Как называется равномерное чередование стоп и звуков создающих размеренность стиха

Обновлено: 04.10.2024

1. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо.

отт. Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо.

Согласованность элементов в художественном произведении как средство создания его композиции.

РИТМ - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? ри́тма, чему? ри́тму, (вижу) что? ри́тм, чем? ри́тмом, о чём? о ри́тме; мн. что? ри́тмы, (нет) чего? ри́тмов, чему? ри́тмам, (вижу) что? ри́тмы, чем? ри́тмами, о чём? о ри́тмах

1. В музыке ритмом называется устойчивое сочетание звуков различной высоты и длительности звучания.

Быстрый, замедленный, нарастающий ритм. | Джазовый ритм. | Задавать, держать ритм. | Отбивать ладонями, ногой ритм. | Попасть в ритм. | Сбиться с ритма. | Уловить, поймать ритм. | В ритме мазурки, марша, танго.

2. Чувством ритма называется умение человека распознавать живые музыкальные пульсации.

Иметь врождённое чувство ритма. | Говорили, что слух и чувство ритма были у меня абсолютными.

3. Ритмом называется равномерное чередование вдохов и выдохов, сердечных пульсаций.

Сохранять редкий ритм дыхания. | Восстановить ритм сердца. | Изменение, замедление ритма сердцебиения. | Тахикардия - это нарушение сердечного ритма.

4. Ритмом называется периодичность совершения каких-либо действий, движений и т. д.

Ровный ритм речи, фраз. | Ритм ходьбы.

5. Ритмом называется налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании каких-либо событий, ситуаций и т. п.

Деловой ритм. | Ритм современной жизни. | Ритм города. | Болезнь сбила кого-либо с привычного ритма. | В первый же день пришлось входить в трудовой ритм.

ритми́ческий прил.

толковый словарь ушакова

РИТМ, ритма, муж. (греч. rhythmos). Равномерное чередование каких-нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-нибудь). Ритм танца. Ритм движений. Ритм русского стиха создается определенным чередованием ударных и неударных слогов. Ритм работы. Законы ритма.

толковый словарь ожегова

1. Равномерное чередование каких-н. элементов (в звучании, в движении). Музыкальный р. Р. стиха. Р. движений. Чувство ритма. Сердечный р.

2. перен. Налаженный ход чего-н., размеренность в протекании чего-н. Р. работы, производства. Р. жизни. Войти в рабочий р.

| прил. ритмический, -ая, -ое и ритменный, -ая, -ое (к 1 знач.).

толковый словарь даля

РИТМ - муж., греч. мера, в музыке или в поэзии; мерное ударенье, протяжка голосом, распев.

словарь существительных

Внутренняя организация музыкального, поэтического и т. п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений

. Между тем карета быстро приближалась к ярко освещенному дому, где в окнах мелькали тени под веселый ритм бальной музыки (В. Одоевский).

энциклопедический словарь

РИТМ -а; м. [греч. rhythmos]

1. Равномерное чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т.п.). Ритм дыхания. Ритм сердца. Иметь врождённое чувство ритма. / О согласованности элементов в художественном произведении как средстве создания его композиции. Ритм цветов и красок в коллаже. Ритм букета. В классицизме свой архитектурный ритм.

2. Налаженный ход чего-л., размеренность в протекании чего-л. Деловой, трудовой ритм. Ритм жизни. Люди подчинялись единому напряжённому ритму. Болезнь сбила привычный ритм, с привычного ритма.

3. Внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений (темп исполнения, смена эмоций и т.п.). Быстрый, замедленный ритм. Отбивать ногой ритм. Попасть в ритм. Сбиться с ритма. Уловить ритм. В ритме мазурки.

4. обычно мн.: ри́тмы, -ов. Разг. Об эстрадных или танцевальных произведениях. Ритмы эстрады. Передаём танцевальные ритмы.

◁ Ритми́ческий (см.).

ритм (греч. rhythmós, от rhéō - теку), 1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.

2) В музыке - временна́я организация музыкальных звуков и их сочетаний. С XVII в. в европейском музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых долей. Системой организации ритма служит метр. См. также Ритмический рисунок.

3) В стихе - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлечённой метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и размера стихотворного.

РИТМ - РИТМ (греч. rhythmos, от rheo - теку),

1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.

2) В музыке - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр (см. МЕТР (в музыке)). См. также Ритмический рисунок (см. РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК).

3) В стихе - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр (см. МЕТР (в стихотворении)); б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и размера стихотворного (см. РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ).

РИТМ-, РИТМО. Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к ритму; ритмический. Ритм-балет, ритмопластический, ритм-секция, ритм-танец.

большой энциклопедический словарь

РИТМ (греч. rhythmos - от rheo - теку),1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.2) В музыке - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр. См. также Ритмический рисунок.3) В стихе - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем ("ритмической формой", "вариацией", "модуляцией") метра и размера стихотворного.

академический словарь

Чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. п.

Ритм дыхания. Ритм сердца.

Пела она с той особенной страстностью выражения и ритма, которая дается одним итальянцам. Тургенев, Накануне.

[Верочка] закрыла глаза, ровно качая головой, очевидно, в ритм стихов, повторяемых ею про себя. М. Горький, Неприятность.

Налаженный ход чего-л., размеренность в протекании чего-л.

Жизнь текла размеренно и спокойно, в раз навсегда установленном ритме и порядке. Арамилев, Кровью сердца.

До праздника остается еще несколько дней, но уже во всем чувствуется какое-то волнующее нарастание праздничного ритма. Катаев, Почти дневник.

Согласованность каких-л. художественных элементов в композиции чего-л.

У каждого архитектурного стиля есть свой ритм, и ритм этот рождается эпохой, характер его определен культурой того народа, который ее создает. Мухина, Заметки художника.

- Ну как вы можете судить о живописи? Что вы понимаете в светотени, в фактуре мазка, в ритме цветов. Гранин, Иду на грозу.

энциклопедия кольера

РИТМ - временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временнх и пространственных величин. В музыке понятие ритма употребляется в двух смыслах. В общем смысле термин относится ко всем временн м параметрам музыки, в отличие от других ее параметров, характеризующих звуковой поток и факторы его организации (к таковым относятся мелодия, гармония, фактура, форма и т.д.). В узком смысле музыкальный ритм может быть рассмотрен как один из четырех аспектов временной организации западной профессиональной музыки - как ритмическая пульсация (акцентность), метр, темп и ритм. Музыкальная терминология вообще достаточно расплывчата и непоследовательна, и в особенности это относится к понятиям из сферы временнй организации. Так, нередко - и притом небезосновательно - смешиваются понятия "метра" и "ритма": например, одно и то же явление может характеризоваться как "трехдольный метр", "трехдольный ритм" и "трехдольный размер".

АСПЕКТЫ временной организации западной профессиональной музыки.

АСПЕКТЫ временной организации западной профессиональной музыки.

Ритмическая пульсация (акцентность). В основе организации и восприятия звукового потока во времени лежит ритмическая форма, образуемая акцентами и паузами. Единица этой формы и ее длительность (от доли секунды до нескольких секунд) избирается композитором (или исполнителем) и становится исходным пунктом для установления всех иных временнх параметров данного сочинения. Последовательность таких однородных единиц (временнх величин) образует регулярно повторяющуюся пульсацию - ее можно сравнить с размеренным тиканьем часов.

Метр. Даже если описанные выше ритмические единицы равны по длительности и по силе акцента, падающего на каждую из них, человеческий слух редко способен воспринять их последовательность как абсолютно ровную: наше восприятие стремится объединять ритмические единицы в группы по две или по три, с легким выделением первого акцента в каждой группе.

Когда композитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр. Основные метры возникают из объединения ритмических единиц по две (двудольный метр), по три (трехдольный метр), по четыре (четырехдольный метр) и по шесть (составной двудольный метр, т.е. состоящий из двух групп по три доли). Описанные группы (такты) обозначаются в музыкальной нотации тактовыми чертами (вертикальными линиями, проведенными через нотные станы), которые отделяют один такт от другого. На слух начало такта выделяется легким подчеркиванием первой доли. Четырехдольный метр имеет также дополнительный, более слабый акцент на третьей доле каждой группы, а составной двудольный метр - на четвертой доле. Эти акценты обычно достигаются повышением громкости на акцентируемой доле (динамический акцент, которому в нотации соответствует знак >), но акцентность может выражаться также в повышении высотности звучания (тонический акцент) или в увеличении его продолжительности (агогический акцент). Перенос акцента на слабую долю, достигаемый одним из указанных выше средств, а также резкой сменой гармонии на эту долю, называется синкопой.

Темп. Продолжительность ритмической единицы определяет скорость движения в музыке, или темп. Чем короче временнй промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Для обобщенного обозначения темпа широко применяются итальянские термины - например, adagio (медленно), moderato (умеренно) или allegro (быстро), - однако наиболее точны темповые указания, выставленные с помощью метронома: например, указание М.М.= 80 означает, что скорость музыкального движения равна 80 ударам маятника метронома в минуту. Развертывание музыкальной композиции часто приносит смены ритма, которые сообщают композиции разнообразие и необходимые контрасты. Кроме того, в произведении могут быть кратковременные отклонения от основной ритмической пульсации (им соответствует итальянский термин rubato - свободно); нередко они достигаются легким замедлением (ritardando) или ускорением (accelerando) темпа.

Ритм. Очень редко основная сетка ритмической пульсации полностью совпадает с реальным музыкальным звучанием, т.е. редко "озвучиваются" одинаковым образом все акценты. Напротив, музыка состоит из чередований звуков разной длительности, подобно более или менее сложному узору, накинутому на сетку пульсации. Именно последовательность, сочетание и совмещение в одновременности разных длительностей, разных ритмических рисунков создает музыкальный ритм в специфическом значении данного термина.

Нотация. Для обозначения временнх параметров музыкальных звуков (а также пауз между ними) используется простая система знаков. Каждый следующий знак в этой системе обозначает длительность вдвое короче, чем предыдущий. Например, целая нота () состоит из двух половинных нот () Точка, помещенная после ноты или после паузы, увеличивает длительность на половину основной длительности данной ноты или паузы (). Длительность может быть увеличена также при помощи лиги - изогнутой линии, которая связывает две ноты одной высоты (): такая запись означает, что вторая нота реально не звучит, а ее длительность присоединяется к первой ноте. Триоль (а также дуоль, квартоль и т.д.), предписывающая деление данной длительности на три (на две, на четыре и т.д.) ритмических единицы, обозначается лигой с цифрой 3 (2, 4 и т.д.) под или над нотной записью ( или ). Обозначения метра обычно появляются в начале композиции в виде дроби, где знаменатель указывает основную ритмическую единицу (половина, четверть, восьмая и т.д.), а числитель - количество долей (акцентов) в такте. Например, обозначение 3/4 указывает, что в каждом такте будет три доли, каждая продолжительностью в четверть (трехдольный размер); обозначение 2/2 указывает, что в каждом такте будет две доли, каждая продолжительностью в половинную ноту (двудольный размер).

Мензуральная ритмика и свободная ритмика. Все вышеизложенное касается только одной ритмической системы, а именно той, которая принята в профессиональной музыке западноевропейской традиции и может быть названа метрической, акцентной (или квалитативной) ритмикой - в отличие от мензуральной (квантитативной) и свободной ритмики. Мензуральная ритмика не опирается на равномерную периодичность акцентов и, соответственно, не имеет постоянного метра. Свободная ритмика (западноевропейской традиции не свойственная) вообще не имеет постоянной ритмической пульсации. Исторически мензуральная ритмика представляет собой древнейший для западной цивилизации тип, поскольку возникает на основе античной теории стихосложения, где долгота слога была основным фактором, а ударение - второстепенным (тоническая система). Хотя в некоторых поэтических и музыкальных жанрах регулярная метрическая ритмика появилась очень рано (трудовые песни, музыка шествий и т.д.), мензуральная ритмика сохраняла свое господство в Средневековье, особенно в церковном григорианском пении (cantus planus), пока в конце 12 в. ее не сменила система ритмических модусов, установленных на основе античных поэтических размеров. В полифонической композиции часто сочетались разные модусы: например, в одном голосе выдерживался хорей, в другом - ямб. Предпочтение, которое оказывалось тогда трехдольному ритму, и необходимость совмещения сильных долей разных модусов при полифоническом письме привели к тому,

Энциклопедия Кольера РИТМ

что первоначально двудольные размеры (например, дактиль )

Энциклопедия Кольера РИТМ

преобразились в трехдольные ()

, чтобы их сильные доли могли совпадать с сильными долями хорея

() и ямба ().

Результатом явился строго трехдольный метр. Двудольный метр был узаконен теоретиками и композиторами в 14 в.,

хотя фактически он употреблялся (в музыке, сопровождавшей шествия и танцы) с древних времен. Признание равноценности

двудольных и трехдольных размеров заложило фундамент современной метро-ритмической системы, которая совершенствовалась

на протяжении 17-19 вв. Исключительной сложностью отличаются ритмические системы древних музыкальных традиций Востока,

особенно Индии; некоторые из подобных систем восходят к глубокой древности.

Ритмические новации в современной музыке. Музыка 20 в., с ее революционным подходом к разным аспектам музыкального языка, привнесла немало нового и в метро-ритмическую организацию. В современной музыке широко употребляются нерегулярные метры, т.е. не двудольные и не трехдольные, например, 5/4 или 7/8. Для стиля И.Ф.Стравинского весьма типична полиметрическая организация, т.е. быстрая смена разных метров (например,

). В результате возникает эффект, близкий мензуральному ритму, поскольку при подобных сменах стирается регулярность возвращений сильной доли. Кроме того, если часто меняется знаменатель размера (т.е. длительность основной ритмической единицы - например, 5/4, потом 3/8, а затем 2/4 ), возникает эффект свободной ритмики. Ряд авторов 20 в. (например, Ч. Айвз) часто прибегали к соединению в разных голосах фактуры разных метров, т.е. к полиметрии. Хотя основное качество ритма в специфическом значении этого понятия, последовательность звуков и пауз разной длительности, остается неприкосновенным, возрастающие сложность и разнообразие ритмических моделей - одна из главных характеристик музыкального искусства 20 в.

). В результате возникает эффект, близкий мензуральному ритму, поскольку при подобных сменах стирается регулярность возвращений сильной доли. Кроме того, если часто меняется "знаменатель" размера (т.е. длительность основной ритмической единицы - например, 5/4, потом 3/8, а затем 2/4 ), возникает эффект свободной ритмики. Ряд авторов 20 в. (например, Ч. Айвз) часто прибегали к соединению в разных голосах фактуры разных метров, т.е. к полиметрии. Хотя основное качество ритма в специфическом значении этого понятия, последовательность звуков и пауз разной длительности, остается неприкосновенным, возрастающие сложность и разнообразие ритмических моделей - одна из главных характеристик музыкального искусства 20 в.

Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980

иллюстрированный энциклопедический словарь

РИТМ (греческое rhythmos, от rheo - теку),

1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.

2) В музыке временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр.

3) В стихе: а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем ("ритмической формой", "вариацией", "модуляцией") метра и размера стихотворного.

орфографический словарь формы слов

ри́тм, ри́тмы, ри́тма, ри́тмов, ри́тму, ри́тмам, ри́тмом, ри́тмами, ри́тме, ри́тмах

Читайте также: