Евангелие от матфея искушение в пустыне номер главы и стиха
Обновлено: 24.12.2024
Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11
01 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
02 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
03 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
04 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
05 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
06 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
07 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
08 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
09 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11 (прот. Павел Великанов)
«Христос, ведомый Духом в пустыню»
(Уильям Хол, 1908 год).
Мф., IV, 1-11 (прот. Павел Великанов)
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
После Крещения Иисус был «возведён Духом в пустыню» для испытания. Это своего рода «духовная закалка», которую предстояло Ему пройти, прежде чем Он выйдет с проповедью к людям. Сорокадневный пост при полном воздержании от пищи не был чем-то фантастическим для иудейской традиции: так постился Моисей при получении Божественного Откровения на горе Синай, так постились и другие пророки, например, Даниил — который так готовил себя к пониманию смысла Божественных видений. Смысл такого поста — в предельной концентрации сил для обращения их к Богу, без привычных для обычной жизни развлечений и услад. Более того: даже в новейшее время творческие люди хорошо понимали, насколько противоположны друг другу сытость и чуткость — так, Винсент Ван Гог однажды ответил своему брату Тео на вопрос, почему он так долго ничего не ест: «Когда я поем, я перестаю видеть этот жёлтый цвет!»
Понятно, что в таком критическом для жизни состоянии обостряются все чувства и раскрываются способности, ранее не проявлявшие себя. Переживания человеком Бога выходят на качественно новый уровень: человек весь превращается в слух и зрение, он тонко ощущает то, что ранее оказывалось для него недоступным.
Но для чего Иисусу необходимо было пройти через это горнило испытаний? Разве Он без этого не был безгрешным — то есть устойчивым, не подверженным уклонению от праведной жизни? Было ли это искушение своего рода «аттестацией», «экзаменом» на зрелость? Или всё же это было прежде всего необходимое пространство времени молчания и осмысления того Божественного гласа, который услышали все во время Крещения Иисуса на Иордане: «Ты — Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Моё благоволение!»
Что именно происходило с Иисусом в течение этих сорока дней пребывания в пустыне — мы не знаем. Это тайна сосредоточенного и глубокого общения человека Иисуса с Небесным Отцом, тайна взаимодействия друг с другом Божественной природы и человеческого естества. Нам доступны лишь совсем краткие свидетельства евангелистов о тех трёх важных приступах дьявола, которыми князь тьмы пытался овладеть душой Иисуса.
Перед нами — то, что впоследствие святые отцы назовут «мысленной бранью», «мысленной битвой». Понимая, что Иисус находится в критическом состоянии, дьявол вбрасывает Ему мысль использовать Богосыновство для удовлетворения требования тела и повелеть камням стать хлебом. Но Христос отбивает эту лукавую мысль цитатой из Второзакония. Сам Иисус станет скоро Евхаристическим хлебом — а эти круглые камни, так соблазнительно похожие на выпеченные хлебцы, пусть лежат на своём месте!
Второй приступ — вроде бы благовидный предлог, проверить, а на самом ли деле Иисус — Сын Божий? Для этого диавол предлагает в видении броситься вниз с крыши храма — но и здесь Иисус противостоит словами Священного Писания: не искушай Господа Бога твоего!
Третья и последняя атака — вполне закономерна. Искушение духовной властью — кто перед этим устоит? Не Тот ли, кто оказался столь сильным духом, имеет полное право стать Хозяином Вселенной — стоит лишь признать власть дьявола над собой? Но и здесь Иисус непреклонен: отойди от Меня, сатана!
Искушение Христа в пустыне учит нас прежде всего двум навыкам: внимательности и умению блокировать нападки мыслями из Слова Божия. Заметим: Иисус не вступает в диалог и рассуждения, Он выставляет словно щит Слова Писания — по отношению к которым диавол оказывается бессильным. Но сегодня мне особо хотелось бы обратить внимание на то, что без внимания ко всему, что появляется внутри нас, никакая мысленная брань невозможна: потому что иначе мы уже капитулировали, мы уже в плену навязанных нам мыслей, переживаний, ощущений! Вот почему первая заповедь, которую мы чаще всего читаем в творениях христианских подвижников — «внемли себе!» — то есть, говоря словами Второзакония, «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15:9)». Для этого следует внимательно стоять на страже всего, что появляется внутри нас — и не спешить соглашаться даже с самыми кажущимися правильными мысленными интервенциями!
Читайте также: