Как называется лирическое стихотворение состоящее из 12 стихов двух катренов и двух терцетов

Обновлено: 04.07.2024

СОНЕВИДНЫЕ ХОМЯКИ - СОНЕВИ́ДНЫЕ ХОМЯКИ́ (Nyctomys) - род грызунов подсемейства хомяков (см. ХОМЯКИ), внешне напоминающих маленькую белочку или соню. Огромные черные глаза придают грызуну выражение удивления. Темные кольца вокруг глаз усиливают выразительность взгляда. Мягкий и густой шелковистый мех со спинной стороны каштановый, по хребту почти черный, брюшная сторона и лапы чисто-белые. Пушистый хвост коричневый.

Соневидные хомяки распространены от Мексики до Панамы, населяют леса и ведут древесный образ жизни, занимая в биоценозе Америки то же место, что и сони в лесах Евразии и Африки. Часто они образуют небольшие колонии. Обычно на ветвях строят шарообразное гнездо. В сумерки зверьки просыпаются и выходят из гнезд. Первым делом они стремятся утолить голод и направляются к плодоносящим деревьям. Особенно любят дикие фиги, авокадо и бананы. Нередко суда-банановозы вместе с гругом завозят этих грызунов в США и другие северные страныс грузом бананов. За один раз самка приносит от 2 до 4 детенышей. Это может произойти в любое время года, но чаще новорожденные появляются перед сезоном наиболее массового плодоношения деревьев. В течение года каждая самка, видимо, выкармливает 2-3 выводка.

полезные сервисы сонерил синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

полезные сервисы сонерила синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

словарь иностранных слов

Родовое назв. растений сем. Melastomaceae, растущих в Ост-Индии.

сканворды

- Растение семейства меластомовых.

полезные сервисы сонет толковый словарь

Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух четверостиший и двух трехстиший.

толковый словарь ушакова

СОНЕ́Т, сонета, муж. (итал. sonetto) (лит.). Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. «Суровый Дант не презирал сонета, в нем жар любви Петрарка изливал.» Пушкин. Венок сонетов (произведение из 15 сонетов, из которых 14 написаны так, что каждый последующий начинается последним стихом предшествующего, а 14-ый кончается начальным стихом первого сонета, причем начальные стихи всех 14 сонетов образуют собой заключительный 15-ый сонет).

толковый словарь ожегова

СОНЕ́Т, -а, муж. Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший. Сонеты Петрарки.

| прил. сонетный, -ая, -ое.

популярный словарь

Твердая стихотворная форма: стихотворение, состоящее из четырнадцати строк - двух четверостиший и двух трехстиший.

И вот, сонета выяснив секрет, себе поэты выбрали сонет для выраженья чувств, картин, утопий (Северянин).

От итальянского sonetto (← ст.-фр. sonet ‘песенка’ ← лат. sonus ‘звук’, ‘голос’, ‘слово’).

Каноническая форма сонета - строки, рифмуемые по схеме абба-абба-ввг-дгд (есть и другие варианты). Сонет возник в XIII в. в Италии. Совершенства достиг у Ф. Петрарки. Блестяще писали А. Данте и Б. Микеланджело. Особую популярность сонет приобрел в

поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Традиция сонета предписывает определенное содержание, требует строгой внутренней композиции, ограничивает отбор слов и налагает ряд других запретов. Во Франции сонет разрабатывал П. Ронсар, а с возрождением этой формы после господства классицизма - А. Ренье, Х.-М. Эредиа, в Англии - У. Шекспир. В русской поэзии сонет известен начиная с В. К. Тредиаковского (1735 г.). Сонеты писали В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, И. Северянин и др. Образцом сонета можно считать стихотворение "Поэту" А. С. Пушкина.

Цикл (поэму) из пятнадцати архитектонически связанных сонетов называют "венком сонетов". В нем последняя строка каждого сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих сонетов (тоже с вариантами). Выдающийся поэт-символист Вяч. Иванов не избежал поэтического соблазна сочинить свой "Венок сонетов" (1909 г.).

словарь существительных

СОНЕ́Т, -а, м

Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, - стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена и 2 трехстишия-терцета; возник в XIII в. в Италии; был популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.

… Я сказал, что птицелов настолько владеет стихотворной техникой, что может, не отрывая карандаша от бумаги, написать настоящий классический сонет на любую заданную тему (В. Катаев).

энциклопедический словарь

СОНЕ́Т [не́] и [нэ́], -а; м. [итал. sonetto] Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк - двух четверостиший и двух трёхстиший.

◊ Венок соне́тов. Лит. Произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.

◁ Соне́тный, -ая, -ое. С-ая композиция.

соне́т (итал. sonetto), твёрдая форма стихотворения из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» - abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в XIII в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют венком сонетов («Венок сонетов» В. А. Солоухина).

СОНЕТ - СОНЕ́Т (итал. sonetto), твердая форма (см. ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ): стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» - abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма (см. РИФМА)); условно к сонету относят «английскую» рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

большой энциклопедический словарь

СОНЕТ (итал. sonetto) - твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во "французской" последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в "итальянской" - abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят "английскую" рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - "Поэту" А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют "венком сонетов".

академический словарь

Стихотворная форма в четырнадцать строк, состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший.

Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал. Пушкин, Сонет.

произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собою таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.

гуманитарный словарь

СОНЕ́Т (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка) - твердая стихотворная форма, представляющая собой стих. из 14 строк, композиц. распадающееся на 2 катрена и 2 терцета (катрены написаны на 2 рифмы, терцеты - на 2 или 3 рифмы). С. как упрощенная форма одиночной строфы канцоны возник в Италии в сер. 13 в., в 16 в. перешел из итал. поэзии во франц. и довольно быстро распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились два типа сонетного канона - франц. и итал. Франц. тип, нормализованный наиб. строго, соответственно правилами альтернанса, устанавливает взаимную зависимость между характером рифмовки катренов и терцетов: "закрытая" (охватная) рифмовка катренов обусловливает "открытую" рифмовку терцетов (АббА АббА ввГ дГд); и наоборот, "открытая" (перекрестная) рифмовка катренов - "закрытую" терцетов (АбАб АбАб ВВг ДДг); оба вида считаются одинаково "правильными", но первый - "совершеннее". Итал. тип С., свободный от правил альтернанса, допускает как перекрестную, так и охватную рифмовку в катренах и - независимо от нее - самую разнообразную рифмовку в терцетах (напр.: АБАБ АБАБ АГД ДГВ и др.). Франц. С, как правило, пишется александрийским стихом (12-сложником), итал. - 11-сложником. Сонетный канон предписывал также соблюдение дополнит. правил: строфы должны кончаться точками, знаменательные слова - не повторяться, последнее слово С. - быть "ключевым". Огромная популярность С. в европ. лит-ре вызвала появление разл. вариантов С. и многочисл. отклонений от канонич. форм; из таких отклонений наиб. изв. являются "С. с кодой" и "англ. С.", нарушающий правило повтора рифм в обоих катренах и традиц. строфику - 3 катрена и заключит. двустишие (абаб вгвг деде жж). В России С. изв. с 1735, когда В. Тредиаковский сделал пер. с франц. классич. С. Ж. де Барро. Вслед за ним в 1855 В. Сумароков создает уже 4 оригинальных С. Популярность этой формы в 1760-е гг. нарастает, рус. поэты не только свободно воспроизводят франц. и итал. канон, но и экспериментируют с сонетной формой, так что к кон. 18 в. С. постепенно превращается в простое 14-стишие со следами деления на два четверостишия и заключительное шестистишие, но с почти произвольным порядком рифм. Новый период популярности С в России связан с романтизмом. Обращение англ. и нем. романтиков к С. и выход 1822 в Москве сонетов А. Мицкевича вызывают появление большого числа рус. романтич. С В 20-30-е гг. 19 в., считающиеся расцветом рус. С, едва ли не каждый из поэтов отдал дань этой форме. С пишут В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, Е. Баратынский, М. Лермонтов, К. Павлова и мн. др. К сер. 19 в. интерес к С. значительно ослабевает, стих., напис. в форме С, появляются эпизодически, активно обращается к нему лишь А. Григорьев (цикл С "Титании" и поэма "Venezia La Bella", напис. строфами-С.). Посл. четв. 19 в. отмечена своеобразными экспериментами с сонетной формой: в своем традиц. виде она сохраняется в многочисл. юмористич. С. В. Курочкина и В. Буренина, "серьезный" же С. сильно деформируется в поэзии А. Майкова, В. Соловьева, К. Фофанова. В 80-90-е гг. над возрождением С. работает П. Бутурлин. Нач. 20 в. - новый расцвет рус. С., к-рый становится самой популярной из тв. стихотв. форм уже у старших символистов; только К. Бальмонт написал более 500 С. Пишут С. И. Анненский, В. Иванов, В. Брюсов, М. Волошин, А. Блок, М. Кузмин, Н. Гумилев, А. Ахматова и др. Этот период отличается, с одной стороны, обращением к почти забытым канонам С., с другой - самыми неожиданными экспериментами и предельными усложнениями сонетной формы. Появляются С.-акростихи, С.-буриме, венки С, "ответные С". В кругу В. Иванова не только возрождают обычай ср.-век. итал. "ответного С", но и усложняют его (поэт получает С. с недописанными строками и, угадав по ним рифмующие слова, отвечает "ответным С." на угаданные рифмы). Поэты нач. 20 в. начинают использовать для С. нетрадиц. размеры. Если в 19 в. эксперименты с метрикой сводились к замене традиц. для С. 5-и 6-стопного ямба 4-стопным (Баратынский), то теперь внедряются новейшие размеры - дольник и акцентный стих, С. пишутся вольными размерами и односложными. Традиц. строфику размывают "С. с кодой" и "опрокинутый С". Наиб. сильно деформирован С. в "коронах сонетов" раннего И. Сель-винского. В сов. период С. - единственная из тв. форм, к к-рой не утрачен интерес. Почти забытый в 30-50-х гг., в последние десятилетия он вновь утверждается в рус. поэзии, причем наиб. попул. его разновидностью становится "англ. С". Среди совр. рус. поэтов, продолжающих эксперименты с сонетной формой, особенно выделяются В. Соснора и И. Бродский. Пример С. (Анненский):

Есть книга чудная, где с каждою страницей

Галлюцинации таинственно свиты:

Там полон старый сад луной и небылицей,

Там клен бумажные заворожил листы,

Там в очертаниях тревожной пустоты,

Упившись чарами луны зеленолицей,

Менады белою мятутся вереницей,

И десять реет их по клавишам мечты.

Но, изумрудами запястий залитая,

Меня волнует дев мучительная стая:

Кристально чистые так бешено горды.

И я порвать хочу серебряные звенья.

Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,

И режут сердце мне их узкие следы.

иллюстрированный энциклопедический словарь

СОНЕТ (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия - катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия - терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во "французской" последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в "итальянской" - abab abab cdc dcd (или cde cde) (смотри Рифма); условно к сонету относят "английскую" рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - "Поэту" А.С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называется "венком сонетов".

поговорки

Петь сонеты. Жарг. муз. Шутл. Лгать, обманывать кого-л. Максимов, 311.

Читайте также: