Евангелие от луки глава 16 стих 19 31
Обновлено: 22.11.2024
Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
На историю про богача и Лазаря существует краткое толкование, автор которого мне, к сожалению неизвестен: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, но за то, чего он не сделал». Эта мысль очень хорошо согласуется с общей логикой Евангелия: не только здесь, но и во многих других местах Господь Иисус Христос говорит о том, что в конечной перспективе человек будет судим за отсутствие дел милосердия. Самый яркий в этом смысле отрывок тот, который читается Церковью накануне Великого поста, в нем идет перечисление тех, кто окажется с Богом в Царстве Небесном — это люди, оказавшие милосердие голодным, больным и находящимся в тюремном заключении. Их всех Господь в рамках того отрывка отождествляет с Самим Собой. Тот, кто не оказывал милосердия этим людям, в конечном итоге не оказал милосердия Самому Христу. Сегодняшняя притча говорит, по-большому счету, о том же самом.
Многие комментаторы обращают внимание на то, что Лазарь — единственное имя, которое Христос упоминает в своих притчах, во всех других Его назидательных рассказах действующие лица анонимны, здесь же мы слышим имя. Правда, нам это имя ничего не говорит. Но не так было с теми, кто непосредственно слушал эту притчу. Тут надо сказать, что собственно слова «Лазарь» Христос не произносил, это имя дошло до нас через греческий перевод арамейской речи Христа. В оригинале же было имя «Елеазар», которое означает «Бог помогает». То есть слушатели притчи сразу же понимали, что этому человеку нет помощи от людей, он живет надеждой на помощь Бога, Который в конечном итоге расставил все по своим местам. У Лазаря не было ничего, кроме надежды на Бога. А вот у оставшегося анонимным богача было все, но не было того, что было у Лазаря, и что заключено его имени — надежды на Бога. При прочих талантах богача и его житейских успехах такая надежда вроде бы как совершенно не нужна. Собственно, его бездействие в отношении страдающего человека — следствие отсутствия такой надежды. Он верил в самого себя, не более того. Если бы он жил в присутствии Бога и в надежде на Него, то понимал бы, что все то, чем он имеет возможность распоряжаться по своему усмотрению, дано ему Богом, этим необходимо служить другим, а не превращать свою жизнь в постоянный праздник. Конечно, речь здесь не только о богатстве в прямом смысле этого слова. Мысль притчи значительно шире, она обращена ко всем: к политику, обладающему силой и властью; к ученому, обладающему уникальных запасом знаний и навыков; к творцу, обладающему художественным талантом; ко всем, кто чем-то владеет, любым навыком или материальной данностью. Один современный комментатор писал, что у каждого есть руки, ноги, голова и сердце, а значит к каждому может быть послан Богом свой Лазарь для испытания того, как человек использует свои дары от Бога.
Читайте также: