Имажинизм есенина стихи примеры

Обновлено: 05.11.2024

Имажинизм — литературное течение в XX века (послереволюционные годы), возникшее на основе литературной практики футуризма, целью творчества которого было создании образа через метафоры и анархические мотивы.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века.

В 1919 году имажинизм разделил поэтов на левое и правое крыло и был создан «Орден имажинистов».

Правое: Есенин, Грузинов, Кусиков.

Для правого крыла был характерен имажинизм на основе фольклора. Поэты этого "толка" решили учиться у классиков, при этом внося в стихи метафору.

Левое крыло: Шершеневич, Мариенгоф, Эрдман.

Для них был характерно урбанистическое направление. Они увлекались стилем раннего Маяковского, итальянскими футуристами и английскими имажистами.

Вот что говорил представители этого крыла: Шершеневич: «Поэзия без образа безобразна», а Мариенгоф уточнял: «Задача писателя – как можно глубже всдаить в ладони читательского восприятия занозу образа».

Получается, имажинист – тот, кто владеет образной системой.

Имажинисты выпускали свой журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасное», где были прописаны их эстетические принципы:

⁃ искусство свободно и анархично, оно не терпит вмешательства.

⁃ Поэзия не должна быть в «болоте современности»

⁃ Победа «образа над смыслом». Надо выкинуть все красоту: звучность, описание, логику и психологию.

Основные признаки имажинизма:

— главенство образа, образ это общая категория.

— поэтическое творчество происходит через метафору. А эпитеты становятся суммой всех троп какого-либо образа. Эпитет - примитивный образ, который эволюционирует с помощью творчества.

— текст, где есть содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию. А стихотворения должны быть «каталогом образов» и читается одинаково с начала и с конца.

В 1919 году С. Есенин сближается с литературной группой имажинистов. Поэт был связан с нею в течение трёх-четырёх лет, примерно до 24 года.

Есенин был вынужден считаться с этими принципами. Его трактат «Ключи Марии» (1918) был принят участниками группы и даже объявлен книгой, передающей «философию имажинизма». Есенина привлекло стремление его новых друзей к художественной свободе, независимости от диктата сверху, творческая смелость, образотворчество, стремление к яркой метафоричности языка.

Есенин пишет о имажинизме:

«Имажинизм - это эпоха двойного зрения, оправданная двойным слухом моих отцов, создавших «Слово о полку Игореве»…»

«Мы преображаем мир за счет образов…»

В порядке эксперимента он написал стихотворение «Хулиган» (1919). Такое название Есенин выбрал неслучайно, и в литературных кругах и в прессе так его окрестили уже давно, а он просто махнул на это рукой и согласился: хулиган так хулиган, как хотите.

Это стихотворение было первым, в котором поэту удалось реализовать долго не дававшуюся ему задачу: как бы научиться писать так, чтобы и себя не терять, и быть понятным широкой публике.

«Хулиган» построен в форме монолога лирического героя, непокорного юноши, изображенный в образе буйного ветра.

Аллитерация (буква «р») делает речь резче и отчетливее.

Настроение описывается с помощью чередования душевности, искренней любви с хвастовством, задорностью, цинизмом, неприкрытой грубостью.

Успех «Хулигана» превзошел все ожидания. Вот как описывает его публичное чтение подруга поэта Галина Бениславская:

«1920 год. Осень. Суд над имажинистами. Большой зал Консерватории. Холодно и нетоплено. Зал молодой, оживленный… ‹…› Суд начинается. Выступают от разных групп. Неоклассики, акмеисты, символисты… Подсудимые переговариваются, что-то жуют, смеются… Слово предоставляется подсудимым. Кто и что говорил, не помню. Даже скучно стало…Вдруг выходит… мальчишка… короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк и совершенно золотые волосы…

Что случилось после его чтения – трудно передать. Все вдруг повскакивали с мести бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитайте еще что-нибудь…» Опомнившись, я увидела, что я тоже у самой эстрады».

Стихотворении «Исповедь хулигана» (1920) можно считать продолжением «Хулигана».

Хулиган нечёсаный, в него летят «комья брани». Опять аллитерация с буквой «р» делает исповедь более резкой.

Следующая строфа переворачивает впечатление читателя: «заросший пруд», «звон ольхи» — это уже не просто «хулиган», а певец природы, он вспоминает своих отца и мать и необыкновенно трогательно говорит об их любви.

А дальше опять неприкрытая грубость, нелитературные слова («задница», «башка»).

Герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить читателя забыть о ней.

Вся эта исповедь нужна не для того, чтобы «воспеть крыс», а чтобы стать «парусом в страну, куда мы плывём».

Тут наиболее остро чувствуется состояние поэта после революции.

Установки имажинизма сказались и в поэме «Кобыльи корабли» (1919) – ярком примере преобладания экспрессивных образов над поэтической мыслью, усложнения языка, в котором одна метафора, напоминающая ребус, наслаивается на другую («Облетает под ржанье бурь – Черепов златохвойный сад»).

Лирический герой наблюдает за происходящим со стороны («большое видится на расстоянии»).

Свое мироощущение Есенин выразил и в поэме "Сорокоуст" (1920), написанной примерно в то же время.

Романтический рассказ о том, как паровоз обогнал жеребенка.

"Конь стальной, - замечает по этому поводу поэт, - победил коня живого, - И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни. "

«Трубит, трубит погибельный рог!» - восклицает он. Поэту кажется, что "электрический восход, ремней и труб глухая хватка"- все это "механически мертвое", что деревне угрожает "железный гость".

"Наша песня с тобой не сживется. " - говорит он этому гостю. Трагический «Сорокоуст» продолжает тему гибели крестьянского мира, начатую Есениным еще в стихотворении «Я последний поэт деревни…» (1920).

В стихотворении поэт начинает чувствовать и собственную обреченность. А его лирический герой испытывает осознание собственной ненужности. Ему ничего не остается, как догореть «золотистым пламенем». Для воплощения ненужность поэт находит метафору — «из телесного воска свеча». Подчеркивая этим, что человек хрупок, как свеча.

За образом «железного гостя» можно увидеть машины, которые должны были облегчить крестьянский труд. Но у железка не может быть души, поэтому и его ладони — «не живые, чужие», а горсть — «черная». А вот живую Русь представляют «колосья-кони», которые будут горевать о прежнем хозяине-крестьянине.

В лирико-драматической поэме «Пугачёв» (1921) автор уделяет внимание исповедальным монологам своих героев. Эти монологи он перегружает повторами, метафоричностью, но в них почти нет речевых характеристик.

«Стоп, Зарубин!/ Ты, наверное, не слыхал./Это видел не я… / Другие… / Многие…/Около Самары с пробитой башкой ольха,/Капля желтым мозгом,/Прихрамывает при дороге…»

Но не смотря на успех, в его поэзию закрадываются печальные и философские ноты.

Они начинают звучать еще в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры…» (1919) и продолжают в таких стихах, как «Душа грустит о небесах…»… (1919)

В конце концов Есенин начал расходиться с имажинистами, он полемизирует с ними, утверждая мысль о зависимости искусства от жизненного уклада (статья «Быт и искусство» (1921)). Поэта начинает тяготить тот богемный образ жизни, который был характерен для имажинистов. Из-за него была разрушена семья, и он оставил жену – Зинаиду Райх – с двумя детьми, о чём с горечью писал потом в своих стихах. Есенин осознаёт своё пребывание в среде имажинистов как кризис.

Но имажинизм кардинально изменил его стихи. Образность и душевность, с которой они были написаны, заставляли читателей смеяться и плакать.

Имажинизм помог Есенину смотреть на мир по-другому, добавляя до этого неизвестные краски и образы.

Сам Есенин в своей биографии 1925 года написал: «Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом».

Читайте также: