Как обозначить в стихах паузы

Обновлено: 25.12.2024

Кому не нужно это читать:
- мастерам поэтического слова, давно переросшим "азы";
- поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак.

В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
"на хОлмах Грузии"; "гремит музЫка"; "катЯтся ядра".
Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, "былинно-народной" речи.
- - -
Стихотворные произведения (стихи) бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста.
Обычный вид стихотворения – одна или нескольких строф с одинаковым ритмическим рисунком, строки в которых располагаются друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза).

СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
СТИХ – отдельная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.

Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
- - -

1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах.
Обозначим деление строки между тактами знаком ( / ), ударные слоги ( ! ), безударные слоги ( = ).

. . . Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):

*** ДАКТИЛЬ ( ! = = )
/дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
/ ! = = / ! = = / ! = = / ! = = /

/гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
/ = ! = / = ! = / = ! = / = ! = /

*** АНАПЕСТ ( = = ! )
/по горАм/ по долАм/ шум и гАм/
/ = = ! / = = ! / = = ! /

*** ПЕОН 1 ( ! = = = )
/скАзочная/ прАздничная/
/ ! = = = / ! = = = /

*** ПЕОН 2 ( = ! = = )
/красАвица/ нарОдная/
/ = ! = = / = ! = = /

*** ПЕОН 3 ( = = ! = )
/отворИте/ мне темнИцу/
/ = = ! = / = = ! = /

*** ПЕОН 4 ( = = = ! )
/переживЁм/ ещё денЁк/
/ = = = ! / = = = ! /

. . . Пятисложный размер –
*** ПЕНТОН (дохмий) – такт (стопа) из пяти слогов.

Всем известны стихи Кольцова:

"Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь".

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

/Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
/ = = ! = = // = = ! = = /


ПЕОНЫ навели на идею поиграть с переменой ударения в пятисложной стопе.
Вот что получилось:

Белые цветы высушенные.
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица.

"Мирандолина! Мирандолетта!"
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета.
А там, на кухне, горят котлеты!

Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной.
Может быть, с утра станешь ты иной.
- - -

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов (строк), объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

а) МУЖСКАЯ рифма (м) - ударение на последнем слоге:
(час - раз; бал - идеал; мгла - светла).

б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
(мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
(накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
(пАдающий – рАдующий).
- - -

3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ.

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними: (дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – утЮг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки применяются в современном стихосложении: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ".

Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.
- - -

4. РАЗЛИЧИЯ в СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРАХ (анАкруза и клАузула).

АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД ПЕРВЫМ ударением:
в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ), ( ! = = );
в ямбе и амфибрахии равна единице: ( = ! ), ( = ! = );
в анапесте равна двум: ( = = ! ) .

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.

АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
/бУря/ мглОю/ нЕбо/ крОет,/
/ ! = / ! = / ! = / ! = /

КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
/вИхри/ снЕжны/Е кру/тЯ(-)/
/ ! = / ! = / ! = / ! (-)/

ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
/Ой, пол/нА, пол/нА ко/рОбу/(шка)
/ ! = / ! = / ! = / ! = /(+)
- - - - -

Убирая или добавляя безударный (=) слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Пример – переделка строки всем известного произведения Агнии Барто:

* Хорей.
/нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
/ ! = / ! = / ! = / ! = / . . . . . (хорей) (ж)

Уберём в последнем такте безударный слог:
/нАшей/ ТАни/ грОмкий/ плАч/ . . . . . (хорей) (м)

* Ямб.
Безударный слог добавим в начале и уберём в конце – получим из хорея ямб:
/там нА/шей ТА/ни грОм/кий плАч/
/ = ! / = ! / = ! / = ! / . . . . . (ямб) (м)

Добавим безударный слог в последнем такте:
/там нА/ша ТА/ня грОм/ко плА/чет . . . . . (ямб) (ж)

* Дактиль.
Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта:
/нАша Та/нЮша ры/дАет так/ гОрестно/
/ ! = = / ! = = / ! = = / ! = = / . . . . . (дактиль) (д)

Уберём в конце строки один безударный слог:
/нАша Та/нЮша ры/дАет и/ плАчет/ . . . . . (дактиль) (ж)

Уберём два безударных слога в конце:
/нАша Та/нЮша ры/дАет с ут/рА/ . . . . . (дактиль) (м)

* Анапест.
Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог:
/наша ТА/ня рыдА/ет с утрА/
/ = = ! / = = ! / = = ! / . . . . . (анапест) (м)

Добавим в конце строки безударный слог:
/наша ТА/ня рыдА/ет и плА/чет . . . . . (анапест) (ж)

* Амфибрахий.
Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта,
или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ и плАчет/
/ = ! = / = ! = / = ! = / = ! = / . . . . . (амфибрахий) (ж)

Уберём последний безударный слог и получим:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/ (амфибрахий) (м)

Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!

Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль. ) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем. Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
(Роберт Рождественский)

/Я сегодня/ до зари/ встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
/ = = ! = // = = ! // ! = /

СОВЕТ: нарисуйте схему стихов, сверяйте с ней количество слогов в каждой строке:

/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.

5. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ.

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула – АбАб:
Давно забытых чувств появится круженье, . . . . . А
Как будто карусель в старинном городке, . . . . . . б
И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья . . . А
Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке. . . б
(Л.Потешнова)

ОХВАТНАЯ формула – аББа:
Душа то плачет, то поёт, . . . . . . . а
Стихи прекрасные услышав, . . . Б
Встаёт на цыпочки всё выше . . . Б
И отправляется в полёт. . . . . . . . а
(Г.Епанечников)

СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
Внезапно зазвонит молчавший телефон . . . . . а
И маятник часов качнётся, . . . . . . . . . . . . . . . . Б
И долгий разговор начнётся, . . . . . . . . . . . . . . .Б
Соединяя нас в пространстве двух времён: . . . а
Там – годы юности, тут – наступивший час, . . в
Переменивший многое для нас. . . . . . . . . . . . . в
(И.Катеринич)

На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
В пустынной степи полыхает пожар, . . (м)
Никем не замеченный, . . . . . . . . . . . . . . (д)
И мне остаётся лишь горечь и гарь . . . . (м)
Туманного вечера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . (д)
(А.Лихачёва)

ДВУСТИШИЯ ААббССдд. – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
(А.Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ.

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути.
(А.Фет)

ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
1) Есть гора Медведь, Лягушка,
2) Обезьяна, Крокодил.
3) Нет горы с названьем Мышка,
4) Видно, кто-то проглотил.
(В.Бончак)

БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
Вырастают волны выше туч лохматых,
Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
(Н.Борисова)

ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте.

Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным. Об этом дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами из собственного опыта:

1) Если в начале стихотворенья "повешено ружьё", то в конце оно должно выстрелить!
2) "Не растекайтесь мыслию по древу", избегайте пустого многословья. Если "понесло" – постарайтесь остановиться. Самое трудное – резать "по-живому", сокращать написанное.
3) Не увлекайтесь сложными предложениями с множеством соединительных союзов и знаков препинания – они затрудняют восприятие текста.
4) Не переносите окончание предложения на следующую строку – читать трудно, появляется нежелательный смысл. Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было процитировать.
5) Проверяйте на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!
6) Избегайте обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали).
6) Старайтесь не сочинять все свои "творения" каким-то одним размером. Даже самые прекрасные стихи, написанные, например, только ямбом, если их читать подряд. утомляют. Поэмы – исключение!

© Copyright: Бабка Ёшка, 2010
Свидетельство о публикации №110071605905 Рецензии

Здравствуйте, Наталья.
Вот это Вы потрудились! Очень понятно и доступно всё изложили.
У меня есть только два маленьких замечания:

1. Сонеты бывают не только итальянские (какие Вы привели в своём примере), но и английские.
У них другая схема рифмовки, там три четверостишия и двустишие - те же 14 строк.

Здравствуйте, Ирина! Рада Вашему визиту и положительному отзыву о "Шпаргалке. 1". )))
Для ознакомления с другими формами сонетов и пр. твёрдыми поэтическими "разновидностями" рекомендую заглянуть в раздел "Стихи твёрдых форм".
Почитала ссылку на "Не растекайтесь МЫСЬЮ по древу".
Фразеологизм "растекаться мыслью по древу" впервые встречается в "Слове о полку Игореве":

"Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы."

Передайте блогеру Осканову, автору статьи, чтобы исправил опечатку в заглавии – "мысЛью". :-)
С уважением и пожеланием творческих успехов – Наташа.

так по ссылке автор и написал, что впервые эта фраза встречается в "Слове о полку Игореве".
и объясняет там, каким образом МЫСЬ (то есть, белка по-старославянски) перевоплотилась в МЫСЛЬ.

на самом деле в тексте идёт перечисление зверей, которые растекаются ("течь" - перемещаться)
каждый, как умеет: волк - по земле, орёл - под облаками, а белка - по дереву.

и подобное объяснение встречается не только у блогера Осканова, об этом пишут многие литературоведы.
а я узнала об этом ещё в школе. много десятилетий тому назад.

шпаргалку прочитала только первую - у кого-то из авторов в профиле была ссылка на неё.
пойду искать другие части шпаргалки)

Удачи Вам и всего самого доброго.

К сожалению, растекание (разжижение) мозгов бывает и у некоторых литературоведов, неспособных осмыслить прочитанное. Притягивают за уши слова с похожими буквами, вводя в заблуждение неискушённых читателей.
А "расшифровка " старославянского текста проста. Вещий боян, сиречь (т. е.) певец-сказитель, в переводе на современный русский язык – поэт. Это не животные "растекаются (перемещаются) кто как может"! Это поэт, если задумает что-то сочинить, то мыслями может и по древу растекаться, и серым волком рыскать по земле, и сизым орлом парить под облаками. Нет предела творческой фантазии! )))

ну.. по поводу этих двух версий трактовки старославянской фразы
историки и литературоведы спорят до сих пор.

а ворую часть шпаргалки я уже прочитала.

пардон, опечатка - вТорую часть ))

У литературоведов зарплата 60000 руб. Надо же чем-то заниматься, показывать бурную деятельность. :-)))

можно, конечно, и сарказм включить, однако, поискам истины это не поможет )
поэтому в некоторых вопросах без литературоведов нам никуда.

На это произведение написано 99 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: