Как незнайка сочинял стихи презентация

Обновлено: 22.11.2024

Цель: систематизация знаний обучающихся по произведению Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

Предполагаемые результаты (предметные):

Обучающийся научится: глубже понимать образ главного героя произведения, определять причину поступков этого героя; получит возможность: участвовать в драматизации произведений; научиться пользоваться в речи пословицами и фразеологизмами; получит возможность демонстрировать: навык чтения, соответствующий данному периоду обучения, в том числе выразительность.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

У обучающихся будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: чувства товарищества и взаимопомощи (на примерах героев сказки /Цветика/);

Регулятивные.

Получит возможность научиться: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы.

Познавательные.

Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Получит возможность для развития: чувства юмора, расширения читательского кругозора учащихся; внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи;

Коммуникативные.

Обучающийся получит возможность: сотрудничать с одноклассниками при работе в группах, вести диалог, выслушивая мнение оппонента и формулировать свою точку зрения, строить понятные для окружающих высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Рифма. Ритм. Пословицы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения: словесный, наглядный, практический .

ЭОР для учителя: проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись песен героев сказки для физкультминутки.

Оборудование для обучающихся: Толковый словарь С.И. Ожегова, выставка книг; портрет Н. Носова; рисунки ребят; костюмы героев сказки для инсценировки; карточки с пословицами для групповой работы, оценочные листы учащихся.

I . Мотивация учебной деятельности.

II . Актуализация знаний.

1. Отгадаем кроссворд. Слайд № 1.

1. Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. .

2. Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи:
У …….. под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

3. Замечательный музыкант Цветочного города. Умел играть на разных инструментах.

4. Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился.

5. Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя)?

Прочитайте, какое слово получилось?

2. Беседа о писателе.

Почему я начала урок с этого кроссворда? /Слайд №2 с темой урока/

Д. О творчестве этого писателя мы говорили на предыдущем уроке, читали дома его произведение.

/Слайд № 3 с портретом писателя/.

Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н.Носов - волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты. Жизнь Н.Носова полна творческих поисков и открытий. Почти сорок лет Носов отдал благороднейшему делу воспитания наших мальчишек и девчонок.

Эпиграф. «У этого талантливого человека вечно юная, по-детски чистая, чудесная душа». (В. Катаев.) /Слайд № 4/.

Что можно сказать о человеке по его виду? (жизнерадостный, веселый, любит детей).

III . Постановка учебной цели.

Дома вы работали в творческих группах, и каждая группа по ходу урока сегодня отчитается о своей работе.

Какие интересные факты из жизни писателя вы нашли?

Ученица: Писателем он стал не сразу. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям”. Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы, которые мы все полюбили.

Ученик: Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры».

Работа с выставкой книг /Слайд № 5, 6/.

Но широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.

Обратите внимание на нашу выставку книг. Если вы захотите их прочитать, обратитесь в библиотеку или к своим одноклассникам.

IV . Открытие нового знания.

Попробуем сегодня разгадать секрет, чем же нас так привлекают герои произведений Носова на примере нашего отрывка.

1. Беседа по прочитанному произведению.

У. Какое настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки?

Изобразите с помощью пиктограммы. /На доске/.

Д. Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.

У. Что такое юмор? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.

Д. «Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо».

У. Чем юмор отличается от сатиры?

С.И. Ожегов: «Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности».

У. Не всякую правду приятно слушать, но, чтоб было приятней, лучше говорить правду, смягчив её немножечко шуткой. Это и есть сатира.

Все книги Н. наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. И вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.

2. Персонажи сказки.

Перечислите героев, с которыми мы встретились в нашем произведении.

Вами были названы многие герои. А кого из них можно назвать главным?

Загадка о Незнайке.

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он? Быстро отгадай - ка!

Как зовут его. / Незнайка/.

Незнайка (входит под музыку)

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Н. Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу со стихами.

Незнайка, вот ты хвастаешься, что умеешь сочинять стихи. Давай спросим у ребят. Получился ли из Незнайки поэт? Почему?

Д. /Свободные высказывания детей/.

Ребята, давайте, попытаемся помочь Незнайке в создании книги со стихами. А ты, Незнайка, посиди и послушай.

Хороший ли учитель Цветик?

А как бы вы объяснили Незнайке, что такое поэзия?

Чем стихи отличаются от прозы?

Д. В стихах есть рифма, ритм, звукопись.

Что такое рифма?/Слайды № 7/

/Созвучие слов в конце стихотворных строк/.

3. Выборочное чтение отрывка. /Стр. 111 со слов «Однажды Незнайка пришёл к Цветику», 2 абзац./

Давайте вспомним тот отрывок, где Цветик объясняет Незнайке, что такое рифма.

Как выдумаете, легко ли сочинять стихи? Может это, действительно, так трудно - подбирать рифму к словам?

У. Вот и мы сейчас с вами отдохнём и попробуем поиграть в рифмы /Слайд № 8/.

1.Улетел орёл домой,

Солнце скрылось под … горой.

2. Мы делили апельсин,

Много нас, а он … один.

3. Доедая с маслом булку,

Братья шли по … переулку.

4. Шевелились у цветка,

/Все четыре/… лепестка.

5. В небе плыли облака,

/Под горой /… текла река.

6. На болоте стоит пень,

/Обойти его мне/ … лень.

7. Где летом пели зяблики,

Как розовые яблоки,

На ветках … снегири.

8. На полянку вышел зайка.

Видит – там синичек … стайка.

Он открыл свою шкатулку,

Дал синицам с маком… булку.

4. Инсценировка отрывка. Группа №2. / Стр.114, 1 абзац снизу, со слов «Незнайка пришёл домой»/

Сейчас герои нашей сказки оживут, а мы вспомним, какие же стихи Незнайка сочинил, вернувшись домой?

Удачными ли были его стихи о друзьях? Придерживался ли он советов Цветика?

Почему, ведь в них есть рифма?

Как друзья отнеслись к стихам?

Д. В стихах он дразнит друзей, говорит неправду и они обиделись.

Умышленно ли он хотел обидеть друзей?

А почему же они обиделись? ( не поняли друг друга, нет чувства юмора).

Вы сказали, что поэт – это тот, кто заставляет увидеть окружающий мир по – новому, увидеть то, что не замечал, мимо чего пробегал, открывает тайну людям.

Открыл ли Незнайка друзьям что- нибудь новое о них?

Как Знайка оценил его стихи?

А что ответил ему Незнайка?

Какой же вывод сделаем о поэзии? (это передача чувств, переживаний, наблюдений, ощущений, а не просто перечисление фактов и событий, которые человек видел).

А если бы Цветик сочинял стихи, какие бы они получились?

(он выбрал себе красивое имя и стихи, о товарищах тоже были бы красивые, он воспевал бы их достоинства, стихи понравились бы друзьям).

Незнайка: Что-то я устал. Давайте немного отдохнём.

V . Физкультминутка. /Незнайка танцует с детьми под музыку/.

VI . Включение нового знания в систему знаний.

Проба пера. Конкурс стихосложения.

Незнайка, послушай, какие стихи умеют сочинять ребята нашего класса.

(Конкурс на лучшее стихотворение собственного сочинения).

Ребята, давайте после урока подарим свои стихи Незнайке для его книги.

VII . Работа над образом главного героя. Характеристика Незнайки. Группа №3.

Незнайка всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой? Давайте обсудим это.

Высказывания детей. /Слайд № 9/

1 ученик. Незнайка — самый известный коротышка Цветочного города. Это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Он такой хвастунишка, лентяй и бузотёр, что из-за своего характера постоянно попадает в разные переделки.

И хотя Незнайке далеко до идеального коротышки, но именно этого неумёху и враля Николай Николаевич Носов выбрал в главные герои трёх своих сказочных романов.
Обаяние делает его неотразимо привлекательным и даёт ему возможность с первой же минуты завоевать читательские сердца.

2 ученик. К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов. /Слайды из мультфильмов № 10, 11/

Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. То, что у него получилось, говорит лишь только о своеобразии его художественного дара.
Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры.

3 ученик. /Слайд № 12/

А какая у нашего героя широта интересов! Едва отложив в сторону кисти и краски, он уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и Шпунтик. И даже не зная толком, как же этот автомобиль устроен, Незнайка с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком по всему городу. Да, конечно, некоторые городские сооружения немного пострадали, некоторые — были снесены, да и сам автомобиль, слетев с обрыва, утонул в реке, но ведь все встреченные по дороге малыши и малышки остались живы, да и шофёр уцелел! И это несомненное достижение.

4 ученик. Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.

А знаете ли вы, что у Незнайки был прототип? (Прототип – первоначальный образец, прообраз, действительное лицо как источник для литературного образа).

/Слайд № 13 с фотографией/.

Поговаривают, например, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Н.Носова — Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные. И по характеру он — непоседа. При своём небольшом росте Пётр в детстве прекрасно играл в волейбол и баскетбол, потому что был прыгучий, как мячик

5 ученик. /Слайд № 14 с фотографией/.

Коротышки не раз говорили, что Незнайка — мастер присочинить. А этот дар у него, несомненно, от самого Николая Николаевича Носова. Незнайка имеет пристрастие к вызывающе ярким тонам в одежде, к шляпам с широкими полями. На одной из самых удачных фотографий Носова писатель как раз в шикарной шляпе. И сразу видно, он с ней — единое и неразрывное целое. А взять другую фотографию, и сходство будет просто поразительным. На ней у маленького Носова глаза огромные, совершенно круглые и ясные, просто те самые глаза, которыми Незнайка смотрит на нас с любой страницы его трилогии.

VIII . Обобщающая беседа.

Ребята, а каково ваше отношение к Незнайке? Кому он нравится?

Как сам Носов относится к Незнайке?

Хорошо или плохо закончился отрывок из сказки?

Что бы вы посоветовали Незнайке?

Д. - Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо дружить.

Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?

Д. - Нужно поверить в него, не дразнить. С ним надо обращаться уважительно. А дразнить – это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится.

IX . Самостоятельная работа.

Групповая работа с пословицами. / Собрать пословицы, найти подходящую по смыслу к прочитанному отрывку и объяснить её/.

Мало хотеть, надо уметь.

Хвастать - не косить, спина не болит.

Одно дело делаешь - другого не порть.

И готово, да бестолково.

Плохая шутка до добра не доведёт.

Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.

Незнайка, понял ли ты, что посоветовали тебе ребята?

Незнайка. Понял, и даже придумал стихотворение. Вот послушайте.

Ах, и пчёлка, егоза

Растопырила глаза.

На цветок она садится,

Чтоб нектаром насладится.

X . Домашнее задание /дифференцированное - по выбору/. Инструктаж.

А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышек.

Какое имя вы бы предложили?

Чем бы он мог заниматься?

Попробуйте дома сочинить небольшие стихи про нового героя или нарисовать его.

XI . Рефлексия учебной деятельности. Самооценка.

С каким настроением вы заканчиваете урок? /пиктограммы/

Оцените вашу работу на уроке. /Поработаем с читательской горкой/.

Кто всё понял, активно работал, давал правильные и полные ответы, достиг вершины горки. Нарисуйте флажок.

Кто в целом хорошо потрудился, но мог бы работать ещё лучше, нарисуйте флажок на склоне горки.

Кто старался работать, но остались какие – либо вопросы, нарисуйте флажок у подножия горки.

Дополнительный материал.

Викторина «По станицам Приключений Незнайки и его друзей»

/с использованием слайдов № 16/.

XII . Организованное окончание урока. / Слайд № 17/

Детский писатель Лев Кассиль так отзывался о творчестве Носова: «Носов пишет с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает….. яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надежным человеком…»

Читайте также: