Как выучить стих зимнее утро

Обновлено: 04.11.2024

Покажите мне школьника, который не учил "Бородино", письмо Татьяны, стихи Некрасова. Долго, трудно, со слезами и скандалами.

Неужели можно учить длинные стихи без зубрёжки, быстро и легко? Можно, есть такие способы! Подростки и взрослые могут их применять сами, а детсадовцев и младших школьников родители научат. И всем станет легче жить.

Основные приёмы

  • Чтобы что-то знать, надо понимать.

Сначала очень внимательно прочитайте стихотворение. Если есть непонятные слова и выражения, уточните их значения, разберитесь, для чего они используются в этом произведении. Обратите внимание на знаки препинания — где они усиливают эмоции, а где снижают накал.

  • Чтобы выучить наизусть, надо учить вслух.

Когда разобрали сложные места, прочтите стихотворение вслух, от начала до конца, несколько раз. Не монотонно, а с выражением. Таким образом подключаются сразу и моторная память (проговаривание), и слуховая.

  • Чтобы пройти большой путь, надо много раз шагнуть.
  • Чтобы выучить накрепко, надо крепко сосредоточиться.

Позаботьтесь, чтобы никто и ничто не отвлекало от процесса. Выключите телевизор и компьютер, отложите мобильный, обеспечьте тишину.
Если учить стихи второпях, думая о других делах, трудно сконцентрироваться. И вы потратите больше времени, а результат окажется не лучшим.

  • Чтобы хорошо бежать, надо правильно стартовать.

Всегда начинайте с автора и названия произведения. Это уж вы точно не забудете, и такой "трамплин" задаст правильный темп для выступления.

Маленькие хитрости

Подскажу интересные способы для запоминания длинного текста. Попробуйте их! Выберите те, которые лучше всего помогают именно вам или вашему ребёнку.

Моторика. Надо переписать стихотворение на бумагу. При этом проговаривайте каждое слово и аккуратно выписывайте каждую букву. Можно переписать не весь текст, а только самые сложные места, которые никак не запоминаются.

Ассоциации. Придумайте образы на сложные слова, или на каждую строку или строфу. Что первое приходит в голову, то и представляйте. Свяжите мысленно образ и напечатанное слово. Маленький ребёнок тоже может придумать свои ассоциации (тем более, что у него небольшой словарный запас и он ещё не умеет читать). Помогите ему запомнить связки образов и слов стихотворения.

Комиксы (пиктограммы). Можно зарисовать ассоциации. Так вы закрепите образы, которые увидели в стихотворении (например, строчка "вздулись сердитые волны" похожа на нахмуренный воздушный шарик с волнистой ниточкой). Этот способ прекрасно подходит маленьким детям.

Эмоции. Прочитайте стихотворение максимально выразительно, не стесняйтесь. Делайте особый акцент на глаголы, чаще всего именно они выстраивают поэтическую динамику. Можете подключить руки, ходить по комнате — как вам удобно! Ведь не секрет: лучше всего запоминается то, что прожито эмоционально.

Музыка. Читайте стихотворение с каким-нибудь мотивом. Напевайте его. Песни всегда крепче ложатся в память.

Диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, или найдите в интернете, как его читает профессионал. И слушайте, слушайте, слушайте. При этом можно заниматься другими делами, а стих сам собой запомнится.

Метод шторки. Прочтите стихотворение, затем положите на текст чистый лист так, чтобы было не видно последние слова строк. Прочтите ещё раз. Сдвиньте лист, чтобы он закрывал уже половину строки. И снова прочтите. Удивительно, но вы уже выучили 50%!

Метод крышечек. Наклейте на прозрачную плёнку (файлик) бумажные квадраты и полоски в произвольном порядке. Положите плёнку на текст и прочтите его, вспоминая участки, закрытые "крышечками".

Конструктор. Распечатайте стихотворение крупным шрифтом или перепишите на чистый лист. Разрежьте на отдельные строки. Перемешайте и выложите строчки в нужном порядке. Детям очень нравится!

Выучить и не забыть

И несколько советов для закрепления выученного стиха.

  • Прочитайте его перед сном и сразу после пробуждения.
  • Прочитайте перед зеркалом.
  • Повторите наизусть с посторонним шумом (под радио, в душе, в транспорте). Это поможет при чтении стихотворения в классе, перед аудиторией.

Вчера мы с сыном учили отрывок из "Сказки о золотой рыбке". Речитативом. Неплохо получилось!

Читайте также: