Исаковский стих весна анализ

Обновлено: 24.12.2024

Урок по теме: Стихотвоение М.В.Исаковского "Весна", 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых.

Михаил Васильевич Исаковский ( 1900—1973)
«Весна»
Цели: 1. Знать и понимать содержание стихотворения «Весна» Исаковского
М.В., повторить и закрепить литературоведческие понятия: тема,
главная мысль (идея, основная мысль), строфа, рифма, ритм.
2. Совершенствовать навык чтения, добиваться осознанности,
правильности и выразительности чтения; развитие и коррекция ВПФ:
мышления, памяти, внимания.
3. Воспитание эстетических чувств, чувства понимания и любви к
природе, привитие интереса и уважения к русской поэзии.

1.1. Построение. Проверка подготовки к уроку: учебник, дневник, письменные принадлежности.
1.2. Тема и цели урока.
Сегодня мы знакомимся со стихотворением М.В. Исаковского «Весна». Наша задача – прочитать стихотворение, разобрать содержание и подготовить стихотворение к заучиванию наизусть.

На прошлом уроке мы изучили стихотворение М.В.Исаковского «Ветер», дома вы должны были выучить его наизусть.

- Кто желает прочитать стихотворение наизусть?

2.2. Чтение наизусть стихотворения «Ветер» -- стр. 195. – 1 ученик по желанию.

Вопрос Ответ
1.Определите ТЕМУ (Д!)
стихотворения.
1. Ветер, природа.

2.Каким вам представляется по характеру автор этого стихотворения?

2.1. Хорошо знает и понимает природу, наблюдательный.
2.2.С хорошим чувством юмора,
Заметил, что ветер – шалун.

2.4. Повторение биографии поэта М.В.Исаковского.

Учитель:
Давайте ещё раз обратимся к биографии поэта М.В. Исаковского.

А) Просмотр презентации – биографии поэта.

Б) Вспомните, где родился поэт, каковы были названия его первых произведений.
Как вы думаете, какая тема должна быть главной в творчестве поэта М.В.Исаковского?
Ответы: тема родной природы.

3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

3.1. Установка на восприятие.

А) Слово учителя.
Давайте попытаемся угадать название стихотворения М.В. Исаковского, которое мы будем изучать сегодня.

Ученик (ца) прочитает нам стихотворение , тема которого будет названием нашего сегодняшнего стихотворения Исаковского.
Нужно назвать тему одним словом.

-Что такое тема? Д! ----- ТЕМА
Б) Чтение наизусть стихотворения М. Беляевой «Весна вернулась».
Определение названия стихотворения.

- Учитель:
- Я попрошу чтеца сохранить в тайне название стихотворения.

- Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Весна вернулась.

Загорается новый закат
В переливах багряного цвета.
Воздух ночи пожаром объят,
В ожидании близкого лета.

Лёгкий ветер шалуньи Весны
Растревожил окрестные горы
И, тихонько коснувшись волны,
Успокоился. Видимо, скоро

За приливом наступит отлив,
Примостятся на отмели чайки.
И снегирь нынче так говорлив,
И шумны воробьиные стайки.

Не смолкают они допоздна.
Дни длиннее, а ночи короче.
Вновь хозяйкой вернулась Весна
В удивительный край белой ночи.

-Учитель: Какова тема прочитанного стихотворения?
-Весна.
- Совершенно верно. Именно так «ВЕСНА» называется стихотворение, которое мы должны сегодня прочитать.-------------------------- учитель вписывает название стихотворения на доску.

В) Музыкальная пауза.

Учитель: Встали. Несколько глубоких вздохов. Готовим связки к чтению стихотворения. Под аккомпанемент учителя дети исполняют песню М.В. Беляевой «Весеннюю песню».
Весенняя песня.

1. Слышишь: река проснулась,
Звонкий ломает лёд.
Солнышко улыбнулось –
К нам весна идёт.

Солнышко светит ярко,
Греют его лучи.
А на берёзах в парках
Вновь кричат грачи.

2. Плачут сосульки, тая,
Почки уже видны.
Птицы к нам прилетают
С дальней стороны.

Сели, продолжаем работать.

3.2. Чтение стихотворения учителем. ----------- 195—196 – образец чтения.

Учитель:
открыли учебники на стр. 195, следим за чтением учителя.

Вопрос на восприятие.

- Определите тему данного стихотворения. Д! --- ТЕМА

4.1. Чтение стихотворения детьми по цепочке.

Каждый ученик прочитывает по 4 строки. Учитель -- в этот момент -- осуществляет помощь и контроль за чтением.
Д! СТРОФА
4.2. Беседа.

А ) - Назовите самые яркие приметы весны, на которые обращает внимание автор в своём стихотворении? Давайте, чтобы не нарушать логики автора, пойдём по строфам.
Б ) - Теория литературы:
Что такое строфа? Д! СТРОФА
Назвать ту примету весны, которая является самой яркой в данной строфе.

В ) - Как вы думаете, какому весеннему месяцу посвящено это стихотворение?

- Чтобы ответить на этот вопрос правильно, давайте вспомним, какие главные дела совершает весна в марте, апреле и мае. В этом нам помогут репродукции известных нам картин.

На доске – репродукции картин 1. Саврасов «Грачи прилетели». 2. Левитан «Большая вода». 3. Бакшеев «Голубая весна».

- Вспомните и скажите, какому месяцу соответствует каждая из картин? Какое дело совершает весна в марте, апреле, мае?

- Делаем вывод: какому же весеннему месяцу посвящено стихотворение Исаковского.

Г ) – Есть такая русская пословица: Месяц май – пой да гуляй.
Как вы понимаете её смысл?
Природа расцветает, всё живое радуется жизни.
Д) – А каким настроением проникнуто стихотворение Исаковского «Весна»?

Е) - Какое действие оказывает весна на людей? Прочитайте про себя 2 последние строки стихотворения.

Ж) – Определите главную мысль стихотворения. Д! ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Весна наполняет жизнью всё: всю природу, радует детей,
возвращает к жизни стариков.
З) Зачитайте строфу, в которой заключается главная мысль.

Давайте выучим наизусть эту строфу.

Работа по карточкам по заучиванию наизусть стихотворного текста.

Д! РИТМ РИФМА
-А – Ритм прохлопали в ладоши.
-б- Рифму – нашли в последней строке:
Ветер – дети
У реки - старики

1.Раскрыты окна. Веет тёплый ветер,
И лёгкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.

2.Раскрыты = = Веет тёплый ветер,
И = = пар клубится у реки,
И = = солнцу радуются дети,
И думают о = = старики.


3.= = = окна. Веет тёплый ветер,
И лёгкий пар = = = у реки,
И шумно солнцу = = = = дети,
И = = = о жизни старики.


4.Раскрыты окна. = = тёплый ветер,
И лёгкий = клубится у реки,
И шумно = = радуются дети,
И думают = = = старики.


5. Раскрыты окна. Веет = = ветер,
И лёгкий пар = = = у реки,
И шумно солнцу = = = = дети,
И = = = о жизни старики.


6.Раскрыты окна. Веет тёплый = =,
И лёгкий пар клубится = = = ,
И шумно солнцу радуются = = ,
И думают о жизни = = = .


6. ветер,
у реки,
дети,
старики.


7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.7

Стр. 195—196 – подготовить беглое и безошибочное чтение стихотворения.

По желанию – выучить стихотворение наизусть.

8. ИТОГИ УРОКА.
Оглашение оценок за работу на уроке.
Иллюстрация: репродукция картины И.Левитана "Большая вода."

Читайте также: