Как наложить стихи на музыку
Обновлено: 23.12.2024
Все музыканты по-разному подходят к творческому процессу создания песни.
Один пишет музыку, на которую пытается наложить слова.
Другой, наигрывая музыкальное произведение, рождает стих: строку за строкой.
Третий берет готовый рифмованный или прозаический фрагмент текста, подбирает простейшую музыкальную аранжировку и начинает ее расширять, дополнять, улучшать и развивать, пока та не превращается в полноценное произведение искусства.
Четвертый долго вникает в музыкальные наработки, пытаясь пережить те или иные чувства, визуализировать образы и прийти к готовой идее будущей песни.
Написание песни – процесс творческий, поэтому, содержит массу индивидуальных и уникальных техник, подходов, приемов, которые для каждого музыканта будут различными.
Но как быть, если есть стих?
Как написать музыку под готовые слова, например, известного поэта, друга или подруги? Попробуем разобраться!
Есть стих, как написать музыку…
Кстати, написание музыки под готовые тексты – очень распространенный прием в среде музыкантов.
Более того, для отдельных творческих личностей такой подход является единственно приемлемым и доступным.
Ведь многое здесь зависит от личных предпочтений и индивидуальности музыканта!
Стоит заметить также, что для написания музыки на стихи неплохо бы владеть хоть одним музыкальным инструментом и диктофоном (нужен, чтобы записывать наброски будущей песни, не отвлекаясь на написание нот или запись аккордов).
Пишем музыку на стихи: пошаговая инструкция
1. Для начала необходимо подобрать подходящий текст (стих или прозу).
Важно понимать, что аранжировкой можно дополнить вообще любой текст, даже если в нем отсутствует рифма! При этом новичкам-музыкантам проще начинать с несложных стихов, имеющих строгий ритм слога и рифму.
Так, отдельные стихотворения с легкостью ложатся на музыку, в то время как с другими словами это несколько затруднительно.
Найти хороший стих, который уже «напрашивается» на музыкальную подложку – половина всего вашего успеха.
Если же текст выбрать нельзя (например, вам его дала подружка, отказаться нельзя), придется проявить интуицию, творческие способности и немножко хитрости.
При работе со сложными текстами рекомендуется отыскать в них ритмическую основу или искусственно подвести стих под такое основание.
Говоря проще, стих или текст должен легко вписываться в рамки размерностей такта, что несложно реализовать, например:
Если говорить о секциях ударных, то их несложно найти в современных гитарных процессорах, музыкальных компьютерных программах и редакторах. В крайнем случае, для понимания размера и ритма будет достаточно вашей интуиции, чувства ритма и настукивания ногой или рукой.
ВАЖНО – текст (стих или проза) должен распределиться по ритмическим отрезкам фиксированной или изменяющейся величины.
2. Монотонная песня и однообразный поток текста никому не интересен и часто утомляет.
Если мы пишем композицию, которая будет понятна всем и каждому, а не только единичным эстетам с перевернутым мировоззрением, неплохо разобраться с динамикой подачи стихотворения.
Речь в данном случае о том, что отдельные фрагменты текста станут вступлением, другие – припевом, третьи – куплетами песни, четвертые – будут использованы где-нибудь еще.
Одни фрагменты будут звучать тише, другие – громче.
Одни фрагменты будут ровными и размеренными, другие – станут эмоциональными, сильными, резкими и т.д.
Говоря проще, ваша будущая песня должна быть динамичной, а не монотонной! Это важно.
Исходя из «движения» и «течения» текста (стихотворения), предстоит обеспечить отдельным фрагментам соответствующую музыкальную подложку (аранжировку). Т.е. изначально такая работа проводится со стихами, а после переносится в музыку.
3. Когда ритмика и общая динамика будущей песни определена, переходим к работе с музыкальным инструментом.
Здесь нам предстоит сугубо творческая и индивидуальная деятельность, которую начинаем:
- с подбора первых аккордов;
- с выбора оптимальной тональности (минорной или мажорной);
- с записи отдельных участков-черновиков на диктофон или бумагу.
Примечание: мы уже говорили, что для написания музыки важно владеть музыкальным инструментом (хоть каким-нибудь), иначе, результатом будет дилетантство.
Касательно аккордовых последовательностей и переходов, куплетов, припевов, вступлений и других тонкостей дать советы сложно, т.к. все определяется:
- личными вкусами и предпочтениями;
- уровнем игры на инструменте;
- опытом музыканта;
- знаниями музыканта;
- желаемым стилем музыки;
- индивидуальными особенностями.
Для тех, кто не умеет играть на музыкальных инструментах: пытайтесь подобрать, напеть и записать на диктофон мелодию, которую после можно будет показать знакомым музыкантам.
ВАЖНО: записывайте все ваши попытки, т.к. даже запоминающиеся мелодии очень быстро выветриваются из головы и забываются!
4. Для тех музыкантов, у кого получилось создать наброски аранжировки, следующим шагом будет их развитие, дополнение, корректировка и правка.
Так, настоятельно рекомендуется проработать и продумать каждый фрагмент песни, начиная со вступления и оканчивая последней ее нотой. В вашей песне не должно быть посредственных участков, обязаны присутствовать:
- вступление;
- куплет;
- припев (пусть даже просто музыкальный проигрыш);
- окончание.
И все эти пункты необходимо рассмотреть по отдельности, ничего не оставляя «как есть» или «как придется». Любая профессиональная музыкальная композиция продумывается от начала и до конца!
Это важно. В процессе написания песни не жалейте времени и сил, т.к. работа впопыхах редко дает качественные результаты.
Последним (завершающим) этапом будет тестирование песни на своих близких: друзьях и товарищах, родственниках и знакомых.
Наиграйте им собственное творение и оцените их реакцию… Если песня вам удалась – ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Если же нет – обязательно пробуйте еще и еще. И помните:
Чтобы написать хорошую песню, нужно сначала написать 10, 100, 1000 плохих.
ВАЖНО: никогда не пишите музыку на текст (стихи или прозу), который лично вам не нравится – ничего хорошего не получится.
Читайте также: