Импрессионизм в стихах фета

Обновлено: 25.12.2024

Россия 60-х годов — страна ожиданий и надежд, крушения старых основ жизни. Поэзия А. А. Фета по-своему отвечала на новые вызовы, которые ставила перед искусством эпоха 60-х годов.

Черты «чистого искусства» в лирике А. А. Фета . В своём творчестве А. А. Фет демонстративно уходил от острых социальных проблем, которые волновали Россию. Он чуждался прямой гражданственности. По мнению лирика, поэзия как искусство слова одной гражданственностью не исчерпывается, поэзия — это «воспроизведение не всего предмета, а только его красоты».

Феномен А. А. Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам «чистого искусства». «. Приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить в многообразии и разнообразии его произведений тайну его личности, т. е. те особености его духа, которые принадлежат только ему одному. Это, впрочем, значит не то, чтоб эти особености были чем-то частным, исключительным, чуждым для остальных людей: это значит, что всё общее человечеству никогда не является в одном человеке, но каждый человек, в большей или меньшей мере, родится для того, чтобы своею личностью осуществить одну из бесконечно-разнообразных сторон необъемлемого, как мир и вечность, духа человеческого», — писал В. Г. Белинский.

Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев ценили и любили поэзию А. А. Фета.

Черты импрессионизма в лирике А. А. Фета . Истоки творчества писателя — в его биографии и личности. А. А. Фет в своём творчестве сосредоточился на прекрасных мгновениях в жизни человека и природы. Его поэзия стала прорывом из мира скорби в мир красоты: «Жизненные тяготы и заставляли. пробивать будничный лёд, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии».

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. » написано в 1850 году. Современники А. А. Фета , в том числе Л. Н. Толстой и М. Е. Салтыков-Щедрин, подвергли произведение критике за «узость мышления» автора.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. » соединяет описание природы и любовных переживаний героев произведения. В нём передана романтическая атмосфера ночной встречи влюблённых людей, переполненных вдохновением и счастьем. Не выделяя деталей внешнего облика, автор описывает красоту и нежность образа героини. Фет пишет штрихами, мазками, которые накладывает на своё лирическое полотно: «Шёпот, робкое дыханье, // Трели соловья, // Серебро и колыханье // Сонного ручья. »

Стихотворение состоит из трёх строф. Несмотря на небольшой объём, в нём проникновенно и тонко переданы полнота и глубина чувств и переживаний влюбленных на свидании. Каждая из трёх строф стихотворения содержит законченную картину.

В первой строфе автор пишет о смущении героев, проявляющемся в осторожных действиях, «робких движениях». Вторая строфа посвящена описанию чувств и эмоций влюблённых. Ночное свидание омрачается приближающимся расставанием. Герой замечает «ряд… изменений милого лица» возлюбленной. В третьей строфе наблюдается динамичность в построении цветовой и звуковой картин текста. Насыщенный «пурпур розы», «дымные тучи» подчёркивают переживания героя, которые сопровождаются слезами. Беспокойно мечущиеся в предрассветной тишине тени усиливают ощущение таинственности ночи и предчувствия расставания.

Клод Моне. Впечатление.
Восход солнца

Олицетворение «сонный ручей», гипербола «тени без конца», метафора «колыханье ручья», эпитеты «робкое» дыханье, «дымные» тучки, «милое» лицо помогают изобразить живописные картины природы и глубокие переживания героев. Сочетание стихотворного размера с рифмовкой позволяет передать эмоциональное состояние влюблённых. Однородные члены предложений, повторы, восклицание и многоточие в конце стихотворения («И заря — заря. ») создают атмосферу чувственного напряжения.

Сказывается близость поэта к художникам-импрессионистам (К. Моне, В. Борисов-Мусатов и др.), которые на рубеже веков решали такую же задачу в живописи — пытались передать мгновение, ускользающее состояние природы, человеческой души.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. » вызвало «широкий общественный резонанс». В то время фетовская лирика звучала как вызов обществу своей аполитичностью. А. А. Фет при жизни не был «общественным» поэтом. Ни одно стихотворение в XIX веке не вызвало столько пародий. Одни пародии были направлены против подчёркнуто асоциальной поэзии А. А. Фета, уходящей от жгучих проблем современности, другие — против его поэтического стиля, который многим представлялся бессмысленным набором слов.

В стихотворении ничто не изображается целиком, ничто не составляет цельного образа. Она, возлюбленная, — это «шёпот, робкое дыханье», милое лицо. Ночь — это «трели соловья», сонный ручей, «тени без конца». Свидание — «и лобзания, и слёзы». Словно ночные зарницы выхватывают из тьмы какие-то смутные детали, слышатся неясные звуки под несмолкаемое соловьиное пение. А. А. Фет использует банальные, потерявшие художественную ценность образы: «трели соловья», «серебро ручья», «ночные тени», «пурпур розы» — даже в XIX веке они воспринимались как речевые штампы.

Стихи А. А. Фета очень музыкальны: «Что не выскажешь словами — Звуком на душу навей». Для поэта важна музыкально-ритмическая сторона поэзии, которая создаётся при помощи аллитераций («Шёпот, робкое дыханье. »), повторов («Это утро, радость эта…»), особого ритмического рисунка стихов.

Всё, что наблюдает герой лирического стихотворения «Это утро, радость эта…» в природе, ему знакомо. В его жизни уже были вёсны с пением птиц, зорями «без затменья», ночами без сна. Время прошло. Природа так же прекрасна, но изменился сам герой.

Стихотворение «Это утро, радость эта…» написано в 1881 году. Поэт уже не служил, а жил в загородном имении, посвятив себя творчеству.

Согласно принципам А. А. Фета, красота разлита в мире, но её нужно увидеть, а затем передать в поэзии. Это не означает, что поэт отвергает жизнь в пользу «чистого» искусства.

В. Э. Борис-Мусатов.
Пейзаж с камнями

По мнению А. А. Фета, бытовая сторона жизни, гражданская борьба не должны быть предметом творческого изображения, потому что эти жизненные сферы сковывают свободу самовыражения души, устремлённой к прекрасному. Вдохновение свободно только тогда, когда оно не связано обязанностью, борьбой за выживание, житейскими тяготами и др. Красота в понимании А. А. Фета не только абсолютна, безусловна и идеальна, она конкретна, материальна, так как её источник — жизнь природная и человеческая во всем её многообразии.

Стихотворение «Это утро, радость эта. », наполненное звуками, запахами, цветами, заражает радостью от ощущения весны. Однородные члены предложений («эти ивы и берёзы…», «эти горы, эти долы…» и др.) помогают подробнее описать детали и явления природы, которые наблюдает герой стихотворения. Скрытое сравнение («эти капли — эти слёзы»), повторяющаяся в каждой строчке форма слова «этот» позволяют более полно и глубоко раскрыть душевное состояние героя.

В стихотворении нет глаголов, но оно динамично. Это объясняется воплощением музыкальных принципов в лирической поэзии А. А. Фета. Слово, ритм сами по себе оказываются недостаточными средствами для воплощения поэтической мысли. Только звук, мелодия могут помочь придать максимальную выразительность стихотворению. «Дух музыки» понимается А. А. Фетом не только как романтический идеал мировой гармонии, но и как материал для воплощения тончайших оттенков жизни природы и мира человеческой души. Музыка у него приближается к словесному искусству. Об этом свидетельствует высказывание П. И. Чайковского: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

Стихотворение относится к поздним произведениям поэта, в которых острее ощущается неудовлетворенность Фета собственной жизнью.

В произведении описывается весенний день. Каждая строфа символизирует один из временных промежутков этого дня, причём каждый «отрезок» времени окрашен своими красками. Поэт тонко подмечает детали окружающей его природы.

В фетовских стихах звуковая организация, законы мелодики проявляются на фонетическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Повтор (звука, слова, фразы, строки, периода, строфы, ритмического рисунка) является основным принципом создания мелодического образа в поэзии А. А. Фета. Этот принцип оформления слов роднит напевный лирический стих с музыкой, где приём повтора является ведущим.

Лирический герой стихотворения «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» (1859) в одиночестве у костра наблюдает за неровными отблесками пламени и прыгающими по стволам деревьев тенями. Темно и холодно в лесу, только огонь, как верный друг, согревает путника. Герой пытается размышлять, однако мысли путаются. Завтра ему предстоит продолжить свой нелёгкий путь.

Свет противопоставлен тьме, фантазия — реальности, поэзия — прозе. «Холодная ночь» может быть и реальной осенней ночью, и символической тоской, и горечью бытия. В рукописи поэта вместо последнего стиха было написано так: «Как звездящийся дым улетело». Фет заменил «звездящийся дым» на «искры в дыму», возможно, чтобы дать больший простор для символического толкования этого образа.

Третья строфа звучит со знакомыми интонациями народной песни — «на зорьке», «дымок», «сиротливо», «долго-долго», «огонёк». Созданные художником образы становятся более понятными при символическом восприятии всего стихотворения. «Туман» в таком прочтении оказывается не только мглой осеннего утра, но и неясностью жизненного пути. При символическом прочтении особую выразительность приобретают глаголы и причастия, проходящие через всё стихотворение: «шатается», «колеблясь», «мерцающий», «виясь», «зашатается».

1. Какие черты импрессионизма присутствуют в поэзии А. А. Фета? Проиллюстрируйте ответ примерами из стихотворений поэта.

2. Критик А. В. Дружинин видел в поэзии А. А. Фета «уменье ловить неуловимое». А. А. Фет писал: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». Подтвердите эти высказывания примерами стихотворений поэта.

3. Л. Н. Толстой отметил «непопулярность» поэзии А. А. Фета среди современников: поэт «намного выше своего времени, не умеющего его ценить». Когда и почему наступила эпоха А. А. Фета?

4. Можно ли применить к стихам А. А. Фета характеристику поэта Б. Л. Пастернака: «высокое косноязычье»?

Читайте также: