Как в цикле стихи о прекрасной даме отразилась философия владимира соловьева

Обновлено: 04.11.2024

В цикле “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее отчетливо прослеживаются различия и связи между, назовем условно, тремя уровнями стихов А. Блока — уровнем личным, мистическим и словарным.
Личные переживания Блока в этот период связаны с развитием его отношений с возлюбленной. Все стихи, написанные после встречи с Л. Менделеевой, Блок называет “Post lucem” — “После света”. Многие произведения являются откликом на реальные события в жизни поэта, например, стихотворение “Медленно в двери церковные. ” связано с встречей Любови Менделеевой в Казанском соборе. Однако любовь к реальной женщине становится не только фактом личной биографии поэта: она воспринимается как момент соприкосновения с великим мистическим образом.
Годы написания второго цикла стихов совпадают по времени с моментом увлечения А. Блоком стихами и идеалистической философией В. Соловьева, которая во многом основывалась на платоновской идее двоемирия: обыденная жизнь — это всего лишь бедное подобие “потустороннего”, “сверхчувственного”. Центральный образ философии Соловьева — Мировая душа, олицетворенное начало вселенной, высшая сила, способная преобразить мир. Мировой душой в поэзии Блока становится символический образ “вечной женственности”, Прекрасной Дамы, который становится божественным предметом поклонения:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

Приход Прекрасной Дамы связан с верой в Бога, но тоже мистическим образом. “Она” у Блока иногда отождествляется с Богородицей, потому что именно Прекрасная Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама — образ вечный, она соединяет вечным огнем прошлое и будущее, она — высший идеал стремлений художника.
Мир становится интересен для А. Блока только с точки зрения поиска в нем внеземного. Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь души не кончается. Главное — уловить в мире внеземные начала: “последний вздох, и тайный, и бездонный, слова последние, последний ясный взгляд”, “Яркий отблеск неземной”. Воплощением же неземного на земле, опять же становится женщина.
Все эти основные идеи переходят и на третий уровень лирики А. Блока — уровень словарный. Прекрасная Дама, Ты всегда пишутся с большой буквы. Все стихотворения строятся на некоторых опорных словах, которые приобретают символическое значение. Слова “гореть, огонь, пламя” символизируют движение, развитие. Отсюда яркая метафора: жить — гореть. Круг — символ совершенства (“Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги. ”). Кроме того, круг — это и нимб на иконе, а потому ему придается божественный смысл. Особую символику приобретают цвета. Алый — это цвет Прекрасной Дамы. Окруженная мистическим ореолом, она постоянно пребывает в алом сумраке. Противопоставление алого и синего цветов становится для А. Блока символом противопоставления хаоса и космоса. Красное — непостижимое, движущееся, даже иногда демоническое. Синее — небесное, упорядоченное. Наиболее часто в стихах встречается лазурный цвет. Лазурь символизирует божественное, святое, но к концу цикла этот цвет уже связывается и с земной женщиной, а потом лазурное соединяется с белым и становится символом небесного на земле. Черный цвет — цвет таинственного мрака, неизбежных сумерек, мрака в душе поэта.
7 ноября 1902 года А. Блок получает “Царственный Ответ”: Л. Менделеева соглашается стать его женой.

Читайте также: