Как запомнить разносклоняемые существительные стих

Обновлено: 22.11.2024

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные — это 10 слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя (бре­мя, вре­мя, вымя, зна­мя, имя, пла­мя, пле­мя, темя, семя, стре­мя), суще­стви­тель­ные «путь» и «дитя», кото­рые име­ют сме­шан­ное склонение.

Узнаем, что такое раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке., рас­смот­рев осо­бен­но­сти их изме­не­ния по падежам.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные невоз­мож­но отне­сти ни к одно­му из трех типич­ных скло­не­ний слов этой части речи. Эта неболь­шая груп­па суще­стви­тель­ных име­ет падеж­ные окон­ча­ния раз­ных типов склонения.

Особенности склонения разносклоняемых существительных

Слова, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -мя, и суще­стви­тель­ное «дитя» име­ют кате­го­рию сред­не­го рода, а суще­стви­тель­ное «путь» с нуле­вым окон­ча­ни­ем — муж­ско­го рода (срав­ним: сло­во «стол» с нуле­вым окон­ча­ни­ем муж­ско­го рода явля­ет­ся суще­стви­тель­ным вто­ро­го скло­не­ния). Все же эти сло­ва не явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми вто­ро­го склонения.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам по-особому:

  • р.п. наступ­ле­ние (чего?) ноч и ; древ­ко (чего?) зна­мен и ;
  • д.п. раду­юсь (чему?) ноч и ; зна­мен и ;
  • п.п. думаю (о чём?) о ноч и , о зна­мен и .

Склонение слов «время» и «путь»

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «вре­мя» и «путь»:

  • и.п. (что?) врем я , вре­мен а
  • р.п. мно­го (чего?) вре­мен и , вре­мён
  • д.п. (чему?) вре­мен и , вре­мен ам
  • в.п. (что?) врем я , вре­мен а
  • т.п. рас­по­ла­гаю (чем?) вре­мен ем , вре­мен ами
  • п.п. забо­чусь (о чём?) о вре­мен и , о вре­мен ах
  • и.п. (что?) путь, пут и
  • р.п. направ­ле­ние (чего?) пут и , пут ей
  • д.п. иду (по чему?) по пут и , по пут ям
  • в.п. вижу (что?) путь, пут и
  • т.п. любу­юсь (чем?) пут ём , пут ями
  • п.п. нахо­жусь (в чём?) в пут и , (о чём?) о пут ях

Сравним:

  • т.п. любу­юсь (чем?) мор ем , огн ём ;
  • т.п. иду (чем?) пут ём ; гор­жусь (чем?) зна­мен ем , имен ем , пла­мен ем и т.д.

При изме­не­нии суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя, в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей един­ствен­но­го чис­ла и во всех паде­жах мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен/-ён:

  • зна­мя — знам ен и, знам ён
  • имя — им ен и, им ён
  • пле­мя — плем ен и, плем ён

В мор­фем­ном соста­ве слов «семя» и «стре­мя» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ян-:

  • семя — сем ен и, сем ян ;
  • стре­мя -стрем ен и, стрем ян .

Будем учи­ты­вать, что раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «бре­мя», «вымя», «пла­мя» и «темя» не име­ют форм мно­же­ствен­но­го числа.

Склонение существительного «дитя»

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые особенности.

Существительное «дитя» в роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном паде­же име­ет фор­му «дитя­ти», как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в тво­ри­тель­ном — «дитя­тей» (дитя­тею).

Сравним:

  • ули­ца — улиц ей ,
  • армия — арми ей

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го числа:

  • и. п. (кто?) дит я
  • р. п. голо­сок (кого?) дитят и
  • д. п. иду (к кому?) к дитят и
  • в. п. колы­шу (кого?) дит я
  • т. п. любу­юсь (кем?) дитят ей (дитят ею )
  • п. п. рас­ска­жем (о ком?) о дитят и

Видеоурок

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.

Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми

При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:

  1. муж.р. и жен.р. на -а, -я (баня, станция, судья);
  2. мужск.р. и средн.р. с нулевым окончанием и на -о, (-е) (растение, принтер, короб, колесо);
  3. женск.р. (все, кроме I скл.), (лошадь, мочь).

Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.

Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:

Таблица склонения существительных на -мя

Особенности склонения существительных данной категории:

  1. В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание , как сущ. III скл. (нет чего? Род.п. – имени, племени, семени; чему? Дат.п. – стремени, пламени, вымени).
  2. В ед.ч. Т.п. – окончание -ем, как сущ. II склонения (чем? Тв.п.- бременем, знаменем, семенем).
  3. У существительных ср.р. на -мя, в форме множ.ч. появляется суффикс -ен (-ён), (имена (Им. п. что?), времён (Род.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
  4. У сущ. ср.р. на -мя, в форме единст.ч. появляется суффикс -ен (-ён), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
  5. У слов семя и стремя в Род.п. множ.ч. добавляется формообразующий суффикс -ян (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
  6. Такие слова на -мя, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы множ.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.

Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:

Склонение слов путь, дитя

Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.

В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:

  • в Род.п., Дат.п., Предл.п. представлено в архаичной форме – дитяти, с окончанием , как у сущ.III склонения;
  • в Тв.п. – окончание -ей (ею), дитятей (дитятею).

Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:

Как запомнить разносклоняемые существительные

Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:

Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).

Читайте также: