Какие средства создания поэтических образов используют в стихах о родной природе поэты 19 века
Обновлено: 04.11.2024
Данная работа является методической разработкой урока литературы с применением нескольких видов образовательных технологий, основной из которых является технология проектной деятельности. Представленный урок литературы разработан для обучающихся пятого класса средней общеобразовательной школы (при желании разработку можно дополнить и усложнить для учеников 6-7 классов в соответствии с учебным материалом) и направлен на то, чтобы углубить знания обучающихся об изобразительно-выразительных средствах (тех, с которыми они знакомятся в пятом классе), подготовить их к изучению теории литературы в дальнейшем. Помимо этого работа на уроке ведется в соответствии с методом проектов – ученики создают и наполняют примерами из художественных текстов иллюстрированный словарь изобразительно-выразительных средств.
Методическая разработка содержит обоснование ее целесообразности, описание этапов работы над подготовкой и проведением урока; структуру самого урока. Помимо этого в материалах представлены ожидаемые результаты, анализ рисков и трудностей, перспективные направления работы, приложения.
Актуальность методической разработки . Современная школа, работающая в соответствии с ФГОС, должна обеспечить деятельностный подход в обучении; ребенка необходимо «научить учиться». Такой подход может быть реализован только при активизации познавательного интереса самого обучающегося, особенно, если брать такую возрастную группу учащихся, как 10-12 лет. Для этой группы «важно лишь то, что интересно для меня», поэтому уроки должны быть направлены на увеличение интереса ребенка к языку как к основному способу не только общения, но и достижения многих целей в жизни, к литературе как к искусству не просто прекрасного, но точного слова, способного изменить жизнь человека.
Естественно, что для увеличения интереса необходимо использовать новые приемы и методы работы, способные заставить обучающихся заниматься изучением русского языка и литературы не только на уроках, но и дома, направленные на развитие самостоятельности, на расширение творческих способностей детей. В этом нам, учителям, помогает технология проектной деятельности, технология интегрированного обучения (конкретно в данном случае, это интеграция уроков литературы и уроков ИЗО, которые являются одними из любимых для школьников выбранной возрастной группы). К тому же то , что вдохновляет детей и заставляет их творить, одновременно учит их бережно относиться к этому: к слову (в широком смысле) в литературе, к нашему культурному наследию, перешедшему от прославленных писателей и художников.
Актуальность создания подобных разработок обуславливается и их социальной значимостью , ведь школа призвана не просто дать ребенку знания, но и воспитать в нем нравственность, способность к эмпатии, научить ценить все то, что создано другими людьми. На наш взгляд, особенно это касается уроков гуманитарного цикла: русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства и т.д.
В условиях массовой информатизации и компьютеризации общества теряется интерес не только к человеку как к личности (конформизм, отсутствие собственной гражданской позиции), но и к культурному наследию страны (современные дети мало читают, реже посещают картинные галереи и т.д., т.е. перестают ценить все то, что годами создавалось для духовно-нравственного просвещения общества), к языку (общение в интернете ведет не только к неоправданной экономии речевых средств и усилий, но и к намеренному искажению слов или выражений, что способствует небрежному отношению к слову). Именно поэтому современной школе необходимо развивать у детей бережное отношение к нашей культуре, к произведениям литературы (чуткое и внимательное отношение к слову; «слово как ценность»), к живописи (понимание глубины изображенного на картине; способность человека создавать шедевры).
Еще одним актуальным вопросом, который затрагивает данная разработка, это воспитание молодого педагога, оказание ему помощи в создании так называемой «методической копилки», из которой можно не только брать готовые материалы, но и комбинировать, улучшать и углублять их, создавая новые. Будучи молодым педагогом, я сознаю необходимость не только создания каких-то новых методических разработок, но и обмена ими.
Цель разработанного урока:
- развивать интерес к изучению произведений литературы как культурного наследия России посредством бережного отношения к слову в художественном тексте;
- углубить и закрепить знания об изобразительно-выразительных средствах языка;
- совершенствовать умение находить изобразительные средства (метафора, эпитет, олицетворение, звукопись, антитеза, лексический повтор) в художественном поэтическом тексте;
Дополнительная цель: создание иллюстрированного словаря изобразительно-выразительных средств с примерами из текстов художественной литературы.
Использованные образовательные технологии: проектная технология, технология мастерских (творческая работа над созданием иллюстрированного словаря), информационно-коммуникационная технология, технология интегрированного обучения (интеграция уроков литературы и уроков ИЗО), технология развивающего обучения (самостоятельная поисковая работа по поставленной задаче), технология развития критического мышления (организация взаимопроверки после самостоятельной работы).
Возможные сложности, риски. Возможной сложностью может стать медленная скорость работы обучающихся на уроке, ведь поиск изобразительно-выразительных средств является для них новым заданием. Но такую работу можно продолжить еще на одном уроке, ведь проект по созданию словаря можно сделать долговременным.
Еще одна трудность, с которой можно столкнуться, ‒ это неспособность видеть в тексте выразительное средство. Такая проблема корректируется постоянным участием педагога в поиске средств и проверке, возможностью помочь ребенку наводящими вопросами. Но, как показал опыт проведения урока (урок был дан в рамках районного семинара по проектной деятельности в школе в январе 2016 года), дети, имея хорошо развитое воображение, с удовольствием отыскивают изобразительно-выразительные средства в поэтических текстах (особенно эпитеты, звукопись, лексические повторы). Конечно, в силу возраста и отсутствия читательского опыта обучающимся бывает трудно отличать метафору от олицетворения, но подобная ситуации исправляется, во-первых, практикой и привлечением новых текстов, а во-вторых, пониманием того, что олицетворение – это частный вид метафоры.
План-конспект урока литературы по теме: «Образы родной природы в стихотворениях поэтов 19 века. Продолжаем составлять словарь изобразительно-выразительных средств».
Вид занятия: урок закрепления учебного материала.
Цели: углубить и закрепить знания об изобразительно-выразительных средствах языка; совершенствовать умение находить изобразительные средства (метафора, эпитет, олицетворение, звукопись, антитеза, лексический повтор) в художественном поэтическом тексте; развивать интерес к изучению произведений литературы как культурного наследия России посредством бережного отношения к слову в художественном тексте;
Дополнительная цель : создание иллюстрированного словаря изобразительно-выразительных средств с примерами из текстов художественной литературы.
Опережающая подготовительная работа к уроку: обучающиеся приходят на урок с уже подготовленными словарями, в которых записаны 6 изобразительно-выразительных средств с определениями (работа проводится на предыдущем уроке). Ребята так же должны проиллюстрировать обложку словаря и быть знакомы с краткой биографией авторов изучаемых стихотворений.
Оборудование: проектор; компьютер, презентация с приложением; детские словари с терминами и иллюстрациями; учебник литературы В.Я Коровиной, 5 класс; тексты художественных произведений.
Используемые методы и приемы работы:
для учителя - слово учителя (ведущее, комментирующее, сообщающее, оценивающее); беседа (репродуктивная, репродуктивно-продуктивная, эвристическая);
для обучающихся – слушание (глобальное, оценочное, рефлексивное); чтение (подготовленное выразительное чтение; эвристическое); устные ответные высказывания; самостоятельная поисковая работа.
Ход занятия
I .Организационный момент (1 мин)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем трудиться над нашим проектом – над созданием словаря изобразительно-выразительных средств. Вчера мы работали с образными средствами языка, какие-то уже повторяли, с какими-то только познакомились. Нашей задачей было научиться выявлять эти средства в разных текстах – научиться их замечать. Сегодня мы продолжим такую работу и опираться будем на поэтические тексты замечательных мастеров слова 19 века, которые писали о русской, родной для них и для нас природе. Примеры же образных средств мы зафиксируем в наших словариках. (Слайд 1. Прим.авт.: скриншоты со слайдов см. в Приложении 2 )
II .Этап повторения изученного материала (3 мин)
- Прежде чем перейти к такой работе, вспомним определения уже изученных нами изобразительно-выразительных средств. Взгляните на слайд, перед вами сами образные средства и их определения. Давайте соотнесем понятие и определение. (Слайд 2, 3)
Разминка на соотнесение понятия и определения – метафора, олицетворение, звукопись, антитеза, эпитет, лексический повтор.
III .Этап активизации познавательного интереса, подготовки к восприятию художественного текста (8 мин)
- Мы с вами уже говорили о том, что в нашей литературе одной из самых популярных тем была тема природы, пейзажных зарисовок на тему родной природы. Как вы думаете почему? (Ответы обучающихся)
- Вы уже изучали такие произведения в младших классах. О чем писали наши авторы? (Ответы обучающихся)
- Тема природы в творчестве поэтов, музыкантов и художников почти вечна. Мы с вами писали сочинения по картинам, вы все читали стихи о природе. Эти произведения помогали и помогают людям внимательно и бережно относиться к природе, погружаться в нее, искать в ней источник вдохновения, радости, удивления. Они учат нас обращать внимание на детали. Каждый поэт или писатель, каждый художник или композитор обращался к природе, чтобы понять себя, понять окружающий мир, найти силы или новые идеи, чтобы ощутить себя частью природы. Вы верно сказали, что были произведения-воспоминания о тех местах, где родились и провели свое детство те или иные писатели, были произведения об отдельных явлениях природы или о временах года. Временам года посвящались даже целые циклы стихотворений. Как вы думаете, почему именно времена года так привлекательны для тех, кто создает произведения словесности или живописи? (Слайд 4) (Ответы обучающихся – должны прийти к выводу, что природа в разные времена года не только кардинально меняется, но и всегда по-особенному красива и прекрасна)
- Верно! В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Это определенные периоды жизни человека, это времена, в которые происходят разные события, каждое время года по-особому ощущалось авторами литературы. Находясь под впечатлением определенного времени года, писатели использовали огромное количество изобразительно-выразительных средств для создания ярчайших образов зимы, весны, лета, осени. Если мы обратимся к изучению таких средств, мы узнаем, поймём, как видели и чувствовали времена года поэты. Мы станем богаче духовно, научимся лучше понимать себя, природу и людей вокруг. (Слайд 5) А, скажите, какое ваше любимое время года? За что вы его любите? (Ответы обучающихся )
- Вы называли зиму достаточно много раз. Зима сейчас за окнами, зима по календарю… Наши русские писатели и поэты очень любили зиму за ее чистоту, за прекрасную, холодную красоту, за голубоватый снег. Вы помните, недавно, вы сами описывали зимний пейзаж по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» и нашли в нем огромное количество красок, оттенков. Вы смогли оценить всю прелесть зимней красоты сейчас, когда погода побаловала нас снегом и морозцем. Авторы русской литературы порой были настолько влюблены в зимние пейзажи, что писали потрясающие шедевры на тему зимней природы. Взгляните на слайд, посмотрите на прекрасные зимние пейзажи, созданные художниками. Настройтесь на восприятие зимы, на разговор о ней. (Слайд 6)
IV . Этап работы над анализом художественного текста, предваряющий самостоятельную работу (8 мин)
- А теперь обратимся к литературным зарисовкам зимы. Вспомним Ф.И. Тютчева и его прекрасно стихотворение «Чародейкою Зимой…». Озвучит нам это стихотворение … (Подготовленное выразительное чтение текста Ф.И. Тютчева одним из обучающихся – текст стихотворения представлен на слайде и лежит перед ребятами). (Слайд 7)
- Итак, о чем пишет нам Федор Иванович Тютчев? Какие чувства он стремится передать? (Ответы обучающихся )
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для создания образа Зимы? Загляните в свои словарики, они помогут вам правильно отыскать образные средства. Каждое средство вы подчеркиваете в тексте цветным карандашом или ручкой. (Ответы обучающихся – находят в тексте стихотворения метафоры, эпитеты, повтор, антитезу; помогает им в этом репродуктивная, эвристическая беседа)
- Хорошо! Ребята, у кого есть вопросы по поиску изобразительно-выразительных средств? У вас у всех богатая фантазия, которая всегда очень хорошо помогает во время поиска средств.
V . Самостоятельная работа над художественным текстом с последующими взаимопроверкой и взаимооцениванием (8 мин)
- Сейчас вы работаете самостоятельно с двумя текстами, которые сообщают нам о приходе весне. Мы обратимся опять же к Федору Ивановичу Тютчеву и к Алексею Николаевичу Плещееву. Перед вами лежат тексты их стихотворений. Давайте озвучим их. (Подготовленное выразительное чтение художественных текстов).
- Хорошо, спасибо! (Слайд 8) Сейчас первый ряд ищет в этих трех стихотворениях метафоры и лексические повторы . Второй ряд занимается поиском олицетворений и звукописи . Третий ряд отыскивает в текстах эпитеты и антитезу . Через 7 минут мы займемся взаимопроверкой. Я советую вам пока не записывать примеры средств, только выделять их цветными ручками.
VI . Этап взаимопроверки (13 минут)
- Ребята, сейчас первый ряд презентует нам найденные средства, остальные ряды оценивают правильность ответа. Затем записываем. То же самое произойдет со вторым и третьим рядом. Кому непонятно, как пройдет взаимопроверка? Тогда начинаем.
VII . Этап объяснения домашнего задания (1 мин)
- Ребята, вы молодцы! (Слайд 9) Дома вы занимаетесь обогащением словаря. Работаете со стихотворениями о лете и осени – со стихотворением Ивана Саввича Никитина «Утро», стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Как весел грохот летних бурь», Апполона Николаевича Майкова «Ласточки». Работаете так же, как и в классе – ищете примеры изобразительно-выразительных средств. Помимо этого делаете иллюстрации к словарю – зарисовки природы, зарисовки к образным средствам. Мы продолжим обогащать словарь на следующем уроке при изучении творчества И.А. Бунина и его рассказа «Косцы» - сравним, какие средства изобразительности используются уже в прозаической речи. Кому домашнее задание непонятно?
VIII . Рефлексия. (3 минуты)
- Что узнали нового?
- Ребята, для чего же нужны литературе и конкретно поэтической речи изобразительно-выразительные средства?
- Какие средства выразительности вам запомнились особенно?
- Каким представился вам образ зимы?
Итог урока. Вы правы в том, что для поэтической речи изобразительно-выразительные средства не просто важны, а, можно сказать, жизненно важны. Образный язык позволяет оживлять в нашем сознании образы из любого стихотворения, из любого текста. Они учат нас чуткости и внимательности по отношению к любому ценному тексту литературы. Спасибо за работу, до свидания!
Читайте также: