Как делать анализ стиха 5 класс литература

Обновлено: 04.11.2024

Составитель: Могунова Елена Владимировна- учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области".

Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах". : конспекты уроков, практические задания. 2013 год.- 32 с.

Данное пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах" посвящено методике обучения анализу поэтического текста учащихся 5 - 11 классов.

Пособие предназначено для учителей литературы. В основу пособия положены лекции Храмцовой Р.А."Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах". Москва. Педагогический университет "Первое сентября". 2006 год, для учителей, проходящих дистанционные курсы повышения квалификации. Электронный адрес: edu .1 september . ru

Введение. Подходы к школьному анализу поэтического текста

Урок литературы в 6 классе по теме: «Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения А.Фета «Опять».

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству Заболоцкого. Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева (11 класс).

План анализа стихотворения.

Список использованных источников

Подходы к школьному анализу поэтического текста .

Изучение лирики — проблема не только методическая, но и психологическая: роль учителя, ведущего маленького читателя к пониманию стихотворения, выдвигается на первый план. Главным на уроке становится совместный поиск двух читателей — ученика и учителя, постановка задач, решение которых неизвестно порой им обоим.

Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, "овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы".

Ни для кого не секрет, что именно анализ текста вызывает у школьников, а подчас и учителей наибольшие трудности

В целом этот подход можно представить в виде алгоритма:

- верхний уровень (идейно-образный): идеи и эмоции, образы
и мотивы;

средний уровень (композиция и стиль): поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство;

нижний уровень (фоника): метрика, ритмика, рифма, строфика, звукопись (аллитерации, ассонансы).

Следует также отметить, что представление о поэтическом мире художника нельзя сформировать в отрыве от биографического контекста, от художественного метода и направления, от духовного состояния общества в целом.

В 5-м классе мы начинаем разговор о специфике лирики как литературного рода. Все определения, которые мы можем найти в справочной литературе, могут отпугнуть наших учеников своей излишней научностью. Поэтому можно предложить им несколько поэтических текстов, в которых они могли бы услышать голос лирического героя, говорящего о своих чувствах и переживаниях. Ещё лучше, если это будут стихи, в которых заметно изменение настроения и состояния лирического героя. В этом случае одновременно с определением понятия лирики можно говорить о сюжете лирического стихотворения и о понятии "лирический герой", «поэтический мир».

Знакомясь с опытом работы учителей-словесников, я обнаружила очень интересную форму работы на уроке при начальном изучении лирики и с тех пор её использую.

Каждый урок по теме «Лирика» начинаю с упражнений, развивающих творческое воображение ребят. Например, с такого: закрыть глаза и представить себе, какого цвета. смех. Ребята называют самые различные цвета: красный, оранжевый, серебряный. А как смеётся человек, если его смех чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся? А какого цвета вопросительный знак? Какие вопросы вы бы закончили синим, красным, зелёным, чёрными знаками? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы?

Не менее интересные упражнения на начальном этапе изучения метафоры. Ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия (жизнь, судьба, семья, любовь, счастье и т.д.) и названиями конкретных предметов (лампочка, туфли, компьютер, муравейник, дерево и т.д). Чем меньше связаны между собой значения слов, тем интереснее.

После этого, ребята, читая стихотворения, понимают чувства и настроения лирического героя, записывают и запоминают самые интересные находки.

Для примера возьмём стихотворение М.Лермонтова «Утёс», с которым дети знакомятся чуть ли не в начальной школе, а затем — на разных уровнях восприятия и интерпретации — к нему возвращаются.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит. Задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Попробуйте спросить учащихся 5-6-го класса, о чём эти стихи. Большинство попытается пересказать "сюжет", некоторые скажут: о природе. И лишь немногие ответят: "об одиночестве".

Прежде всего, предложим детям назвать два главных "действующих лица" стихотворения. Задание лёгкое: конечно же, это "тучка" и "утёс". Дети, несомненно, поймут (и в этом им помогут многочисленные олицетворения), что речь здесь идёт не о природных явлениях, а - как всегда в поэзии - о душах и судьбах человеческих.

Спросим у ребят: Какие ассоциации вызывают у них образы Тучки и Утёса?

Для письменного анализа текста предлагаю ученикам примерные вопросы, которые, конечно же, используются не обязательно по прядку, а являются лишь помощниками при письменном анализе.

О чём говорится в стихотворении?

Какое в нём настроение?

Каким представляется лирический герой?

Как звучит стихотворение (ритм, звукопись, длина строк, количество строк в строфе, наличие рифмы).

Какие приёмы использует автор в своём стихотворении?

Какие мысли и чувства хочет передать автор читателю?

7. Как построены в стихотворении предложения?

8. Ваши личные впечатления.

М.Л.Гаспаров « Анализ поэтического текста Ю.М.Лотмана: 1960-1990-е годы». Доклад на заседании памяти Ю.М.Лотмана (Лотмановских чтениях) в РГГУ в декабре 1993 г.

М.Л.Гаспаров «Снова тучи надо мною…» Методика анализа. (Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 9-20

С. Каганович Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. Русская словесность. 2003. № 1.

Р.А. Храмцова «Анализ поэтического текста в 5-11 классах».

Урок литературы в 6 классе по теме: «Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения А.Фета «Опять».

(Учитель Могунова Е.В.)

( для этого урока я беру сдвоенные часы).

Цели: - знакомство со стихами А.Фета

- формирование навыков анализа лирического

- развитие устной и письменной речь учащихся;

- воспитание любви к природе родного края.

Знания на уроке: роль художественных изобразительных средств; умение определять размер стиха.

Оборудование: доска, учебники, текст стихотворения, тетради, иллюстративный материал (мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия).

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию нового материала.

презентация к уроку.

3. Основная часть урока (работа над текстом).

тренажёр для работы.

Самостоятельная работа в парах: определить размер стиха.

4. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы с вами научились определять размер стиха, познакомились с новыми литературными терминами: стопа,. Повторили художественные выразительные средствами и их роль в поэтическом тексте. Сделали попытку произвести полный анализ лирического произведения, окончательным результатом которого станет ваша домашняя работа.

Кому сегодня за работу вы поставите оценку (учащиеся обсуждают и оценивают работу каждого из группы). Все оценки (4-5) обязательно ставлю в журнал плюс оценка учителя. Таким образом, ученик может получить до двух отметок за работу на уроке по данной теме.

5. Задание на дом: творческая работа «Анализ стихотворения».

Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва «Просвещение» 1997.

Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова Литература в 6 классе «Урок за уроком». Москва «Русское слово» 2003.

Р.А.Храмцова «Анализ поэтического текста в 5-11 классах». Лекции для дистанционных курсов повышения квалификации.

Читайте также: