Как быстро выучить стих у лукоморья

Обновлено: 22.11.2024

Ребенок снова весь в слезах: "Стихотворение не учится", а вы снова психуете, что он лентяй с плохой памятью?

Не спешите списывать на память.

Абсолютно любой здоровый ребенок лет с 5-6 способен хорошо заучивать стихи наизусть.

Почему я так решила?

Потому что ваш ребенок умеет разговаривать. К своим 5-6 годам он уже заучил наизусть целую кучу слов и речевых шаблонов: «кусков речи», которые он воспроизводит в зависимости от ситуации.

Подробнее о речевых шаблонах - что это такое и что они значат в жизни ребенка - я расскажу в отдельной статье.

Здесь же прошу просто поверить мне, что - если ваш ребенок умеет бегло и связно говорить по-русски - с памятью у него всё точно в порядке.

И если стихотворение не запоминается - дело точно не в памяти.

Почему не запоминается стихотворение

Дети воспринимают стихи вовсе не так, как мы - взрослые.

Мы можем запомнить любую ерунду, если она в рифму. Мы можем найти рифму или ритм или логику звучания даже там, где ее нет (хоку, да?).

А дети всего этого не умеют. И причины, по которым ребенок не может запомнить стихотворение, могут звучать для вас странновато.

Эти причины могут быть связаны, например, с самим стихотворением или с отсутствием навыка учить наизусть.

Для начала поговорим о самом стихотворении.

Вы и сами знаете - некоторые стихи учатся вмиг (а иной раз рифма или дурацкая песенка так привяжется - не забудешь), а иногда коротенькое четверостишье запомнить не можешь.

Причина №1 в стихотворении. Ребенок не понимает смысл стихотворения

Очень сложно учить абракадабру.

Стихи ведь отличаются от обычной «человеческой» речи

  • незнакомыми словами, которые не встречаются в обычной жизни,
  • непривычным порядком слов.

Вот вы сердитесь, что ребенок не может запомнить стихотворение - а он сидит и мучается вопросом «что я вообще сейчас прочитал?».

. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Обходит владенья свои.

Где-где бушует ветер?

Кто такой воевода?

Почему он - мороз?

И кем он обходит владенья (то есть кто такой этот "дозор")?

И, кстати, что такое владенья?

И почему вообще вдруг ветер не бушует и ручьи не текут с гор (чтооаа?!), пока он это делает?

Это всё - реальные рассуждения реальных пятилеток. Нынче под новый год я опросила десяток детей по смыслу этого стихотворения.

Серьезно, есть дети с гениальной от природы памятью (это большая редкость) - им всё равно, что запоминать. Один раз услышали - и сразу повторили наизусть - хоть стихи, хоть монолог из "Войны и мира".

Всем остальным детям для запоминания необходимо понимание смысла, логические "зацепки", осмысленный рассказ.

В примере, который я привела выше, ребенок слышит просто набор бессмысленных слов вроде «глокой куздры». И как ему это запоминать? Ни одной зацепки.

Максимум, он может опереться на рифму.

Это если он слышит ее.

Причина №2 в стихотворении. Ребенок не слышит рифму

Почему стихи проще учить, чем прозу? Потому что есть рифма.

Когда мы учим стихотворение, мы настраиваемся на то, что строки будут рифмоваться. Дети обычно ждут, что рифмоваться будет каждая строка или через строку.

Помните, даже такие загадки есть, где дети отгадку в рифму подставляют:

Неказистый на вид,

Я иголками покрыт.

Ты меня не трожь!

Я колючий. (ёж)

Руль, колеса, кузов.

По дороге с грузом

Мчит. (автомобиль)

А вот теперь представьте: ждет ребенок рифму, ждет - а рифмы и нету.

Уж небо осенью дыша ло ,

Уж реже солнышко блиста ло ,

Короче становился день ,

Лесов таинственная сень ,

С печальным шумом обнажалась.

И всё - последняя строка ни с чем не рифмуется.

Ну мы-то взрослые можем быстро прочитать следующие пять строк и найти рифму. А для ребенка это не быстро.

Поэтому и пятая строка в этом стихотворении для него - лишняя. Запоминаться не будет либо она, либо две предыдущие или последующие.

Причина №3 в стихотворении. Ребенок не слышит ритм

Обычно стихи проще слушать и учить не только из-за рифмы, но и из-за ритма.

У стихов, помимо рифмы, есть повторяющийся ритмический рисунок (еще он нам известен, как стихотворный размер - ямб, хорей. - наверняка слышали), который помогает нам воспринимать и запоминать стихи легче, чем прозу.

Если ребенок не слышит этот ритмический рисунок - запоминание стихотворения для него ничем не проще, чем монолог Болконского у дуба.

Например, часто детям сложно воспринимать ритмы трехстопных размеров

Трехстопный дактиль:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Такие встречаются у Лермонтова и у Блока.

А в школьных учебниках начальной школы и посложнее ритмы иной раз попадаются - с таким сложным рисунком, что и взрослый иной раз не уловит логику.

Причина №4 в окружающей обстановке. Отвлекающие вещи вокруг

Как говорят: "Просто сядь и выучи".

Но сесть и выучить - не так просто, если не сконцентрироваться.

Даже взрослым порой нужна полная тишина и отсутствие отвлекающих моментов, чтобы сделать какую-то высокоинтеллектуальную вещь.

И детям - чтобы эффективно запоминать - нужно иметь возможность сосредоточиться: без шума, без клёвых игрушек под рукой, без конфеток и морковок - погрызть в процессе учебы, без перекатывания чего-то ногами.

Одним словом: только стихотворение и ребенок. Тогда всё получится.

А не так, что мама слушает музыку, братик мультик смотрит, папа в плейстейшен играет - а рядом бедняга второклашка пытается стихотворение учить.

Причина №5 в окружающей обстановке. Ребенок в принципе не умеет учить наизусть

Заучивание наизусть - это само по себе наука, навык. Этому надо учиться.

Нам, взрослым, пожалуй, иногда кажется, что "просто сядь и выучи".

Но заучивание - это техника, технология, если хотите. Которую мы выработали себе сами, или нас кто-то научил, в детстве.

Или не выработали и не научил - и теперь мы думаем, что у нас просто память плохая.
А на самом деле мы просто ее не тренировали, либо тренировали неправильно.

Да, то что мы, взрослые, называем плохой памятью - это на самом деле незнание алгоримов заучивания, или неумение ими пользоваться, или отсутствие "автоматизированного" навыка им пользоваться.

Так что потратьте немного времени на то, чтобы научить ребенка заучивать наизусть - какой бы очевидной ни казалась вам задача по заучиванию. Выучите вместе несколько стихов, обращая внимание ребенка на последовательность действий для запоминания.

Алгоритм эффективного заучивания стихотворения наизусть

Без родителя не обойтись.

Даже если вы привыкли бросать ребенка один на один с уроками - не бросайте его учить стихи самостоятельно. Так будет гораздо эффективнее.

1. Прочитайте стихотворение первый раз вместе, убедитесь что:

  • Понятны и знакомы все без исключения слова.
  • Понятен смысл фраз и стихотворения в целом.

Хорошая идея - попросить ребенка подробно пересказать описанное в стихотворении своими словами.

Разберите значение всех незнакомых слов. Выясните, что имел в виду автор - про что он рассказывает.

2. Убедитесь, что ребенок слышит рифму:

Имеет смысл попросить ребенка показать рифмующиеся слова.

При необходимости, прочитайте еще раз или два - попробуйте вместе с ребенком услышать в стихотворении рифму.

Если рифма сложная или не очень очевидная - прямо в тексте подчеркните рифмующиеся слова цветными карандашами: каждая пара своим цветом.

3. Убедитесь, что ребенок слышит ритм:

Чтобы отработать ритм, один раз прочитайте стихотворение за ребенка , одновременно хлопая. А ребенок пусть только сосредоточится на ритме - слушает и хлопает вместе с вами.

Для примера покажу на кусочке стихотворения: буквы жирным - это ударные места, на которых нужно делать хлопок.

Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет

В и хри сн е жные крут я .

И один - два раза пусть ребенок прочитает сам, одновременно хлопая в соответствии с ритмом стихотворения.

Иногда отстукивание ритма очень помогает в заучивании стихотворения - учите стихи, одновременно хлопая.

Теперь, когда подготовительная работа по пониманию стихотворения выполнена, обеспечим правильную обстановку.

4. Убедитесь, что ребенка ничего не отвлекает от запоминания:

Посадите ребенка либо за совершенно пустой рабочий стол, либо на диван - стул - изолированно от любых внешних раздражителей: книг, игрушек, вещей, которые можно (хочется) хватать, крутить в руках, грызть.

Потерпите полчасика с телевизором или музыкой - пусть дома побудет тишина, а ребенку ничего не попадает в руки, в ноги - и что он ничего не жуёт.

5. Заучивание:

Есть много методик (способов) запоминать стихи. Предложу один из них - проверенный и точно хорошо работающий.

Или можете попробовать любой другой, свой любимый.

После того, как закрыты все вопросы смысла, рифм и ритма -

  • Попросите ребенка прочитать стихотворение 1 - 2 - 3 раза: столько, сколько нужно, чтобы получить беглое чтение с выражением.
  • Когда добились беглого и красивого чтения, попросите ребенка отложить текст и рассказать наизусть, как сможет - сколько запомнил.
Заметьте, пока мы разбирались со смыслом, мы уже как минимум четыре раза (а, скорее всего, больше раз) прочитали стихотворение - и с выражением, и с правильным ритмом - так что запомниться должно довольно много.

Пока ребенок рассказывает наизусть, что запомнил - обращайте внимание на то, что он запомнил (этим местам можно уделить меньше внимания при заучивании), и какие места он не помнит совсем (туда позже отведете больше времени)

  • Теперь повторите первую строфу столько раз, сколько нужно до отличного запоминания.
  • Повторите вторую строфу столько раз, сколько нужно до отличного запоминания.
  • Соедините первую и вторую строфы и повторите вместе столько, сколько нужно до отличного запоминания.
  • Выучите третью строфу.
  • Заучите ее сначала отдельно - вместе с второй, и только затем - вместе с первой.
  • Четвертую строфу учите сначала вместе с третьей, а затем - все вместе.

По такому принципу и продвигайтесь дальше: сначала учите какую-то строфу, потом заучиваете ее вместе с предыдущей, а затем - со всеми предыдущими вместе.

Если стихотворение очень длинное - можете сделать дополнительный промежуточный этап: отдельно повторять четверостишье.

Но обратите внимание: если ребенок будет заучивать (или часто повторять) изолированные четверостишья - он может начать забывать их последовательность. Поэтому лучше всегда присоединять к четверостишью хотя бы одну предыдущую и одну следующую строфы.

  • Если какое-то место упорно не запоминается , можно попробовать следующий способ.

Пусть ребенок несколько раз произнесет трудно запоминающееся место в стихотворении, одновременно выполняя какое-то действие. Любое. Например, тихонько топнет ногой, или щелкнет пальцами, или приподнимет руку - не важно.

Затем четко, громко и внятно скажите ему, что "теперь запомни, что когда ты приподнимаешь руку - ты говоришь эти слова ".

Таким образом вы не запоминающиеся слова привязываете к действию (то есть "обманываете мозг").

В психологии похожий прием называется "заякорить".

Ну и конечно, никто не отменял мнемонические техники - поиск похожего, созвучного, картинок.

С помощью этого алгоритма можно заучивать не только стихи, но и прозу, и диалоги на иностранном языке - только этих случаях "единицей заучивания" будет не строфа, а предложение.

Когда ребенок будет учить стихи по этому алгоритму - не просто скажите ему, как учить - а помогите ему этим алгоритмом воспользоваться.

А после нескольких выученных стихов стихов ребенок уже научится пользоваться алгоритмом заучивания самостоятельно.

Читайте также: