Голос на стихи цветаевой
Обновлено: 04.11.2024
Женщина, сломавшая все стереотипы. Крупнейший поэт XX века. На вопрос «Только из русских?» еще один равновеликий, Бродский, отвечал резко и кратко: «Из всех».
И многомиллионной армии поклонников Марины Цветаевой нравится быть больными ее рифмами и, читая ее удивительные стихи, чувствовать, как тяжелый шар земной все-таки уплывает под ногами. И великая Марина знала о жизни и смерти что-то такое, что сразу и навсегда получила пропуск в вечность, едва коснувшись пером бумаги.
С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна…
Это она о себе написала в 15 лет. И полетели сердца вскачь за ее нежно-страстными стихами. Она ушла из жизни 80 лет назад, но пока вертится Земля, любовь в подлунном мире к гениальной Марине Цветаевой будет вливаться в души людей.
Строчки звучат в «Иронии судьбы» чуть больше минуты, но рассказывают о героях и их чувствах, пожалуй, ярче и полнее, чем они сами могли бы сказать в диалогах. Стихи Марины Цветаевой появляются в наших фильмах словно тогда, когда режиссеру нужно объяснить всю полноту женской души.
А ведь знаменитого «Мне нравится» в «Иронии судьбы» могло и не быть. Этого эпизода просто нет в изначальном сценарии. Но, познакомившись с историей невозможной любви, композитор Микаэл Таривердиев сам выбрал нужное цветаевское стихотворение.
«Исполнителя они искали долго, и Микаэл Леонович вспомнил свой опыт с Аллой Пугачевой в "Короле-олене" и попросил ее найти. Микаэл Леонович сказал ей, что нужно исполнять смысл поэзии, смысл поэтического слова», — рассказала музыковед Вера Таривердиева.
Тамару Гвердцители стихи Цветаевой поразили еще в юности. Они с сестрой переписывали их украдкой, учили наизусть. Из всех поэтов именно с Цветаевой была одна странность — мелодия, словно уже заложена в стихах.
«Как-то мелодия прилетала, она рождалась в ритмике с формой, сразу песенность появлялась в этих стихотворениях», — говорит народная артистка РФ Тамара Гвердцители.
И сейчас, говорит Гвердцители, исполнение Цветаевой на сцене — это всегда нечто необъяснимое.
«Такое поле боя, где вступают и поэзия, и музыка. И они друг друга иногда перебивает: нет, я это произнесу, а оркестр говорит: нет, я сыграю лучше это в ритме», — рассказывает Тамара Гвердцители.
Тайна необыкновенной музыкальности лирики Марины Цветаевой легко объяснима. За клавиши рояля будущая поэтесса села раньше, чем начала писать. Мама Цветаевой, сама талантливый музыкант, писала об успехах пятилетней дочери.
«Сольфеджио она кое-как выучила и на урок все-таки явиться может. Если вы будете так добры, прослушайте только сонатину и этюд наизусть», — зачитала из писем старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Шаинян
Бродский говорил, у стихов Цветаевой не грамматическая — фортепьянная логика. Она придумала собственную пунктуацию. Тире дробили слова на отдельные звуки, а строчки — на такты подобно тому, как это делается при записи нотами.
Актриса Екатерина Гусева исполняет стихи Цветаевой. В фильмах мы слышим сокращенные произведения, а вот что дальше?
«Мне казалось, что это моя жизнь, мои эмоции, мои впечатления, желание жить, желание познать этот мир, открыть его для себя, как будто бы Марина все мои чувства, мысли срифмовала. Вот такое было соединение с ней», — говорит заслуженная артистка РФ Екатерина Гусева.
Джазовая певица Мариам Мерабова вспоминает: стихи Цветаевой настолько пронзительные и точные, что она до ужаса боялась их исполнять в проекте «Голос».
«У меня была температура 39. Я уже забыла про температуру, я забыла, что я ничего не могу, не говоря уже о вокале, а потом зазвучали первые вступления, и все. "Уж сколько их упало в эту бездну" — и все, ты во всем этом смысле и дальше тебя уже нет», — рассказывает Мариам Мерабова.
Ровно 80 лет назад Марины Цветаевой не стало. Но в ее стихах, в этих мелодиях, которые таятся между строк, она оживает каждый раз, когда сегодня звучит со сцены.
Читайте также: