Как мало женщине для счастья надо стихи евтушенко
Обновлено: 04.11.2024
Она сказала: «Он уже уснул!»,—
задернув полог над кроваткой сына,
и верхний свет неловко погасила,
и, съежившись, халат упал на стул.
Мы с ней не говорили про любовь,
Она шептала что-то, чуть картавя,
звук «р», как виноградину, катая
за белою оградою зубов.
Быть благодарным — это мой был долг.
Ища защиту в беззащитном теле,
зарылся я, зафлаженный, как волк,
в доверчивый сугроб ее постели.
Но, как волчонок загнанный, одна,
она в слезах мне щеки обшептала.
и то, что благодарна мне она,
меня стыдом студеным обжигало.
Мне б окружить ее блокадой рифм,
теряться, то бледнея, то краснея,
но женщина! меня! благодарит!
за то, что я! мужчина! нежен с нею!
Как получиться в мире так могло?
Забыв про смысл ее первопричинный,
мы женщину сместили. Мы ее
унизили до равенства с мужчиной.
Какой занятный общества этап,
коварно подготовленный веками:
мужчины стали чем-то вроде баб,
а женщины — почти что мужиками.
О, господи, как сгиб ее плеча
мне вмялся в пальцы голодно и голо
и как глаза неведомого пола
преображались в женские, крича!
Произведение «Благодарность» Евгения Александровича Евтушенко – попытка разобраться в человеческой психологии, природе отношений и одиночестве среди толпы.
Стихотворение создано в 1968 году. Поэту исполнилось 36 лет, он постоянно путешествует по миру, знакомясь с австралийской, американской, бразильской аудиторией. Е. Евтушенко откликается стихами и протестами на все значимые политические события в разных странах: чехословацкий кризис, смерть Р. Кеннеди от пули террориста. В личной жизни этот год отмечен усыновлением в семью мальчика из детского дома. В жанровом отношении – почти баллада о хрупкости сильных женщин. Рифмовка преимущественно перекрестная и опоясывающая, 10 строф. В стихотворении есть два монолога – ее и его. Однако у героя он внутренний, невысказанный. Начинается история просто, буднично, по-семейному. Впрочем, скоро выясняется, что героиня жила с сыном одна и уже не надеялась, что на нее, «ломовую лошадь», обратят внимание, что она еще будет любима. Герой не восторженный романтик, воздерживается от высоких слов, но исповедь доверчивого женского сердца его потрясла. А ведь он сам пришел к ней израненный, ищущий защиты, тепла, забвения. Сравнение «зафлаженный, как волк»: то есть, окруженный флажками охотников, неприятелей. А между тем, благодарят его, принимая таким, какой есть, не выпрашивая обещаний. Не покорителем или поэтом он оказался в этом доме. В 6 строфе каскад восклицаний выдает его смятение. «Нежен с нею»: оказывается, самые простые, естественные вещи днем с огнем не сыщешь. В следующих строфах он рассуждает о равенстве полов, о том, что оно не каждой женщине под силу. Затем он афористически припечатывает своих современников: мужчины вроде баб, женщины почти что мужиками. Произошла подмена, которая и тех, и других делает несчастными. «Глаза неведомого пола»: сильная метафора о женщине, махнувшей от безнадежности на себя рукой. И в прошлом она обожглась, осталась без поддержки с сыном. Возвращение женственности, возможности быть слабой становится почти мучительным: преображались, крича! В заключительном четверостишии герой бережет ее сон и размышляет об уязвимости женского сердца. В стихах есть сравнение (глаза свечами, как виноградину), лексика энергичная, просторечная, с прозаизмами (общества этап), оксюморон (студеным обжигало), красноречивые приставочные глаголы: обшептала, зарылся. Идиома: мужчина в юбке.
«Благодарность» Е. Евтушенко – житейская история с глубоким общечеловеческим смыслом.
Читайте также: