Как ритуал во время встречи стих
Обновлено: 22.11.2024
В погоне за красивым словом стихи ямальской поэтессы приписали. Цветаевой.
По случаю вспомнилось, как в одной эстрадной юмористической репризе герой вопрошал публику: «Есть ли жизнь за МКАДом?». Его забавные рассуждения сводились к тому, что это весьма сомнительно…
Шутки шутками, а в жизни подобные персонажи провоцируют ситуации совсем не смешные. Случай же приключился такой. На днях в редакцию «КС» обратилась надымчанка Ирина Стецив, известный автор нескольких стихотворных и прозаических книг, член Союза писателей России:
– Недавно по одному из федеральных каналов начали показывать новый сериал «Между нами, девочками», – рассказала она, – легкий, непринужденный, как раз, чтобы посмотреть вечером после работы, и я им заинтересовалась.
И вот, просматривая очередную серию, Ирина с удивлением услышала, как один из героев ленты цитирует ее стихи, а героиня, поощряя его начитанность, говорит, что они принадлежат… перу Цветаевой.
– «КС» не раз рассказывал о моем творчестве, – вспоминает Ирина Юрьевна, – пожалуйста, помогите сохранить мое доброе имя, ведь не все люди знают досконально творчество Цветаевой, и теперь, «благодаря» авторам сериала, они могут заподозрить меня в плагиате!
ГОСПОДА МОСКВИЧИ, ТАЛАНТЛИВА НЕ ТОЛЬКО ЦВЕТАЕВА!
Мы когда-то рассказывали нашим читателям, что Ирина Стецив родом из Архангельской области. В основу написанного ею «Портрета Родины» (того самого, прозвучавшего в сериале) легли дорогие ее сердцу детские воспоминания:
– Моя голубоглазая родня, широкие деревянные половицы, выкрашенные желтой краской и оттого действительно казавшиеся солнечными, а еще – большой ведерный самовар, у которого так любила собираться вечерами вся наша семья, – вспоминает автор строк.
Так и родилось это стихотворение – образное, лиричное, написанное с теплой любовью к Родине и без малейшего намека на патриотическую штамповку:
Ах! Как из солнца половицы,
Ажурных окон вереницы,
Под каждым – милое корытце
Для слезно плачущей зимы.
Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мед, морошка,
А рядом самовар и мы.
Ах! Эти сдержанные речи
По вечерам у русской печки,
Как ритуал во время встречи
Молочных северных ночей.
Ах! За окном цветет зарница,
Вокруг глаза речной водицы.
И вновь заезжий гость дивится
Портрету Родины моей.
Согласитесь, неудивительно, что именно оно приглянулось автору сценария или авторам диалогов. Приглянулось настолько, что его захотелось использовать в канве фильма. Вот только авторство, с их точки зрения, видимо, подкачало. Ведь герой сериала должен был блистать знанием творчества классика, а не современного сибирского поэта…
ПОКА НАМ НИКТО НЕ ОТВЕТИЛ
Автором сценария к сериалу «Между нами, девочками» выступил Алексей Кирющенко. Он знаком огромному количеству россиян как режиссер, создавший известные и любимые многими ленты: «Сваты», «Приключения солдата Ивана Чонкина», «Байки Митяя» и еще более десятка других многосерийных фильмов.
Корреспондент «КС» нашел аккаунт Алексея Адольфовича в одной из социальных сетей и попробовал связаться с ним, чтобы получить разъяснение по использованию стихотворения Ирины Стецив под чужим именем. Однако на высланное письмо никакого ответа пока не поступило.
Также не было никакой реакции и на аналогичное письмо, направленное в адрес кинокомпании «Look film», под эгидой которой снимался сериал «Между нами, девочками». Хотелось бы надеяться, что это объясняется занятостью, невозможностью регулярно просматривать почту и вовремя отвечать на письма, а не презрительным отношением ко всему и всем, что находится за пределами МКАД.
«КС» решил далее не ждать ответных писем, тем более что их может и не последовать. А вот за честное имя нашей талантливой землячки мы готовы поручиться. Хотя и она не собирается бездействовать. Ирина Стецив намерена найти адвокатов, которые специализируются на авторском праве, и в ближайшее время защитить свое честное имя уже в суде. Ее также поддержали коллеги по литобъединению и готовят совместное письмо в российскую «Литературную газету».
Реплика по поводу
ИМЯ АВТОРА – ИРИНА СТЕЦИВ!
Ошибка сериальщиков не осталась незамеченной и в творческих кругах блогосферы. Ищущему истину удалось добраться до нее без труда.
Оскар Амчиславский, поэт:
– Смотрел я симпатичный водевильчик (…) назывался, кажется, «Между нами, девочками» – и один из третьестепенных персонажей, пытаясь произвести впечатление на даму, принялся читать ей стихи.
– Не Блока, не Есенина читаете, – намекая на тривиально-рутинный характер обращения к творчеству упомянутых, а также подчеркивая неординарность культурных запросов своего спутника, отреагировала дама, – а саму Цветаеву, – и поощряюще на него взглянула.
Здесь я оставляю героев водевиля и речь буду вести о том, что мне интересно.
Сомнения в авторстве Цветаевой возникли сразу – не тот звук. Но стишок понравился жемчужной россыпью слов. И поскольку под рукой такой безграничный источник информации, как Интернет, то тут же нагуглил первую строчку. Ну, так вот, имя автора – Ирина Стецив.
Мнение
ТАЛАНТЛИВЫЕ ПОЭТЫ ЕСТЬ И В ГЛУБИНКЕ!
Людмила Е фремова , член Союза писателей России, руководитель надымского литературного объединения:
– Со случаями подобного «заимствования» наши авторы уже не раз сталкивались. У кого-то плагиаторы брали понравившуюся прозу, у кого-то – стихотворения, даже рисунки у наших художников умудрялись копировать и ставить под ними свои подписи.
Кто-то из плагиаторов, видимо, считает, что нынешний читатель – совершенно безграмотен и не может отличить классика от современного писателя.
Но это, конечно, не так! Среди наших современников – масса хорошо образованных людей. И создатели подобных фильмов, безответственно относясь к написанию сценариев, заведомо роняют свой авторитет в глазах аудитории.
Обидно и за авторов, которые живут и пишут за пределами столиц, в маленьких российских городках, поселках и деревнях. Талантливых и трудолюбивых писателей, оригинальных, ярких, имеющих образное, не зашлакованное сознание, в сегодняшней России десятки, если не сотни.
Хотелось бы надеяться, что создатели сериала «Между нами, девочками» просто ошиблись. В этом случае рекомендую им простую практику – проверять и перепроверять материал, на который они ссылаются или опираются при написании текстов. Это поможет избежать досадных ошибок и сохранит их авторитет.
Читайте также: