Гаспаров современный русский стих метрика и ритмика
Обновлено: 24.12.2024
Литература о литературе вернуться к странице
Литература о литературе запись закреплена
Михаил Гаспаров. Очерк истории русского стиха.
Основные этапы истории европейского стиха
I. Предыстория.
A) Метрика
§1 Выделение стиха и прозы.
§2. Поиск системы стихосложения.
§3 . Песенный стих.
§4 . Молитвословный стих.
§5 . Говорной стих.
§6 Метрический эксперимент.
§7. Силлабический стих.
§8. Первые силлабо-тонические эксперименты.
§9. Реформа Тредиаковского.
§10. Решающий шаг Ломоносова.
§11. Особое мнение Кантемира.
§12. Итоги силлабо-тонической реформы
Б) Ритмика.
§13. Ритмика досиллабического стиха.
§14. Ритмика силлабического стиха.
§15. Ритмика первых проб силлабо-тонического стиха
B) Рифма.
§16. Рифма в досиллабическом стихе.
§17. Рифма в силлабическом стихе.
§18. Рифма в первых силлабо-тонических стихах. Первая деграмматизация.
Г) Строфика.
§19. Строфика песенная и книжная
III. Время Жуковского и Пушкина.
§49. Общие черты периода
A) Метрика.
§50. Наступление 4-ст. ямба.
§51. Наступление вольного ямба.
§52. Отступление 6-ст. ямба.
§53. 3-ст. ямб и короткие размеры.
§54. Перестройка 4-ст. хорея.
§55. Становление 5-ст. ямба и 5-ст. хорея.
§56. Путь 5-ст. ямба по жанрам.
§57. Разностопные ямбы и хореи.
§58. Освоение трехсложников.
§59. Экспериментальные размеры: вокруг дольников.
§60. Античные размеры: освоение гексаметра.
§61. Народные размеры: силлабо-тонические имитации.
§62 . Народные размеры: тактовиковые имитации.
§63 . Полиметрия лирическая
Б) Ритмика.
§64. Освоение вторичного ритма.
§65. Ритм 4-ст. хорея и 4-ст. ямба.
§66. Ритм 6-ст. ямба.
§67. Ритм 5-ст ямба.
§68. Ритм трехсложных и несилллабо-тонических размеров
B) Рифма.
§69. От неточной рифмы к приблизительной.
§70. Освоение белого стиха.
§71. Освоение однородных рифм.
§72. Подступ к дактилическим рифмам
Г) Строфика.
§73. Лирическая строфика.
§74. Эпический астрофизм.
§75. Эпическая строфика в 4-ст. ямбе: онегинская строфа.
§76. Эпическая строфика в 5-ст. ямбе: октава.
§77. Терцины и твердые формы
§78. Заключение
IV. Время Некрасова и Фета.
§79. Общие черты периода
A) Метрика.
§80. От заготовок к отбору: «стихотворная проза».
§81. Классические ямбы: 4-стопный, 6-стопный, вольный.
§82. Романтические ямбы: 5-стопный.
§83. Классические хореи: 4-стопный.
§84 . Романтические хореи: 5-стопный.
§85. Наступление трехсложников.
§86. Переосмысленные размеры: равностолннкп.
§87. Переосмысленные размеры: равностопники.
§88. Новые простые размеры: 3-ст. и 6-ст. хорей.
§89. Новые сложные размеры: логаэды, свободный стих.
§90 . Полиметрия эпическая
Б) Ритмика.
§91. Окостенение вторичного ритма.
§92. Ритм старых размеров: 4-ст. ямб, 4-ст. хорей, 6-ст. ямб.
§93. Ритм новых размеров: 5-ст. ямб и хорей, 3-ст. и 6-ст. хорей.
§94. Ритм трехсложных размеров.
§95. Ритм неклассических размеров
B) Рифма.
§96. Освоение приблизительных рифм.
§97. Освоение дактилической рифмы.
§98. Освоение неполной рифмовки.
§99. Подготовка редкой рифмы
Г) Строфика.
§100. Оскудение строфики.
§101. Экспериментальные строфы и куплеты
§102. Заключение
V. Время Блока и Маяковского.
§103. Общие черты периода
A) Метрика.
§104. Традиционная силлаботоника.
§105. Сверхдлинные и сверхкороткие размеры.
§106. Вольные размеры.
§107. Традиционная (макро-)полиметрия.
§108. Открытие микрополиметрии.
§109. Освоение логаэдов.
§110. Освоение дольников.
§111. Акцентный стих и тактовик.
§112. Свободный стих и метрическая проза
Б) Ритмика.
§113. Освоение дифференцированного ритма.
§114. Архаизация 4-ст. ямба и хорея.
§115. Поляризация 6-ст. ямба.
§116. Сглаживание 5-ст. ямба и хорея.
§117. Трехсложные и четырехсложные размеры.
§118. Дольник и тактовик.
§119. Чистая тоника.
§120. Стихи для глаза и стихи для слуха
B) Рифма.
§121. Вторая деграмматизация и свобода сочетаний.
§122. Освоение редкой рифмы.
§123. Освоение гипердактилической и неравносложной рифмы.
§124. Освоение неточной рифмы.
§125. Диссонансные, разноударные, переносные рифмы.
§126. Возрождение богатой рифмы
Г) Строфика.
§127. Возрождение лирической строфики.
§128. Расцвет твердых форм.
§129. Новые строфы
§130. Заключение
VI. Советское время.
§131. Общие черты периода
A) Метрика.
§132. Контрнаступление силлаботоники.
§133.Перераспределение двухсложников.
§134 . Перераспределение трехсложников.
§135. Песенные логаэды.
§136. Закрепление дольника.
§137. Частушечный тактовик.
§138. Отступление акцентного стиха.
§139. Свободный стих.
§140. Между стихом и прозой: рифмованная проза.
§141. Полиметрия старая и новая
Б) Ритмика.
§142. Ямб и хорей.
§143. Трехсложные размеры.
§144. Дольник и тактовик.
§145. Акцентный стих и свободный стих
B) Рифма.
§146. От «старой неточной» к «новой неточной» рифме.
§147. Перемены в заударном созвучии.
§148 Перемени в предударном созвучии
Г) Строфика.
§149. Нейтральная строфика
§150. Заключение 303
Дополнение. Русский стих как зеркало постсоветской эпохи.
Приложение
Литература
Читайте также: