Где моя большая ложка стих
Обновлено: 04.11.2024
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку —
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!
Это — куры, это — утки,
Чёрный Шарик спит у будки.
Мы его не позовём,
Убежим гулять вдвоём.
Пьёт козлёнок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся — это гусь,
Я сама его боюсь.
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.
Мишка топал, баловался,
Лёгкий мостик зашатался,
По воде идут круги…
Шарик, Шарик, помоги!
Мишка мокрый, будто губка,
Сохнет плюшевая шубка.
Шарик убежал вперёд.
Нам от мамы попадёт!
В стихах «Мой мишка» Зинаиды Николаевны Александровой описан один богатый на события день хозяйки плюшевого медвежонка.
Стихотворение написано не позднее 1940 года. Поэтессе исполнилось 33 года, она больше не пишет книг для взрослых, с головой ушла в детскую поэзию, песню, увлеченно выступает перед маленькими слушателями в школах и библиотеках, трудится в детской редакции «Молодой гвардии». В жанровом отношении – поэтический рассказ о любимой игрушке, едва не закончившийся драмой, рифмовка перекрестная, 8 строф. Название невольно звучит солидно, почти как «Мой Пушкин» М. Цветаевой, где также повествуется о детстве. Местоимение «я» не оставляет сомнений: в стихах действует совсем взрослая маленькая девочка, хозяйка, рукодельница, стряпуха и няня в одном лице. Ее заботой осчастливлен плюшевый медвежонок. Пока, надо сказать, он ходит без штанов и карманов у него для конфет нет. А ведь он так любит сладкое. Впрочем, утро начинается с каши. Возможно, гречневой. Производство крупы в стране к 1940 году было отлажено, но люди разучились готовить каши. Сказался и дефицит прошлых лет, и привычка есть в сети комбинатов общественного питания. Между тем, мишку ждет обильный прием пищи. Ему приходится запачкать нос и в котлетах, и в молоке. Дальше затевается познавательная прогулка, знакомство с окружающим миром. Мишка последовательно оказывается среди кур, уток и у корыта. Игра продолжается на речке, где медведь вздумал купаться и шалить. Там его едва не потеряли, вовремя пес Шарик подоспел. В финале девочка опасается взбучки от мамы. А ведь она ни в чем и не виновата, это ведь мишка был непослушным, разлил молоко, объелся конфет и пошел купаться без разрешения. Героиня просто не сумела с ним совладать – мама ведь должна понять. В конце концов, разве она себя вела не как взаправдашняя мама? Интонация стиха с фольклорным мотивом, почти песенная, вприпрыжку, щедрая аллитерация (звукопись), множество привычных для детской речи оборотов и уменьшительных слов (узенькой, трусики). Игра с мишкой как с живым существом, без скидок на плюш и пришитые глазки, железная детская логика, ненавязчивое знакомство с обитателями домашнего двора (кстати, поэтесса оставляет героиню безымянной, в отличие от пса-спасителя), незатейливый, но веселый досуг советского ребенка довоенного времени. Настойчивые повторы: ешь (совсем как требовательная мама). Понятный детям страх героини перед сердитым гусем. Каскад жизнерадостных восклицаний, перечисления, сравнение (как губка). Инверсия: пьет козленок.
Стихотворение «Мой мишка» З. Александровой – история одной большой дружбы с сочетанием лирической и юмористической нот.
Читайте также: