Из пиндемонти размер стиха
Обновлено: 04.11.2024
Стихотворение «Из Пиндемонти» Пушкин написал незадолго до своей трагической гибели в 1836 году, и поэтому в нем так отчетливо проступают настроения позднего творчества величайшего поэта.
Читатель ощущает, насколько устал автор и как страстно желает наконец-то начать жить полно: путешествовать, восхищаться творениями искусства, не зависеть от общественного мнения.
На момент написания «Из Пиндемонти» поэту было тридцать шесть – возраст, солидный для того времени. Он уже состоялся как литератор, муж, отец, но успел устать от всевозможных гонений, ссылок, зависимости от решений цензуры и власти.
Все это слышно в рассматриваемом стихотворении.
Удивительна история названия произведения. Обманывая цензуру, автор указал, будто взял его из творчества малоизвестного французского поэта Пиндемонти Ипполито. Литературоведы провели много исследований, однако ничего подобного в наследии европейского лирика не нашли.
Подобная мистификация свойственна характеру Пушкина, и на сегодняшний день она доказана. Но все же стихотворение так и осталось под «ненастоящим» названием.
2. Литературное направление
Произведение можно отнести к классицизму, но есть в нем нотки и реализма.
Исследователи отмечают его потрясающее сходство с одой Горация «К Меценату».
3. Род
По роду литературы это лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность «Из Пиндемонти» определяется как ода с явными признаками лирического стихотворения.
5. Проблематика
Анализируемое пушкинское произведение относится к позднему периоду творчества автора, но в нем затрагиваются те же вопросы, которые волновали поэта еще в юности: свобода, независимость.
Однако тут автор освещает их в ином контексте. Он отрекается от всевозможных общественных, политических проблем, обращаясь к более личному.
Сейчас для Пушкина на первый план выходит проблема внутренней свободы. Он хочет путешествовать, развиваться, наслаждаться искусством независимо ни от кого.
6. Тематика
Произведение затрагивает тему личностной свободы, истинного счастья, простых человеческих прав.
7. Идея
Автор написал это стихотворение, чтобы высказать свои мысли, выразить личное отношение, осветить изменившуюся точку зрения.
На тот момент в Пушкине происходил сильнейший душевный перелом, который нельзя было не перенести в творчество.
8. Пафос
Читая это произведение, мы невольно переживаем всю гамму чувств, испытываемую талантливейшим поэтом. Это и усталость, и некая обреченность.
Но с другой стороны, ясно слышится надежда, что, возможно, когда-то все изменится, и желанная свобода будет достигнута. В конце Пушкин подчеркивает, чем она является для него:
9. Система образов
По сути своей, рассматриваемое произведение является авторским выражением мыслей, касающихся истинного человеческого счастья. Оно построено на явном противоречии образов, и первая часть резко отличается от второй.
Сначала автор заявляет, от чего он отрекается, и что ему совершенно не нужно. Это и права «оспоривать налоги», «мешать царям друг с другом воевать». Его не тревожит мнение цензуры, и абсолютно все равно, от кого зависеть – власти или народа.
Затем поэт описывает истинные ценности, истинную свободу: не жертвовать своей совестью, не выслуживаться, а просто жить по совести, наслаждаясь этим миром и всем тем прекрасным, что есть в нем.
10. Центральные персонажи
Как таковых, персонажей в произведении нет.
Читатель внимает только мыслям самого автора, проникается его чувствами. В этом моменте «Из Пиндемонти» максимально приближается к лирическому стихотворению.
11. Лирический герой
В своем бессмертном шедевре Александр Сергеевич отражает собственное мировоззрение, поэтому можно смело сказать, что лирическим героем становится художественная проекция его личности, то есть он сам.
12. Сюжет
Как такого сюжета в стихотворении нет. Оно просто является продуктом осмысления автором своего внутреннего состояния, своих желаний и потребностей.
13. Композиция
Композиционно явно выделяются две части, противопоставляемые друг другу.
В первой автор говорит, что ему не нужно, от чего он устал и хотел бы отречься. Во второй – описывает желанную свободу.
14. Художественные особенности
Стихотворение написано по канонам классицизма, поэтому оно отличается несколько торжественной, возвышенной лексикой с явным политическим оттенком: «громкие права», «ропщу», «чуткая цензура» и т.д.
Автор использует множество глаголов и существительных с отрицанием, указывая, в чем он не нуждается и чего совсем не хочет: «не ропщу», «никому отчета не давать», «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи».
Пушкин усиливает смысл своего манифеста, используя характерный прием ораторского искусства: повторение («все это, видите ль, слова, слова, слова»).
Кроме того, поэт обращается непосредственно к читателю, что тоже подчеркивает публичность текста.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение написано единой строфой, состоящей из 22 стихов. Причем, четырнадцатая строчка состоит всего из одного слова «никому», которым автор акцентирует внимание читателя.
После нее начинается вторая часть произведения, рассказывающая о том, что действительно ценит и жаждет поэт. Такая форма приближает стихотворение к жанрам ораторского искусства, рассчитанного на полное понимание. Оно словно звучит вслух, произносится страстно, на одном духу, выливая все чувства лирика на ошеломленного читателя.
Размер – шестистопный ямб.
16. Средства художественной выразительности
Автор использует множество эпитетов, насыщая язык произведения яркими образами: «громкие права», «сладкая участь», «чуткая цензура».
В некоторых строчках он использует прием единоначатия:
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода.
Такое решение лишь подчеркивает мысли, выделяет знаковые слова.
В тексте много инверсий, что характерно для одического стихосложения: «не дорого ценю я громкие права», «отказали боги мне в сладкой участи оспоривать налоги» и т.д.
Можно сказать, что произведение буквально построено на них. Инверсия дает возможность автору выделять мысль, подчеркивать важные моменты.
17. Значение произведения
Произведение помогает понять состояние поэта, проникнуть в мысли, которые волновали его и формировали его личность в тот непростой период жизни.
18. Актуальность
Оно актуально до сих пор. Особенно для молодежи, которой следует учиться независимости и уметь ценить свободу.
19. Моё отношение
Мне нравится это стихотворение смелостью и открытостью мыслей, выраженных в нем.
20. Чему учит
Оно учит быть смелым и правильно определять, что действительно важно в жизни, а что является пустым, навязанным общественным мнением.
Также стихотворение показывает, что нужно ценить внутреннюю независимость каждого человека, особенно, самого себя.
Читайте также: