Гипербола в стихах есенина
Обновлено: 22.11.2024
Я с детства люблю читать стихи русских поэтов о родной природе. Моё особое внимание привлекает творчество русского поэта начала ХХ века Сергея Александровича Есенина (1895 – 1925). В руках у меня томик стихов поэта.
Непременным атрибутом лирики поэта конкретные, с индивидуальными чертами характера предметы и явления: «берёзы стоят, как большие свечки», «слухают ракиты посвист ветряной», «как метель, черёмуха машет рукавом», , «пригорюнились девушки-ели», «звонко чахнут тополя», «старый клён на одной ноге» и т.д. Есенинские выразительные средства заинтересовали меня.
Актуальность исследования обусловлена тем, что знания средств выразительности в художественных текстах востребованы среди выпускников 9, 11 классов на итоговой аттестации. Данная работа посвящена исследованию употребления выразительных средств русского языка в поэзии С.Есенина.
Объектная область исследования – литература.
Объект исследования – стихотворения С. Есенина
Предмет исследования – изобразительно-выразительные средства русского языка.
Гипотеза: На основе лирических произведений С.А.Есенина можно совершенствовать знания по теме «Языковые средства языка»?
Цель исследования - выявить изобразительно-выразительные средства в стихах С.Есенина.
Для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:
прочитать стихи С. Есенина;
Выявить и изучить используемые поэтом поэтические средства языка.
подобрать фото, рисунки к стихам С. Есенина и разместить в сети Интернет;
Ожидаемые результаты: Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке в итоговой аттестации выпускников, затрагивающих проблемы изобразительно-выразительных средств в текстах художественной литературы.
Решение поставленных задач предопределило выбор методов исследования .
изучение научной и художественной литературы.
Материалом исследования послужила лирика С. А. Есенина.
Перечень терминологических понятий:
Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, и др. тропы.
4. Основная часть:
1.1. Понятие выразительности
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной 1 .
Выразительность речи - это одна из актуальнейших проблем нашего общества . Научные исследования, проведенные десять лет назад академиком Л.Н. Глученко, показывают, что у 80% граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи. Изучением рассматриваемой темы занимались такие ведущие ученые, как Фомина Л.Р., Голуб И.Б., Никифоренко Л.И., Розенталь Д.Э. и др. 2
Человек – существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую», – писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является видоизменение внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознании слушающего. Выразительно может говорить человек, который обладает:
- самостоятельностью мышления;
- неравнодушием к тому, о чем он говорит или пишет;
- хорошим знанием языка, его выразительными возможностями;
- хорошим знанием свойств и особенностей языковых стилей;
- систематической и осознанной тренировкой речевых навыков 3 .
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова не сделает речь живой, если не владеть вышеназванными условиями выразительности речи. Нужно умение выстраивать из слов такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации 4 .
2.1. Выразительно-изобразительные средства языка
Выразительные средства языка сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. к тропам и фигурам , но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным 5 . Изобразительно-выразительные средства, или тропы , выполняют функцию красочного изображения предметов и явлений действительности и ассоциативно связаны с теми ощущениями, которые мы получаем при помощи наших чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) 6 .
Тропы – это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Одними из наиболее распространенных видов тропов являются метафора, сравнение, эпитет.
Метафора (от греч. metaphora - перенос) – слово или выражение, которое употребляется в переносном смысле для обозначения какого-либо предмета или явления на основе сходства его в каком-нибудь отношении с другим предметом или явлением. Сходство между предметами или явлениями в метафоре может быть основано на самых различных чертах (сравните привычные выражения в обиходной речи, уже не воспринимаемые как метафора: встает солнце, идет дождь, пришла зима и др.) Метафора может быть простой, а может быть и развернутой, построенной на различных ассоциациях по сходству 7 . В метафоре есть три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, то есть об общем признаке в сравниваемых предметах (явлениях). Чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее, очевидно, сама метафора. Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные, потому что они чаще других частей речи оказываются в позиции сказуемого, а эта позиция, в свою очередь, нужна для «стыка», встречи двух значений, обозначающих сходные признаки двух предметов. Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Не случайно так велико ее место в речи художественной. И чем метафора свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма 8 .
Олицетворение – представление неодушевлённого предмета, явления или отвлеченного понятия в виде живого лица. Является разновидностью метафоры 9 .
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим. Сравнение подразумевает сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснить одни из них при помощи других. «Сравнение – одно из естественнейших и действительнейших средств для описания», – указывал Л. Н. Толстой. Сравнения выражаются различными способами:
1) оборотами с союзами как, словно, будто, точно и др.;
2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия;
3) существительным в творительном падеже;
4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и др.).
Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому-то общему у них признаку, используются сравнения развернутые, в которых сопоставляются многие схожие черты 10 .
Эпитет (от греч. epitheton - приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одного из впечатлений о предмете 11 . Эпитет – это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании «деревянная полка» прилагательное «деревянная» не эпитет; в словосочетаниях «деревянный взгляд» или «деревянная походка» это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом 12 .
К другим изобразительным средствам языка относятся:
Метонимия (от греч. metonomadzo – переименовывать) – это вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи 13 . Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении не на основе сходства предметов, как метафора, а на основе разного рода связей между двумя предметами или явлениями. Упомянутая связь может быть:
1) между содержимым и содержащим;
2) между автором и его произведением;
3) между действием или его результатом и орудием этого действия;
4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан;
5) между местом действия и людьми, находящимися на этом месте 14 .
Синекдоха (от греч. synekdoche ) – один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений 15 .
Обычно в синекдохе употребляется:
1) единственное число вместо множественного;
2) множественное число вместо единственного;
3) часть вместо целого;
4) родовое название вместо видового;
5) видовое название вместо родового.
Разнообразие значений, присущих метонимии и синекдохе, позволяет широко использовать эти тропы в разных стилях, главным образом, в художественных произведениях и в публицистике, где наряду с метафорой они способствуют живописности и экспрессивности речи 16 .
Перифраза (перифраз) (от греч. periphrasis , от peri – вокруг, около, phradzo - говорю) – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено 17 .
Аллегория (иносказание) – троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы 18 .
Оксиморон (оксюморон; от греч, oxymoron – букв. остроумно-глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов 19 .
Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) – средство художественного изображения, основанное на преувеличении 20 .
Литота (от греч. litotes - простота) – выражение, содержащее в противоположность гиперболе непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета или явления 21 .
3.1. Изобразительно-выразительные средства русского языка в поэзии С. Есенина.
А теперь перейдем непосредственно к нашему исследованию. С.А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное-
Дышит запахом меда и роз.
Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и в росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта - синий, голубой и золотой.
В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.
Тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности отличает поэтику Есенина. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим. Вот, например, образ луны . Поэт говорит: «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде!» или «Хорошо бы, на стог, улыбаясь, мордой месяца сено жевать». Или «Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается». Лягушка, морда, медведь – все очень конкретно и сразу и сразу переносит в ту обстановку, которую в данном стихотворении описывает поэт.
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе , ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы.
Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка – девушка.
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной.
Здесь даже мельница – бревенчатая птица
С крылом единственным – стоит, глаза смежив.
Солнце сравнивается с сохой, месяц с ягненком или пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение .
Есенинское олицетворение наряду с общими для метафоры и сравнения формами (глагольная: «прибрела весна»; именная: «подол вечера»; эпитетная: «сонная тишина») имеет и свои специфические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия («Плывет задумчиво луна») или краткого прилагательного («Осенний день пуглив и дик») .
3.2. Выразительные ресурсы в поэзии С. Есенина.
Для анализа изобразительно-выразительных средств в поэзии Сергея Есенина мною было проанализировано 23 стихотворения.
В ходе анализа было найдено и рассмотрено 60 примеров изобразительно-выразительных средств (Приложение 1). Из них, как я выяснила, преобладающим выразительным средством является:
Олицетворение 16 случаев =36% / Запели тесаные дроги ,Бегут равнины и кусты/
сравнение 9 случаев =20% / село, как большая семья, задачи решала, что орешки щёлкала, стрелой сверкнула молния, дома растут, как грибы, боль от утраты, как фронтовая рана и т.д./
метафора 11 раз =24%
эпитет 7 раз =16%
оксиморон 2 случая =4% / помолодевшие люди старшего поколения, жаркая зима;/
Таким образом, изобразительно-выразительные средства в поэзии С. Есенина присутствуют.
Читайте также: