Как писать психоделические стихи
Обновлено: 24.12.2024
Мне, как «чайнику» взяться за эту работу было непросто – исходная статья «Введение в теорию психоделики» гигантская, написана сложным языком (одни определения ключевого термина на почти «волапюке» заняли у автора 18 страниц). Но! Тема интересная, авторам стихов близкая и потому – не в порядке агитации, а токмо ради развития кругозора – решилась! (С оговоркой на ИМХО и готовностью к диалогу.)
Есть две характеристики текстов = составляющие психоделики. Это экспрессия и трансфиксия.
Слово «экспрессия» для меня мелькало где-то в детстве на уроках танцев. Это значило, что нужно было плясать «с отдачей», с куражом. Экспрессия – энергетика, эмоциональность текста. Это поток, который не позволяет читателю остановиться, не дочитав. Автор может усиливать экспрессию на протяжении всего текста или «впрыскивать» дозировано, применять эффектные вставки, цель – максимальное взаимодействие с читателем. «Черная экспрессия», как правило, работает на отрицательных эмоциях, пробивая даже «толстокожих». Сопровождается ударным финалом, который в 2-3 строках или даже словах обескураживает читателя. Финал экспрессий может быть и сглаженным, и парадоксальным, но он обязательно должен быть. Ощущения, что стихо не дописано быть не должно.
Трансфиксия – от «транс» - уже не поток, а омут, мир без движения, куда погружается читатель, то, что на какие-то терции подменяет ему окружающий мир. В старом фильме про Золушку Фея устроила посетителям бала шоу с трансфиксией – там каждый побывал в Волшебной стране! )) В стихах это – зримость картинки, эффект присутствия. В стихах с ярко выраженной трансфиксией ударного или акцентного финала уже не требуется – концовка может быть даже растворяющейся, отступающей…
В настоящей психоделике читатель обязательно чувствует и экспрессию и трансфиксию. Они могут чередоваться, что-то может преобладать – но присутствовать эта парочка должна обязательно!
Утрированно резюмируя: "я там была и мне не хотелось уходить, не дочитав"
Магия психоделики - это нечто, от читателя не зависящее; узор, система, построенная автором. А вот пси-эффект напрямую зависит от него, читатель сам взаимодействует с текстом.
Ваши мозги ещё не кипят? Давай уже нам приёмы этой самой магии, завтра даже MS обрушит на нас волны экспрессий и тонны трансфиксий! "Когда автор говорит, что, работая, не думал о правилах, это означает только, что он не знал, что знает правила."
Как Вам такое? Есть немало авторов, чьи стихи на сайте можно отнести к психоделике. Не все стихи, а лишь обладающие такими особенностями: Цитирую (можно не читать))):
- смещение фокальной точки; гиперреализм; наличие нескольких несмешивающихся слоёв (пластов) в тексте; присутствие акцентного (пуантизированного) или воронкообразно расширяющегося финала; наличие реверсивных функциональностей внутри текста; когнитивный волчок; система контрапунктовой поддержки; синусоидальная динамика развития текста; эффект латерального смещения акцентуации; высокая когерентность текстовой матрицы; эффект нарушенного ожидания; латентная или явная парадоксальность; полифункциональность элементов текстовой структуры; непрерывность (бесшовность); аллотропность (полиморфность) текста; эффект нелинейного уплотнения текста (без увеличения плотности метафорики или информационной составляющей); точки кажущихся бифуркаций; торсионный эффект; интерференционные эффекты; семантическая интерполяция; эффект обратной перспективы; использование разрыхляющих модулей; самодостаточность.
Кого мы боимся? Разберёмся! Я, чесговоря, сходу поняла только слои, эффект нарушенного ожидания и самодостаточность)).
Но разбираться будем только по результатам вашей реакции на данное творение. Если захотите. Пока же приведу ещё одну цитату для размышления:
Писать лишь для тех немногих, "кто понимают", - или стараться как можно дальше расширять границы своей целевой аудитории, сознательно идя на то, чтобы делать текст проще, примитивнее? Развивать своё мастерство и не выщелачивать идеи, в нём содержащиеся, при этом сознательно идя на риск оказаться вообще никем не понятым, - или сдерживать себя в развитии (а то и деградировать), оставаясь обласканным вниманием "любимцем публики"? Давать читателю столь любимые им печатные пряники и куличи - или пытаться кормить его деликатесами, вкуса которых он не ценит? Либо - выбирать третий путь, путь компромисса?
Свидетельство о публикации №114112609811 Рецензии
Привет, Умница! Я думаю, что у поэзии нет застоя. Застой бывает только в стихоплетстве, когда автор ( в попытке угодить читателю пытается играть словами). Нравится это кому-либо или не нравится, но говоря о Психоделике мы пытаемся говорить о свойствах проявления души. Другими словами - той части энергетического каркаса (кокона, ауры) человека, которая ближе к Земле,природе, роду, наследству. Это чисто индивидуальное образование, связанное с "дальнобойной памятью" и состояние этого образование очень зависит от гармоничности взаимодействия троицы: Сознание-подсознаие-ум.
Так что думаю, что поэзия (развновидность творчества)- это стремление самопроявления, а стихоплетство, которое базируется на теориях от ума - скорее относится к стремлению быть понятым, признанным. Хоть честно признаться к поэзии без стихоплетства не прийти (возможно?)
Спасибо. Порадовала меня. Обнимаю
Добрый день, Татьяна! Ой, я сама перечитываю и фонарею.)) У меня было терпение и желание разбирать это по крупицам и делиться. Чувствую, что остановилась на середине дороги. Немножко совестно. )
Что до стихоплётства - у меня давно наметан глаз что есть что. Есть авторы, пишущие искренне и обладающие даром слова, которые временно разрешили себе не заморачиваться - им мы прощаем мелкую халтуру. Есть те, кто работает со словом, как с кроссвордом, подбирая рифмы - их видно сразу. И есть люди, которые никак не могут соотнести то, что хотят сказать со стихотворной формой. Я тоже из них. И именно для таких я писала эту статью.
Спасибо Вам огромущщее, что вспомнили обо мне! Нет слов, как приятно)
Я рада была почитать интересный текст, наполненный поиском смысла.
Я частенько ленюсь задумываться о форме. Стремлюсь к точности смысла и могу пожертвовать рифмой, сбить ритм, чтоб сохранить мысль или подчеркнуть ее - споткнется ищущий, прочтет пару раз, чтоб мою ошибку обнаружить и вдруг смысл новый увидит. Чуть шучу.
Мне очень понравились размышления. Я хорошо помню Сахару, хоть и не знакома с автором. Опять чуть шучу. Обнимаю теплом
Заочно почти знакомы)) всё же в стихах
В лучшем смысле слова знакомы - соприкосновением душ, принятием ощущений, касанием Духа. Это практически родство только глубинное, извечное. Чувствую это. С улыбкой
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: