Галимов салям стихи на башкирском

Обновлено: 04.11.2024

hello_html_m57a036c1.jpg

Галимов Салям Галимович

18.01.1911г.- 10.06.1939 г.

Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество Галимова Саляма».

Цель: ознакомление детей с личностью и творчеством Галимова Саляма;

- развитие памяти, внимания, формирования устной речи;

- воспитание бережного отношения к родному краю, любви к башкирской авторской литературе.

Оборудование: презентация, выставка книг.

1.Организационный момент (эмоциональный настрой)

Сегодня у нас много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Нам очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Мы чувствуем, что вы готовы нас слушать и слышать.

Нам хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего нашего праздника.

Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и начнем наше мероприятие.

3. Работа над темой занятия.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения одного из видных поэтов-новаторов, активных реформаторов башкирской поэзии Саляма Галимова. К сожалению, жизнь отпустила ему немногим более четверти этого срока. Его стихам не суждено было стать лирикой умудренного жизнью философа. Но поэзия Саляма навсегда сохранила свежий, незамутненный взгляд на мир, потому что он прожил на свете всего 28 лет и ушел от современников в возрасте Габдуллы Тукая и Михаила Лермонтова, не успев сказать очень многого.

Салям Галимович Галимов родился 18 января 1911 года в деревне Таскино ныне Кунашакского района Челябинской области в семье указного муллы. Вот что пишет о себе Г.Салям: «Я родился и вырос в деревне Большое Таскино, по-башкирски Зур Тагеш. Несмотря на свое название, в довоенную пору это была небольшая деревушка - темная, бедная, не больше 50-ти дворов.

Правда, был у нас свой колхоз с фермой крупного рогатого скота, конным двором и зерноскладом. Колхозники сеяли хлеб, выращивали скот. Была своя начальная школа, но ни сельсовета, ни почты, ни магазина у нас не было. Несмотря на все это, Таскино не являлось медвежьим углом, глушью по той простой причине, что стояла деревенька, да и ныне это продолжает делать, на трассе Челябинск- Свердловск. А дорога, как известно, - это жизнь.

Население деревни к 1940 году насчитывало всего 184 человека, из них 92 – мужчины и столько же женщин. Совсем, как видим, мало народа. Но в то же время имел место и необъяснимый парадокс в судьбе этой деревеньки, который заключался в том, что из нее в довоенный период вышло довольно много известных и грамотных людей. А в ней, повторюсь, кроме начальной школы не было более ничего из очагов культуры и просвещения. Даже клуб с библиотекой - и и те отсутствовали».

К 13 годам Салям уже закончил школу первой ступени в деревне Сарино.

Показ слайда с изображением деревни.

В этой школе учился будущий известный башкирский поэт.

Затем на четыре года родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками по всем предметам закончил среднюю школу. Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты, где появляются его стихи и заметки. В старших классах Салям редактирует школьный литературный журнал.

В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Салям становится одним из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм – синтеза различных традиций – составляли новаторство Г.Саляма в поэзии того времени.

В 1937 году он работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г.Салям направляется в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. Здесь он тяжело заболел менингитом и скончался 19 июня 1939 года.

До сих пор не совсем ясно, как и почему столь ярко начавшаяся биография, так нелепо оборвалась на самом взлете. Что стало причиной тяжелой болезни, подкосившей его в разгар белых ленинградских ночей? Возможно ли было излечение? Кто был с молодым поэтом в последние дни его короткой жизни? Об этом мы уже никогда не узнаем. Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. За десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов.

Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое». В условиях усиления тенденций вульгарного социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека.

Революционный максимализм, скудость чувств, аскетизм, “черно-белый” взгляд на жизнь — таковы характерные приметы башкирской поэзии двадцатых годов. От этих черт она не избавилась и в тридцатые годы. Даже в стихах Гафури, таких, как “Я — патриот”, которые тогда считались ярким образцом советского патриотизма, попадаются такого рода строки:

Отрывок из стихотворения расскажет обучающаяся 8б класса Яранова Регина:

Я бесконечно предан Родине,

Но с тем условием,

Чтобы Родина эта была Советской.

Враг Советов — мой враг,

Если даже он — мой отец.

Удивительно, что на протяжении многих лет большинство читателей относились к этому стиху вполне серьезно, как к классическому произведению. И если опытный поэт, прошедший сложную школу жизни, восклицал в те годы: “Враг Советов — мой враг, Если даже он — мой отец!”, как должен был поступить маленький мальчик Павлик Морозов, у которого, несомненно, голова кружилась от революционных лозунгов.

Отрывок из стихотворения процитирует обучающийся 8а класса Гиматов Айзат:

Друзья оказались врагами,

Среди друзей нашли врагов.

Родство определяется не по крови,

А по классу…

Эти строки Галимова Саляма ясно свидетельствуют о том, как были искалечены в новых условиях вечные чувства родства и братства.

Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых» и других. Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей.

Главные герои в лирике Галимова Саляма - народ, у которого его прошлое, настоящее и будущее. В стихотворении «Утро Республики» он поёт гимн своему народу:

Отрывок из стихотворения расскажет обучающийся 7б класса Шайдуллин Айдар:

Возрождается к новой жизни

В клетке старевший сокол.

В его же “Прологе к поэме о рождающихся годах” есть такие слова:

Отрывок из пролога расскажет обучающаяся 7а класса Амирова Чулпан:

Это возрождается Башкортостан!

Одевается в сталь и железо

Аграрная страна.

Таков дух башкирской поэзии тридцатых годов. Многим произведениям того времени присущ высокий пафос, романтические устремления. Драматизм событий, стремление передать широкую историческую панораму, масштабность образов породило в них сильное звучание, подобное новым преобразованиям в судьбе народа. Поэма “Земля” Баязита Бикбая, начинающаяся с крылатых и трагических строк: “Тело Башкортостана стало черным от тысячи ударов плетьми”, масштабная панорама, предстающая в строках Рашита Нигмати: “Урал! Он пьет воды Ледовитого океана, а хвост его плещется в Арале”, будто взгляд поэта с космоса смог лицезреть грандиозную картину, когда писал свою поэму “Прекрасные берега Агидели”, поэма Саляма “Шонкар” стали этапными в развитии мастерства. Размышления о судьбе народа, усиление историзма обогатили поэзию новыми качествами, наметили перспективы ее развития.

Одним из первых Г.Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, будущей империалистической агрессии. Они строятся на условном сюжете, часто представляют собой остроумные находки, что свидетельствуют о повышении культуры башкирской поэзии. В конце 30-х годов Г.Салям создает широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспевает высокие гуманистические идеалы, предсказывает светлое будущее страны и народа. Эволюция его творчества определяется переходом от декларативности к философской глубине, от наставлений, морализации – к образности, от риторики – к истинной лирике. Занимался он и переводами, перевел на башкирский язык поэмы "Цыганы" А.С.Пушкина, "Гренаду" М.А.Светлова.

Особенную любовь питал он к жанру поэмы, что для того времени было довольно внове, и известность его как поэта была куда более широкой, нежели у другого известного поэта того времени – Мухамедьярова Хая. Но это не мешало их взаимной любви и дружбе.

Крупнейшим поэтическим произведением Саляма была его поэма «Бала» («Дитя»). Она занимает более 50 страниц книжного формата. Освещая столь серьезные — особенно для «восточной», «мусульманской» поэзии — проблемы, как семейные отношения, проблемы деторождения и т.д., поэт сознательно и бесстрашно обращается к наиболее актуальным для того времени темам. К сожалению, как считал Газим Шафиков, неоправданно большой размер этой воистину «эпохальной» поэмы, в yщерб поэтичности, поневоле приводил к совершенно не обязательным в данном случае длиннотам и даже к откровенной повествовательности, которая низводила ее к многочисленным прозаизмам и даже поверхностности. Тем не менее, она имела широчайший резонанс. Ее зачитывали «до дыр», мусолили и стар, и млад, ее изучали в школах, вузах и техникумах. Словом, она стала не только литературным, но и общественно-политическим явлением.

М. Хай был очень рад успеху произведения своего друга, совершенно искренне называл его лучшим поэтом и мастером жанра поэмы в башкирской литературе, хотя в одном из писем, присланном из Ижевска, где он проходил воинскую службу, сделал целый ряд замечаний, касающихся слишком вольного обращения со словом, неоправданных длиннот и прозаизмов. «Со словом следует обращаться как с живым существом», — проницательно писал он, не боясь, что может тем самым обидеть и даже душевно ранить своего лучшего друга, зная, что тот порою слишком болезненно воспринимает критику. Даже исходящую из уст близких ему людей. В Ленинграде Салям Галимов учился в аспирантуре и, следует сказать, весьма успешно, чем немало удивлял своих товарищей. Они поражались трудолюбию, умению гармонично сочетать научную работу с литературной. Поэму «Бала» («Дитя»), которую он создал именно в Ленинграде, считали новым словом вообще во всей советской литературе. Были попытки перевести ее на русский язык. Его просили сделать подстрочники, чтобы выпустить сборник на русском языке, но он был настолько поглощен научной работой, что так и не сумел выбрать время для этого. Между тем, столь редкая и коварная болезнь продолжала неуклонно развиваться, пока не свела его в могилу.

Замечательный башкирский литературовед и критик, лауреат Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева Ким Ахмедьянов очень серьезно занимался творчеством Саляма, учитывая при этом и сильные, и слабые стороны его творчества. Высоко оценивая его произведения, их художественность и вложенный в них внутренний смысл, он выделял его поэму «Шонкар» («Сокол»), утверждая, что она насквозь пронизана неподдельно глубоким лиризмом. К сожалению, эта поэма (как, впрочем, и другие), так и осталась непереведенной.

Физминутка «Кошка и новогодняя ёлка»

На верхушке в ярком свете

Мышка с бусинками глаз.

- Ну и елочка у вас!

И залюбовалась кошка

Из уютного угла:

«Подремли еще немножко,

Все б веселье проспала!»

А ленивце хотелось,

Коль никто б не помешал,

Проявив кошачью смелость,

На блестящий прыгнуть шар.

И покувыркаться всласть –

Елке б голою остаться,

Если б дали кошке власть.

Только завтра праздник елки,

Только завтра Новый год.

В 60-е годы прошлого века, под влиянием все того же Кима Ахмедьянова, Газим Шафиков сделал перевод поэмы Г.Саляма «Гумер» («Жизнь»). Она была опубликована в газете «Советская Башкирия», но дальше, как говорил сам Газим Газизович, «не пошла». Может быть, потому, что сюжет ее был довольно примитивным, что вообще присуще пространным произведениям поэта.

Слава Г.Саляма пошатнулась, когда он с двумя своими коллегами по перу в роковом 1937 году напечатал в журнале «Октябрь» статью, резко «обличительную» и абсолютно несправедливую — против лучших писателей старшего поколения, многие из которых были объявлены «врагами народа» и расстреляны или отправлены в сибирский ад. Нам сейчас трудно объективно судить о тех далеких событиях, до сих пор мы спорим и не можем прийти к единому мнению. Teм не менee, именем Саляма называлась премия Башкирского комсомола, которая в перестроечное время была заменена премией имени Шайхзады Бабича.

Жертвами той злополучной статьи стали несколько ни в чем не повинных людей, одним из которых был главный редактор газеты «Башкортостан» Касим Азнабаев, долгие годы проведший в сталинских лагерях.

Большим другом Г.Саляма был Баязит Бикбай, который был на два года старше его.

Показ слайда с изображением Г.Саляма с единомысленниками.

Бикбай посвятил Саляму свое стихотворение «Жизнь»:

Стихотворение прочитает обучающийся 9-а класса Фаст Женя:

Не удлиняло долголетье

Жизнь человека никогда.

Умей же, миг прожив на свете,

Живым остаться навсегда.

Немало на земле поэтов,

Забытых в беге лет и дней.

Жизнь Пушкина, как вспышка света,

А он живет в сердцах людей.

В Уфе какое-то время Г.Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска.

Показ слайда (дом и мемориальная доска)

Уже до войны был известен поэт Г. Салям, который слагал гимны новой жизни в Башкортостане. Там же стал известен его младший брат Лукман Галимович Галимов, который работал I секретарем Белорецкого горкома КПСС и возглавлял ряд партийных организаций в сельских районах. Перед выходом на заслуженный отдых Л. Г. Галимов занимал должность секретаря Верховного Совета БАССР.

Показ слайда с изображением Г.Саляма с другом и братом.

Работа над выставкой книг Г.Салям

К 100-летнему юбилею Саляма Галимова открылась книжная выставка.

Показ слайда (фото из салона выставки книг).

Книжная выставка, посвященная юбилейной дате башкирского поэта Саляма Галимова, открылась в отделе башкирской литературы и краеведения Национальной библиотеки Республики Башкортостан имени Ахмет-Заки Валиди. Знаменитому поэту и публицисту 18 января исполнилось бы 100 лет.

- На выставке представлено 50 книг о жизни и творчестве поэта, сборники и периодические издания с произведениями Саляма Галимова. Среди них такие книги, как "Красный букет" (1958), "Памятник" (1941), "Избранная лирика" (1968).

Читайте также: