Как только ураган стих они двинулись в путь
Обновлено: 22.11.2024
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Горные дороги и тропы были занесены глубоким снегом.
Б. Однажды в горах Памира группу конников застал сильный ураган.
В. Как только ураган стих они двинулись в путь.
Г. Конники вынуждены были переждать непогоду.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
А, Б, В,Г 2. А, В,Б, Г 3. А, Г, Б, В 4. Б, А,Г, В.
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А3. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
Конники – имя существительное
Занесены – краткое прилагательное
А4. Укажите верную характеристику предложения А.
Повествовательное, простое, нераспространенное
Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными членами предложения
А5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Б?
Группу конников застал
Застал сильный ураган
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть краткие причастия?
А,Г. 2. А 3. В 4. А,Б,Г
А7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А8. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший
Брос..вший, называ..мый, увид..нный
А9. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием
А10. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся
А11. В каком слове на месте пропуска пишется -н-?
12. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно?
Книги (не)сложены, (не)тронутый снег, (не)выспавшийся утром ребенок
(Не)тронутый снег, (не)доумевающий взгляд, еще (не)оконченный путь
(Не)выполненная вовремя работа, окна (не)вымыты, (не)прочитанная, а просмотренная книга
(Не)гре..щее солнце, (не)видимый на фоне леса, (не)годующий возглас
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1)расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3)находилось большое стадо овец(4)улегшихся на отдых.
1,2,4 2. 1,2,3,4 3. 1,4 4. 1,2
А 14. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Тысячи звуков смешивались в длинный скачущий гул.
Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке.
Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе
А15. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Мы разместились в доме, который был построен лесником.
Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги.
Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.
Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.
Часть2. Прочитайте текст и выполните задания А16-А18, В1-В6
(1)Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. (2) Командир полка, первым ворвавшегося в Орел, и его заместитель ехали впереди на усталых, лоснящихся от пота конях. (3) Пехотинцы, с которых еще не схлынуло упоение только что отшумевшего боя, густо покрытые пылью и пороховой гарью, измученные, но счастливые, в просоленных потом гимнастерках шли, как на параде, четко отбивая шаг. (4) Каждый из них в эту минуту заслуженно чувствовал себя героем.
(5) Полк шел к центру Орла. (6) Сколько сцен, трагических и радостных, патетических и забавных, сцен, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобожденного города. (7) Пожилая женщина, державшая на руках большеголового с восковым личиком ребенка, улыбалась и плакала, стоя на перекрестке. (8) Девушки бросали под ноги бойцам цветы. (9) Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях выбежала из калитки, несколько мгновений стояла как вкопанная, глядела на проходивший полк, потом ее лицо озарилось радостью. (10) Тут же на мостовой она упала на колени и часто-часто закрестилась на покосившийся купол взорванной немцами церкви. (11) Какая-то женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. (12) Их отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, починить одежду.
А 16. Какое высказывание противоречит точке зрения автора текста?
Измученные, но счастливые пехотинцы шли, как на параде, четко отбивая шаг.
Все предлагали помощь бойцам.
Какая-то женщина была омрачена горем.
Командир полка первым въехал в Орел.
А 17. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм
В1. Из предложений 10-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
В2. Из предложений 11-12 выпишите слово с чередующейся гласной а-о в корне слова.
В3. При помощи какого способа образовано слово покрытый?
В4. Из предложения 10 выпишите причастный оборот.
В5. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором нет причастного оборота.
Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, почему люди плакали и радовались, предлагали свою помощь пехотинцам? Запишите свои рассуждения в виде небольшого сочинения (5-6 предложений).
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Наиболее совершенными для того времени были микроскопы, сконструированные Антони ван Левенгуком.
Б. Микроскоп – это прибор увеличивающий изображение в несколько сот тысяч раз.
В. В 20 веке изобретен электронный микроскоп, который усиливает изображение в десятки и сотни тысяч раз.
Г. Первые микроскопы начали изготавливать в 17 веке.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
В,Б,Г,А 2. Б, Г,А,В 3. Г, А,В,Б 4. А,Б,Г, В
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А3. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
Изобретен – краткое причастие
А4. Укажите верную характеристику предложения А.
Простое, осложнено причастным оборотом
Простое, осложнено однородными членами
А5. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении В?
Изобретен электронный микроскоп
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть причастный оборот?
А, Б,В,Г 2. А, В 3. А 4. А,Б
А7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А8. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Вид..мый, реша..мый, изуч..нный
Припа..нный, разгорож..нный, слыш.мый
Подхвач..нный, избира..мый, передава..мый
Управля..мая, слож..ны, завис..мый
А9. В каком варианте ответа пропущена гласная Е?
Испеч..нный, горяч. стуж..й
Сожж..нный, заключ..нный, свеч..й
Лиш..нный, , стереж..т, освещ..н
Запрещ..н, медвеж..нок, кумач..вый
А10. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Незабыва..мое событие, о приближающ..йся туче, у заросш..го пруда
В разваливш..йся избушке, чарующ..м звучанием, о всеобщ..м призвании
Раста..вший снег, игра..щие дети,пен..щиеся волны
Выгора..мые на солнце, движущ..Йся автомашины, стелющ..мся туманом
А11. В каком варианте ответа во всех словах пишется -нн-?
Пусты..ый, принесе..а, измене..ое
Определе..ы, неотпечата..ые, серебря..ые
Оловя..ый, погруже..ая, варе..ные в котелке
Краше..ая, некипяче..ая, деревя..ый
12. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется слитно?
1. (Не)обыкновенная тишина, (не)опубликованный в газете, задача (не)решена
2. (Не)слыханная тишина, (не)доброжелательный взгляд, (не)годующий возглас
3. (Не)унывающий человек, еще (не)выкрашенного, (не)тронутая природа
4. (Не)изгладимое впечатление, работа (не)закончена, (не)прочитанное письмо
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Ребятишки собрались у речки(1) и с любопытством наблюдали за товарищем(2) нырявшим в воду(3) и вынырнувшим оттуда(4) с каким-то предметом.
1, 2, 3,4 2. 2 3. 2,3 4. 1, 2
А 14. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонарей.
Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.
По наклонным доскам, спущенным из вагонов, непрерывным потоком катились на землю кирпичи.
В комнате, отведенной для отдыха, пилот освободился от теплой одежды.
А15. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Мальчик, который привык к постоянным обидам, душой, однако, не озлобился.
Совсем скоро тебе предстоит самостоятельно выбрать путь, по которому ты должен будешь идти всю жизнь.
Капли слепого дождя, что сверкают на солнце, похожи на крупные слезы.
Посреди сада он увидел фонтан, который был завален опавшими листьями.
Часть2. Прочитайте текст и выполните задания А16-А18, В1-В6
( 1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям.(4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долта».(11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвал источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17)Из синего дыма вышел лет семнадцати парень, с новой двустволкой. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего.(19) В довершении всего он не знал, что делать с птицей.
(21)- А, просто так…
(22)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, пистолеты и новые двустволки? (23) Кто должен научить их беречь и любить природу? (В. Песков)
А 16. Какое высказывание противоречит точке зрения автора текста?
Юноша убил дятла ради развлечения.
Юноша не знал, что делать с птицей.
Юноше необходима была эта птица.
А 17. Какие средства выразительности не используются в тексте?
Ряды однородных членов.
В 1. Из предложений 7-10 выпишите все причастия.
В2. Замените слово грянул из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В 3. Из предложений 11—15 выпишите слово, в котором правописание НН в суффиксе определяется правилом: НН пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида.
В4. Из предложения 11 выпишите причастный оборот.
В5. При помощи какого способа образовано слово заболевшей?
Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, для чего необходимо беречь и любить природу? Запишите свои рассуждения в виде небольшого сочинения (5-6 предложений).
Читайте также: