Евангелие от матфея глава 4 стих 12 17

Обновлено: 04.11.2024

24 января. Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 12 - 17.

12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13. и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15. земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, апостол Матфей повествует нам о начале проповеди нашего Спасителя.

Вскоре после событий крещения и сорокадневного пребывания Христа в пустыни, Иоанна Крестителя постигло несчастье. Он был арестован царем Иродом Антипой и посажен в темнице замка Махерон. Его преступление заключалось в том, что он публично обличал Ирода Антипу за то, что тот совратил жену своего брата и женился на ней, отослав от себя свою законную супругу. Небезопасно обличать восточного деспота, и мужество Иоанна Крестителя привело его сначала в тюрьму, а потом к смерти.

Но время шло неумолимо, и Спасителю надлежало приступить к исполнению Своей миссии. Господь удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском (Мф. 4, 12–13). В этом есть какая-то символическая бесповоротность: Спаситель оставил Свой родной дом и больше никогда не возвращался туда. Прежде чем открыть дверь, которая была впереди, Он как бы захлопнул дверь, которая оставалась за Ним.

Но почему Господь удаляется после известий об аресте Иоанна Крестителя? Как утверждает святитель Иоанн Златоуст: «Для того чтобы научить нас не идти самим навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Не тот виновен, кто не бросается в опасности, но тот, кто в опасностях не имеет мужества. Итак, чтобы научить этому и укротить ненависть иудеев, Христос удаляется в Капернаум, исполняя пророчество, и, вместе, поспешая, подобно рыбарю, уловить учителей вселенной, которые, занимаясь своим искусством, проживали в этом городе».

Сам город Капернаум, а если быть точнее, – Кафернаум, куда направился Спаситель и где Он произнес Свою первую проповедь, к сожалению, был полностью уничтожен. Археологи до сих пор не имеют единой точки зрения о его местонахождении. Было высказано два предположения. Чаще всего (и это кажется наиболее правдоподобным) его отождествляют с городом Тел Хум, на западном берегу северного конца Галилейского моря. Другое и менее вероятное предположение то, что Капернаум находился на расстоянии около четырех километров к юго-западу от Тел Хум. В любом случае там, где мог стоять Капернаум, сейчас не осталось ничего, кроме развалин.

Капернаум – город галилейский. Но что мы знаем о самой Галилее? Это самая северная область Палестины и самая плодородная. Существовала поговорка, что в Галилее легче вырастить рощу оливковых деревьев, чем в Иудее – одного ребенка. Иосиф Флавий, бывший одно время правителем провинции Галилея, говорит: «Она богата нивами и пастбищами, на которых произрастают всевозможные деревья. На этой почве готовы работать даже те, кто менее всего расположен к сельскому хозяйству; каждый кусочек ее возделан, не пропадает ничто, и везде она плодородна».

И потому в Галилее была огромная плотность населения. Но отличалась она не только количеством жителей, галилеяне были людьми особого рода: окруженные со многих сторон язычниками, они легче воспринимали все новое, но при этом твердо держались иудейской традиции. Природные качества галилеян и ход истории сделали Галилею тем местом в Палестине, где новый учитель с новой вестью имел шанс быть услышанным, и именно там Христос начал Свою миссию и впервые произнес Свою проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Эти слова нам уже знакомы. Именно с таким призывом обращался к народу Иоанн Креститель на реке Иордан. И Господь, обращается к людям с таким же призывом. В этом, блаженный Иероним видит особый Промысл Божий: «После предания суду Иоанна Предтечи, Христос Сам непосредственно начинает проповедовать, т. е. по прекращении собственно действия закона и начинается Евангелие. Если же Спаситель проповедует то же, что раньше проповедовал Иоанн Креститель, то этим Он показывает, что Он есть Сын Того же Бога, пророком Которого был Иоанн».

Проповедь нашего Спасителя, дорогие братья и сестры, заключается в заповеди, без исполнения которой невозможно наше с вами спасение: «Покайтесь!» Это призыв к каждому из нас отвернуться от греховных путей наших и обратиться к Богу, поднять глаза наши от земли и взглянуть на небо. Эта заповедь приобрела крайне важное значение, потому как приблизилось Царство Божие. Вечность вторглась в жизнь. Бог вторгся в мир в Иисусе Христе, и потому чрезвычайно важно, чтобы каждый из нас последовал бы за Христом. Помогай нам в этом Господь.

Читайте также: