Иеремия глава 50 стих 6

Обновлено: 22.11.2024

В данной главе и следующей провозглашается суд Вавилону, который поставлен последним среди пророчеств Иеремии против язычников, так как он должен был осуществиться последним; когда чаша Божьей ярости пошла по кругу (Иер 25:17), царь Сисаха из Вавилона испил ее последним. Вавилон в качестве жезла в руке Божьей использовался для наказания других народов, а теперь, наконец, этот жезл будет брошен в огонь. Исайя предсказал уничтожение Вавилона Киром задолго до того, как оно свершилось, а теперь, когда царство достигло наивысшей точки расцвета, его предсказал и Иеремия, ибо хотя в то время он видел, что царство процветает подобно многоветвистому дереву, но предвидел время, когда оно высохнет и будет срублено. И как пророчество Исайи об уничтожении Вавилона и освобождении Израиля от его владычества должно было символизировать евангельскую победу всех верующих над силами тьмы и великое спасение, совершенное нашим Господом Иисусом Христом, так и пророчество Иеремии о том же событии, похоже, должно было указать на пророческую победу евангельской Церкви в последние дни над новозаветным Вавилоном; отсюда были позаимствованы многие отрывки Книги Откровение. Так как царство Вавилонское было больше и сильнее любого царства, против которого здесь пророчествовалось, то его падение само по себе было более значительным; а так как оно больше всех остальных угнетало народ Божий, то пророк очень детально описывает это событие для утешения пленников; то, что часто предсказывалось ранее в общих чертах (Иер 25:12 и 27:7), здесь описано более подробно, с большим пророческим пылом, равно как и светом. Для Вавилона у Бота хранились ужасные суды, равно как и славные благословения для оказавшихся там пленников. которые сменяют друг друга в пророчестве данной главы, ибо Вавилон был уничтожен, чтобы дать путь возвращению из плена народа Божьего. В данной главе описана (I) гибель Вавилона (ст. 1 -3, 9-16, 21-32 и 35-46). (II) Искупление народа Божьего (ст. 4-8, 1720, 33,34). Так как они противопоставлены друг другу, то легко сказать, чей бы жребий мы предпочли: преследующих вавилонян, которые хранились для великой гибели, хотя сейчас и процветали, или преследуемых израильтян, хранимых для великой славы, хотя в то время были в неволе.

Стихи 1-8. 1. В данных стихах против Вавилона говорит слово тот, чьи дела всегда соответствовали его словам и чьи слова исполнились. Царь Вавилона был очень добр к Иеремии, тем не менее пророк должен был предсказать гибель этого царства, ибо Божьи пророки не должны руководствоваться благоволением или симпатией. Кем бы ни были наши друзья, но если они враги Бога, мы не должны говорить им, что у них будет мир.

2. Здесь об этом говорится как о деле, тщательно исполненном, ибо (1) даже идолы Вавилона, которых люди защищали с максимальной заботой и от которых ожидали защиты, будут уничтожены. Вил и Меродах были их главными божествами; они будут сокрушены, и их истуканы будут посрамлены.

(2) Страна будет опустошена (ст. 3) от севера, от Мидии, которая располагалась севернее Вавилона, и от Ассирии, со стороны которой Кир напал на Вавилон; оттуда придет народ, который сделает землю его пустынею. Их страна располагалась севернее государств, которые они разрушили, и поэтому им угрожали бедствием с севера (Отпе malum ab aquilone всякое зло приходит с севера), но Бог найдет народы, живущие еще севернее, которые нападут на них. Роскошь и сила старого Рима были свергнуты северными народами готами и вандалами.

II. Также приводится слово утешения для народа Божьего сыновей Израиля и Иуды, ибо многие представители десяти колен присоединились к двум коленам, когда те выходили из Вавилона.

1. Обещано, что вначале они вернутся к своему Богу, а потом на свою землю, а обетование об их обращении и реформации дает путь для других обетований (ст. 4,5).

(1) Они будут плакать и взыщут Господа (как поступил весь дом Израилев во времена Самуила, 1Цар 7:2);

они будут ходить и плакать. Эти слезы придут не от мирских скорбей, как слезы, вызванные отправкой в плен, а будут результатом благочестивой скорби; это слезы покаяния за грех, слезы радости о благополучии Израиля на рассвете дня их избавления, что побудило их больше скорбеть о грехе, чем о бедствиях, сопутствующих плену; именно это побудило их к покаянию, когда другие средства оказались несостоятельными. Отметьте: когда народ Божий начинает чувственно реагировать на воздействие руки Божьей, то это является хорошим признаком того, что Бог приближается к нему путями милости.

(2) Они взыщут Господа; они не погрузятся в свою скорбь, а побудят себя искать утешения там, где его можно найти: будут ходить и плакать и взыщут Господа, Бога своего. Ищущие Господа должны искать Его с великою скорбью, как искали Христа Его родители (Лук 2:48). А кто в скорби, тот должен искать Господа, и тогда его скорбь быстро обратится в радость, ибо ищущие Его найдут Его. Они взыщут Господа как Бога своего и не будут больше иметь ничего общего с идолами. Когда они услышат, что идолы Вавилона сокрушены и посрамлены, то настанет для них время спрашивать об их Боге и вернуться к Тому, Кто живет вечно. Люди обманываются и разочаровываются в ложных богах для того, чтобы вернуться к единственному истинному Богу.

(3) Они задумаются о возвращении на родину; они будут думать об этом не только как о милости, но и о долге, ибо есть единственная святая гора Сион, на которой стоит дом Господа, их Бога (ст. 5): «Будут спрашивать о пути к Сиону, обращая к нему свои лица». Сион был городом их торжественных собраний; они часто думали о нем, находясь в плену (Пс 136:1);

но теперь, когда руины Вавилона вселили в них некие надежды на освобождение, они говорили только о возвращеиии в Сион. Их сердца были настроены на него и раньше, но теперь они обратили к нему свои лица. Они жаждали там оказаться; они начали свой путь к Сиону и решили обязательно добраться до него. Путешествие будет длинным, и они не знают дороги, но они будут спрашивать о пути и изо всех сил стремиться попасть в Сион; но так как они решили не возвращаться, то будут стараться не потерять путь. Это символизирует возвращение бедных душ к Богу. Небеса это Сион, к которому они стремятся, как к своей цели, на нее настроены их сердца; к Сиону они обращают свои лица и поэтому будут спрашивать о пути к нему. Они не спрашивают пути к небесам, обращая свои лица к этому миру, равно как не обращают свои лица к небесам, отправляясь в путь, не зная дороги. Во всех истинных обращенных присутствует искреннее желание достичь цели и постоянная забота не сбиться с пути; и благословенное зрелище представляет собой народ, спрашивающий о пути к небесам и повернувший к ним свои лица.

(4) Они обновят свой завет с Богом и в будущем будут более тщательно его соблюдать: «Идите и присоединитесь к Господу союзом вечным». Они нарушили завет с Богом, фактически отделились от Него, но теперь решили присоединиться к Нему, вновь посвящая себя Ему. А когда отступники возвращаются, то они должны творить свои первые дела и обновить ранее заключенный завет. Этот союз должен быть вечным и нерушимым; об этом нельзя забывать, ибо память о нем будет средством, чтобы должным образом соблюдать его.

2. Их нынешнее положение оплакивается как весьма печальное, остававшееся таковым долгое время: «Народ Мой (ибо Бог признает его Своим теперь, когда тот вернулся к Нему) был как погибшие овцы (ст. 6);

скитались они с горы на холм, их гнали с места на место, и они не могли найти пажить; они забыли ложе свое в своей стране и не могли найти пути туда». Их бедственное положение особо усугубляло то, что (1) пастыри их совратили их с пути их князья и священники; они отвратили их от долга и спровоцировали Бога прогнать их с собственной земли. Плохо обстоят дела у народа, когда их вожди заблуждаются, когда те, кто должен направлять, защищать и содействовать их интересам, предают их.

(2) Во время блужданий они подвергались опасности со стороны хищников, считавших, что имеют право на них, словно те были бродягами и отбросами, не имеющими хозяина (ст. 7). Именно их, как блуждающих овец, все, которые находили их, пожирали и делали своей добычей; а причинив им наибольшее зло, они смеялись над ними, говоря, что именно это они заслужили, о чем много раз им говорили их пророки. Причинявшие им зло не подлежали оправданию, хотя обманывали их, говоря: «Мы не виноваты, потому что они согрешили пред Господом», ибо не могли признаться, что согрешили перед ними. И посмотрите, какое они имели представление о Господе, против Которого согрешили: словно Он не был единственным и истинным Богом, а лишь жилищем правды и надеждою отцов их', они оказали презрение храму и традициям своих предков и поэтому заслужили эти тяжкие страдания. И несомненно то, что они оставили жилище правды и Того, Кто был надеждою отцов их, усугубляло их грех и оправдывало Бога, хотя и не оправдывало их противников, причинивших им такое зло.

Стихи 9-20. В данных стихах Бог через Своего пророка, как и далее через Свое провидение, вступает в конфликт с Вавилоном. Обратите внимание:

I. Инструментам, задействованным в уничтожении Вавилона, дано поручение и указание. Армия, которая должна совершить это, названа сборищем великих народов (ст. 9);

это были мидяне и персы, все их союзники и иноземные войска; эта армия названа сборищем, так как была образована согласно божественной воле и совету, чтобы исполнить этот приговор. Бог поднимет ее, чтобы сделать это; Он склонит и сделает их пригодными, чтобы совершить это служение, а затем приведет их, ибо все их передвижения находятся под Его контролем и указаниями. Он изречет приказ и велит им выстроиться в боевой порядок вокруг Вавилона (ст. 14), и тогда они расположатся против него (ст. 9), ибо что Бог предопределил, то Он сделает; и тогда он быстро будет взят; от момента расположения вокруг города они постоянно будут отвоевывать у него землю, пока не возьмут его. Бог велит им стрелять в него и не жалеть стрел (ст. 14), и тогда стрелы у них будут, как у искусного воина, обладающего умением, силой, хорошим глазом и хорошей рукой (ст. 9);

стрелы его не возвращаются даром. Когда Бог дает поручение, то дарует успех. Более того, им велено не только стрелять в него (ст. 14), но и поднять крик против него (ст. 15) ликующий крик, поднимаемый теми, кто уже одержал победу. Кому Бог велит стрелять, тот может делать это с восклицанием, ибо он наверняка не промахнется.

II. На опустошение и уничтожение, которому подвергнется Вавилон. Это представлено различными величественными выражениями.

1. Сокровища Вавилона станут богатой и легкой добычей для завоевателей (ст. 10): «Халдея сделается добычею своих завоевателей, которые обогатятся за счет грабежа ее, и, что кажется странным, все опустошители ее насытятся; они получат много и сами скажут, что имеют достаточно.

2. Вавилон опустеет и лишится жителей: он сделается необитаемым (ст. 13) до такой степени, что всякий, проходящий через него, будет радоваться его падению и вместо сострадания посвищет, смотря на все язвы его (ст. 13).

3. Их предки будут стыдиться их трусости, когда они побегут при первом же нападении (ст. 12): «Мать ваша, сам Вавилон, родившая вас, покраснеет, видя себя оставленной теми, кто должен защищать ее». Подобным образом христиане прежних веков могут справедливо стыдиться, видя, насколько изменились времена и как сильно они деградировали; никакой грех не приносит такую верную и жестокую гибель для людей и народа, как отступничество.

4. Восхищавшиеся Вавилоном увидят его весьма презренным: последнее из царств, владевшее народами, станет пустыней, сухой землей и степью (ст. 12). Страна, которая была населена людьми, опустеет, а ее плодородная почва станет бесплодной.

5. Великий город, глава всего, будет полностью разрушен. Пали твердыни его, и поэтому рушились стены его, ибо как могут устоять стены, когда божественное отмщение стоит у дверей и колеблет их основание? Именно с отмщением Господним не может соперничать ни закон, ни сражение.

6. В Вавилоне не останется бедного из народа земли для виноградников и земледелия, как это было в Израиле (ст. 16): истреблен в Вавилоне и сеющий и действующий серпом; страна будет настолько безлюдной, что некому будет возделывать землю и собирать ее плоды. Настанет время жатвы, но не будет жнецов; настанет время сеять, но некому будет сеять; Бог сделает все, что необходимо с Его стороны, но не будет людей, чтобы сделать их работу.

7. Все иноземные войска, которых они наняли для военного служения, оставят их, как часто делают наемники при приближении опасности (ст. 16): «От страха губительного меча каждый возвратится к народу своему». Эта угроза звучала раньше в адрес Египта (Иер 46:16).

III. На причину, приведшую к истреблению. Это был результат Божьего недовольства: именно от гнева Божьего Вавилон станет необитаемым (ст. 13);

Его гнев праведен (ст. 14), ибо он согрешил против Господа, и поэтому Бог не жалеет стрел. Отметьте: именно грех делает людей целью для стрел суда Божьего. В Вавилоне в изобилии процветало идолопоклонство и безнравственность, тем не менее эти факторы не упоминаются в качестве оснований для гнева Божьего, а лишь вред, причиненный народу Божьему из-за вражды к нему как к народу Божьему. Они были расхитителями наследия Божьего (ст. 11);

и хотя Бог использовал их для наказания Своего народа, тем не менее это было предъявлено им как ужасное преступление, ибо они стремились к его полному уничтожению.

1. Они причиняли зло Иерусалиму с удовольствием (ст. 11): «Вы веселились, вы торжествовали». Бог неохотно посылает страдания Своему народу и поэтому очень недоволен, если задействованные Им инструменты делают это с удовольствием. Когда Тит Веспасиан разрушил Иерусалим, то он рыдал над ним, а халдеи радовались этому событию.

2. Награбленное в Иерусалиме они использовали для собственных наслаждений: «Вы утучнели (англ.пер.), как телица на траве, и ржали, как боевые кони; покорение Иерусалима сделало вас распутными и гордыми, вы стали безрассудными и грозными для всех окружающих, поэтому должны стать добычей». Кто подобным образом заглатывал богатства, тому придется извергнуть их. Поэтому они подали руку свою (ст. 15): подчинились завоевателю и своевременно покорились ему, и поэтому сейчас вы можете отомстить ему, получить репрессалию и поступать с ним так, как он поступал с вами.

3. Они стремились полностью уничтожить Божий Израиль: Израиль -рассеянное стадо, как и раньше (ст. 6);

его не только тревожат своим лаем собаки, но даже львы самые сильные противники рычаг и разгоняют их (ст. 17). Один князь Ассирийский увел далеко десять колен и поглотил их; другой завоевал Иуду, разграбил и довел его до обнищания, отрывал шерсть и плоть у бедных овец; а теперь Навуходоносор ужас и наказание для соседей воспользовался ослабленным положением, до которого он был доведен, напал на него и кости его сокрушил. Он значительно разрушил его и поэтому должен быть наказан за это, как и царь Ассирийский (ст. 18). Отметьте: кто повторяет грехи своих предшественников, тот должен быть готов к тому, что его будут преследовать их казни; если они поступают так же, как те, то и их участь будет такой же.

IV. Израилю Божьему обещана милость, которая будет не только сопутствовать, но и будет оказана благодаря уничтожению Вавилона.

1. Бог возвратит их плен; они будут освобождены из рабства и вновь придут на пажить свою, как рассеянные овцы приходят в свою овчарню (ст. 19). Они сохранят свое право на землю Ханаанскую; она так и останется их жилищем. То время, когда они были лишены прав владения ею, не лишило их этих прав. Теперь они восстановят их и вновь будут наслаждаться ею.

2. Он восстановит их процветание; они будут не только жить, но жить в достатке на своей родине; они будут пастись на Кармиле и Васане самых богатых и плодородных частях страны. Эти овцы будут собраны из пустынных мест, куда были рассеяны, и вновь отведены на хорошую пажить. Там их души насытятся, хотя долгое время испытывали голод и были урезаны в обеспечении; теперь там они найдут достаточно, чтобы насытиться, и их сердца будут насыщены. Они спрашивали путь к Сиону (ст. 5), где можно будет послужить Богу и поклониться Ему. Именно к этому они стремились, возвращаясь на родину, но Бог не только приведет их туда, но приведет также на Кармил и Васан, где они обильно насытятся. Отметьте: кто возвращается к Богу и своему долгу, тот, поступая так, обретет истинное удовлетворение для своей души; и те, кто ищет прежде всего Царства Божьего и его правды, кто стремится построить жилище на Сионе святой горе, тому все остальное приложится, даже утешения Ефрема и Галаада, их плодородных холмов.

3. Бог простит их беззакония, и это будет основанием для их покоя (ст. 20): в те дни будут искать неправды Израилевой, и не будет ее. Бог не только не будет наказывать их беззакония, но и забудет о нанесенных Ему обидах и примирится с ними. Он будет относиться к их греху, словно его никогда не было, словно это рассеянное облако или вычеркнутый долг, и забросит его за Свой хребет; более того, Он забросит его в глубины морские, и он уже никогда не выплывет среди Божьих сокровищ, равно как и не будет опасности, что вновь появится и выступит против них. Это показывает, что Бог полностью прощает грех: Он не вспомнит его более. Отметьте: избавление от беды является утешением в том случае, если оно является плодом прощения греха (Ис 38:17). Когда Иуда и Израиль выходили из Вавилона, то они были настолько полно прощены, что Писание говорит: они от руки Господней приняли вдвое за все грехи свои (Ис 40:2). Это также включает полную реформацию их сердца и жизни, равно как и полное прощение их грехов. Если после их возвращения из Вавилона кто-то будет искать среди них идолов или соблюдения обычаев идолопоклонников, то не будет их и не найдется их; они будут очищены от всякой примеси, а следовательно, и от вины, ибо Бог говорит: ×

Читайте также: