Где ты мужичок стих
Обновлено: 23.11.2024
--------------------Н.Некрасов
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. ».
------------------------
В школе это стихо как-то прошло мимо.
А вот когда занялся стихоплетством
и начал задумываться над смыслом своих и чужих стихов, у меня возник ряд недоуменных вопросов.
Что-то в этом стихе не так!
первые же 2 строки
"Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз"
От имени кого ведется рассказ??
От имени медведя-шатуна?
Лиргерой вышел зимой из лесу "однажды".
Надо понимать, он в основном в студеную пору сидел в этом лесу.
Далее - был сильный мороз.
Видать в лесу было теплее (в берлоге?) и что мороз сильный,
ЛГ почувствовал, только выйдя из леса.
Далее - увидел сани с топливом (то ли дрова, то ли хворост)
И что самое удивительное - так вчистил, что догнал их.
Или.
Или сани двигались в лес??
Но тогда почему "из леса вестимо".
Далее, если в лесу раздавался стук топора,
то Лиргерой уже до выхода из леса должен был его прекрасно слышать.
А по стиху - он обратил на это внимание, только выйдя из леса,и догнав сани и заговорив с мальцом.
Странно все это.
Какое-то нагромождение бессмыслиц.
Можно конечно, все списать на авторские ляпы.
Но мне кажется более интересным другой вариант.
Мне кажется - здесь присуствует банальная опечатка или авторская описка.
Бывает такое. Хочешь написать одно, а отвлекся и вылетает другое слово.
Слово, может,застрявшее из другого стиха. Или из другого варианта этого стиха. Бывает , в процессе переделки, забываешь что-то.
Наконец, возможный источник искажений - перепечатка стиха сторонним человеком.(сколько странных интерпретаций своих стихов я видел, доверив набирать их другим!)
Ну а в процессе авторской правки - нередко автор читает не напечатанное, а то, что у него в памяти.
А ведь в стихе Некрасова достаточно изменить только одно слово:
"Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из дому вышел; был сильный мороз"
И все сразу же становится на свои места.
Все отмеченные нелепости исчезают.
Барин действительно может позволить себе в стужу сидеть дома и выходить из дома "однажды".
Выйдя - ощутить что мороз сильный - вполне естественный ход повествования.
Далее - ЛГ пошел не от леса а от дома (к лесу), поэтому, ему не надо было ставить рекорды спортивной ходьбы, догоняя сани.
И наконец, если дровосек не сильно громыхал, то вполне естественно, что ЛГ прислушался только после слов мальчика и только тогда улышал, что в лесу кто-то орудует топором.
Хочу заметить, что Некрасов - поэт-реалист.
Отнюдь не из тех, кто любит нагромождать детали и подробности невесть для чего.
И гораздо скорее поверю в версию об опечатке, чем в версию о том, что он лепил строчки не подумавши.
Кстати, в этом стихе есть строки, которые могут показаться бессмысленными нынешнему читателю. Но которые вполне осмысленны для тех времен.
Вопрос "откуда дровишки" появился вовсе не из-за олигофрении Лиргероя.
Дело в том, что в те времена многие леса были барскими. и вопрос
"откуда дровишки" фактически означает - "ну, что, подворовываем?"
"а что у отца-то большая семья" - "ну что вы можете сказать в свое оправдание?".
Кстати, не исключаю, что и путаница хворост-дрова не просто огрех автора.
"гляжу - поднимается м е д л е н н о в гору"
Хворост - вещь легковесная.
Может, только издали казалось, что хворост.
А на самом деле - дрова, прикрытые сверху хворостом.
Дело в том, что хворост собирать в барском лесу в общем-то обычно не возбранялось.
А вот рубить деревья без барского позволения - нельзя было.
Поравнявшись с санями ЛГ увидел обман.
Некрасов, сам будучи барином, наверняка не раз сталкивался с разными крестьянскими хитростями.
Вовсе не исключено, что и именно с такими.
Тогда кстати становится понятным выбор времени для операции "Ы" - когда хороший хозяин собаку на двор не выгонит. (в сильный мороз).
В общем, мне верится с трудом, что такой поэт-реалист допустил кучу перечисленных мной коряг просто по небрежности.
----------------------
п.с.
все это мне пришло в голову давным-давно,но только вот сейчас собрался написать.
Свидетельство о публикации №107072500392 Рецензии
Тимофей. Лучше было бы, да если бы, да оно бы - вовсе Вам в голову не приходило.
Считаю Ваше оное упражнение по опорочиванию Великого и Неповторимого Н. Некрасова не только весьма неудачным, но и крайне глупым.
158 лет "Мужичок с ноготок" считался класическим произведением пока не попал на глаза Тимофею. Оба-на! Блин. Оказалось, что это никакая не классика, а по заключению оного обычная туфта.
Скажите, это у Вас из-за непомерного тщеславия или есть более существенная причина, которая Вам, может быть, и не ведома, но, думаю заметна для других, здравомыслящих.
P. S. Дабы излечить Вас от оного недуга, тщеславия, позвольте рекомендовать Вам ежедневно на ночь читать басню дедушки И. А. Крылова "Слон и моська".
Ну, Вам-то, как я погляжу, это чтение никак не помогло.
:-)
С уважением
Помогло. Ещё как. Ибо никогда не пытаюсь прыгнуть той выпуклой отметки, которая находиться в средней части тела всякого мужика.
Так что мои пожелания Вам остаются в силе. Читайте мной означенное стихотворение дедушки Ивана Андреевича на сон грядущий.
P. S. Так как мы все одинаковы, бываем и хорошими, и плохими, вхожу в Ваше временно плохое положение и искренне желаю Вам очистить себя от всяких заблуждений относительно Великого и Неповторимого Н. Некрасова.
Явно не помогло, ибо лезете в область литературной критики, где Вы ни хрена не понимаете. Это у Вас непомерное тщеславие - стремление поучать того, кто грамотнее и квалифицированнее Вас.
Вы даже названия стиха не знаете, а туда же, лезете поучать.
"Мужичок с ноготок", блин!
:-)
Пишите свои стихи, как умеете, но не лезьте в область литературной критики.
И будет Вам счастье.
.
С уважением
Эка как Вас понесло. С Вами всё ясно.
«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя». Притчи Соломона, гл.9., ст.8.
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». То Матфея, гл.7, ст.6.
С Вами все ясно, источник Вашей мудрости - древнееврейская мифология. Вот ею и занимайтесь. И не лезьте туда, где некомпетенты.
.
С уважением
Так Вы еще и антисемит?
А чего же тогда на иудейские мифы ссылаетесь?
Странный Вы человек.
.
С уважением
Читайте также: