Как запомнить разносклоняемые существительные стих
Обновлено: 22.11.2024
Разносклоняемые существительные — это 10 слов, заканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), существительные «путь» и «дитя», которые имеют смешанное склонение.
Узнаем, что такое разносклоняемые существительные в русском языке., рассмотрев особенности их изменения по падежам.
Разносклоняемые существительные невозможно отнести ни к одному из трех типичных склонений слов этой части речи. Эта небольшая группа существительных имеет падежные окончания разных типов склонения.
Особенности склонения разносклоняемых существительных
Слова, заканчивающиеся на -мя, и существительное «дитя» имеют категорию среднего рода, а существительное «путь» с нулевым окончанием — мужского рода (сравним: слово «стол» с нулевым окончанием мужского рода является существительным второго склонения). Все же эти слова не являются существительными второго склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому:
- р.п. наступление (чего?) ноч и ; древко (чего?) знамен и ;
- д.п. радуюсь (чему?) ноч и ; знамен и ;
- п.п. думаю (о чём?) о ноч и , о знамен и .
Склонение слов «время» и «путь»
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам разносклоняемые существительные «время» и «путь»:
- и.п. (что?) врем я , времен а
- р.п. много (чего?) времен и , времён
- д.п. (чему?) времен и , времен ам
- в.п. (что?) врем я , времен а
- т.п. располагаю (чем?) времен ем , времен ами
- п.п. забочусь (о чём?) о времен и , о времен ах
- и.п. (что?) путь, пут и
- р.п. направление (чего?) пут и , пут ей
- д.п. иду (по чему?) по пут и , по пут ям
- в.п. вижу (что?) путь, пут и
- т.п. любуюсь (чем?) пут ём , пут ями
- п.п. нахожусь (в чём?) в пут и , (о чём?) о пут ях
Сравним:
- т.п. любуюсь (чем?) мор ем , огн ём ;
- т.п. иду (чем?) пут ём ; горжусь (чем?) знамен ем , имен ем , пламен ем и т.д.
При изменении существительных, заканчивающихся на -мя, в формах родительного, дательного и предложного падежей единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен/-ён:
- знамя — знам ен и, знам ён
- имя — им ен и, им ён
- племя — плем ен и, плем ён
В морфемном составе слов «семя» и «стремя» в форме родительного падежа множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ян-:
- семя — сем ен и, сем ян ;
- стремя -стрем ен и, стрем ян .
Будем учитывать, что разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.
Склонение существительного «дитя»
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Существительное «дитя» в родительном, дательном и предложном падеже имеет форму «дитяти», как существительные третьего склонения, а в творительном — «дитятей» (дитятею).
Сравним:
- улица — улиц ей ,
- армия — арми ей
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
- и. п. (кто?) дит я
- р. п. голосок (кого?) дитят и
- д. п. иду (к кому?) к дитят и
- в. п. колышу (кого?) дит я
- т. п. любуюсь (кем?) дитят ей (дитят ею )
- п. п. расскажем (о ком?) о дитят и
Видеоурок
Что такое разносклоняемые существительные, примеры
В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.
Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:
- муж.р. и жен.р. на -а, -я (баня, станция, судья);
- мужск.р. и средн.р. с нулевым окончанием и на -о, (-е) (растение, принтер, короб, колесо);
- женск.р. (все, кроме I скл.), (лошадь, мочь).
Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.
Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:
Таблица склонения существительных на -мя
Особенности склонения существительных данной категории:
- В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание -и, как сущ. III скл. (нет чего? Род.п. – имени, племени, семени; чему? Дат.п. – стремени, пламени, вымени).
- В ед.ч. Т.п. – окончание -ем, как сущ. II склонения (чем? Тв.п.- бременем, знаменем, семенем).
- У существительных ср.р. на -мя, в форме множ.ч. появляется суффикс -ен (-ён), (имена (Им. п. что?), времён (Род.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
- У сущ. ср.р. на -мя, в форме единст.ч. появляется суффикс -ен (-ён), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
- У слов семя и стремя в Род.п. множ.ч. добавляется формообразующий суффикс -ян (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
- Такие слова на -мя, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы множ.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.
Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:
Склонение слов путь, дитя
Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.
В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:
- в Род.п., Дат.п., Предл.п. представлено в архаичной форме – дитяти, с окончанием -и, как у сущ.III склонения;
- в Тв.п. – окончание -ей (ею), дитятей (дитятею).
Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).
Читайте также: