу тебе одной:
Когда с залеткой расставалась,
Сердце билося волной.— Подошла я к быстрой речке,
Встала на коленочки:
Скажи, речка, два словечка,
Что делать мне, девочке?— Отвечает да мне речка:
«Милая товарочка,
Уважай, так не изменит
Дорогой забавочка».— Уважать я не согласна,
Расхорошенькой ты мой.
Пускай тая уважает,
Кая бегат за тобой
Композиционное строение и группировка частушек, как видно, в ряде случаев ведет к своеобразию в построении и расположении текстов при их пении. Сохраняя самостоятельное значение, каждое четверостишие может быть связано с другими темами, образами, содержанием. Однако в подавляющем большинстве случаев частушечные двустишия и четверостишия независимы друг от друга и исполняются как отдельные, связанные между собой только общим напевом песенки. Лучшие из песенок-частушек независимо от того, взаимосвязаны они или нет, — образны, подлинно поэтичны. В частушках часто использованы сравнения. Сравнения в отдельных случаях повторяют параллелизм:
Какая острая пила
В елочку впилилася,
Какая глупая была
В мальчика влюбилася.
— Как пила крушит, пилит,
В елочку впилилася, —
— Так мое сердце болит,
В мальчика влюбилася.
Параллелизм и сравнение в приведенных текстах имеют общие образы (приведенные частушки отчасти совпадают и словесно: ср. вторые и четвертые строки). Но гораздо чаще образное сравнение частушек независимо от параллелизма («Пускай миленький походит, как лиса за белочкой»; «Как на небе тучки ходят, так на сердце у меня»; «Как туман падет на землю, падет серая роса, так с печали помутились мои серые глаза» и т. д.).
Широко используются в частушках метафоры и метафорические выражения. Частушка говорит о «березке, всем ветрам покорной»; девушка желает, «чтобы милого ударило в тоску», о парне говорится: «пусть посохнет зимушку». Иногда на метафорическом образе строится вся частушка целиком.
Во чужих людях живу,
По востру ножику хожу,
Гнется ножик во дугу;
Я потрафить не могу.
Нередки в частушке и метонимические образы. Так, говоря
о парне, увлекающем девушку, частушка упоминает о его
одежде.
Все ребята в картузах,
А мой милый в кепке.
Проклятая кепка
Завлекает крепко.
Часто встречается в частушке традиционная для народного творчества гипербола. Например: девушка будет любить милого, пока «в морюшке до донышка не высохнет вода»; вспоминая о встрече с милым, о свидании, девушка признается, что он «сколько звездочек на небе, столько раз поцеловал» и т. д.
Различные приемы образности, разные средства поэтического языка при создании частушек делают этот жанр коротких песенок выразительным и точным в обрисовке художественного образа, в создании картин живой действительности. Богатая образность при лаконичности текста типична для лучших образцов жанра. Именно это и заставило А. М. Горького в 1934 г. обратить внимание молодых писателей на частушки. А. М. Горький писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на «частушки» — непрерывное и подлинно «народное» творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках проиинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов? Отбросив в сторону подражания частушкам, сочиняемые свободомыслящими мещанами и скептически настроенными путниками, мы увидим, что частушки строятся из чистого языка, а если иной раз слова у них сокращены, изменены — это делается всегда в угоду ритму, рифме»
Читайте также: