Исаковский три ровесницы стих
Обновлено: 26.12.2024
Лирика М.В. Исаковского соединена с устной народной поэзией глубинными связями. Народные представления, приметы, склад и образ мыслей живут в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому, читая его стихи, важно для более глубокого проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот или иной образ, представлять не только прямое значение слова, но и формы его бытования в народно-поэтическом сознании. При осмыслении содержания стихотворного текста необходим принцип медленного, а чаще всего и возвратного, повторного чтения.
- Как вы думаете, где и когда происходит действие? С какой целью пришли «три ровесницы»?
- Высокий берег в народной поэтике - место любовного свидания. Вспомните фрагмент из стихотворения «Катюша»: «Выходи-ла на берег Катюша, / На высокий берег на крутой. » В стихотворении «Три ровесницы» крутизна берега не подчёркнута. Случайно ли это? Зато в этой же строфе есть другой «прозрачный» образ. Он «спрятан» в строках: «То сорвут они по веточке / С берёзки молодой. » Вспомните другие произведения русской поэзии. Какие ассоциации должна вызывать веточка молодой кудрявой березы?
- Девушки пробуют, «Тепла ль в реке вода. »; в другом месте стихотворения говорится, что «вдали туман лишь стелется. ». Холодная вода и стелющийся туман, по народным поверьям, предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся туман - радость. Так, может быть, и в самом деле «. только ради этого / И шли они сюда»? Зачем же М.В. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И ещё: что же хотели узнать девушки, пробуя «тепла ль в реке вода»?
- Вчитайтесь ещё раз в строфу:
Для вас, любознательные
Познакомьтесь с фрагментами статьи А.Т. Твардовского «Поэзия Михаила Исаковского».
«Слова песен Исаковского это, за немногими исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский - не „автор текстов" и не „поэт-песенник", а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из характернейших черт-русской лирики.
Эта черта сближает Исаковского как автора популярнейших песен с классиками русской поэзии, Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, стихи которых поются, что называется, через страницу. И среди них столько ставших широко известными народными песнями (тоже часто утратившими принадлежность именам своих великих авторов). Это поэтические произведения, созданные без обязательной их песенной предназначенности, но потом призвавшие к себе и музыкальную их интерпретацию.
Слова лучших песен Исаковского содержательны, пусть даже это содержание забавное, шуточное, что, между прочим, не редкость и в народной песне, или раздумчиво-лирическое и трогательное. Но вершинные его вещи этого жанра, приобретшие широчайшую известность, поражают значительностью, сосредоточенностью и глубиной гражданской, патриотической мысли.
Среди родных. Художник Е.М. Чепцов. 1945 г.
Удивительно послевоенное стихотворение Исаковского, тоже ставшее широко известной песней „Враги сожгли родную хату", сочетанием в ней традиционно-песенных, даже стилизованных приёмов с остросовременным трагическим содержанием. С какой немногословной и опять-таки негромогласной силой передана здесь в образе горького солдатского сиротства великая мера страдании и жертв народа-победителя в его правой войне против вражеского нашествия.
Лирика Исаковского свидетельствует о цельности его душевного склада, о скромности и достоинстве, о добром, отзывчивом сердце, не склонном, однако, к сентиментальности, вернее, защищенном от неё врождённым чувством юмора. Личный облик поэта представляется в органическом единстве с его творчеством.
Целостный дух и склад его поэзии, характеристические черты её формы как нельзя более близки духу и складу народного труженического характера, чуждого горлопанству и красносло-вию, более способного высказаться на деле, чем на словах, отнюдь не лишённого, однако, чувства юмора.
Так в незатейливой и почти что пасторальной форме „Трёх ровесниц" вмещается содержание, может быть, не меньшей жизненной остроты, чем в таком сильном стихотворении Исаковского послевоенных лет, как „Враги сожгли родную хату". »
Вопросы и задания
- Какие черты поэзии М.В. Исаковского отмечены в статье А.Т. Твардовского?
- Какой образ Исаковского - поэта и человека - сложился у вас после чтения его стихотворений и биографических материалов о нём?
Советуем прочитать
Кошелев Я.Р. Живое наследие // Михаил Исаковский. Сто песен. Смоленск, 2000. С. 3-6.
После уроков
Подготовьте и проведите литературно-музыкальный вечер «Живое наследие» (песни М.В. Исаковского в моей семье и в моей стране).
Читайте также: