Есенин стихи гляну в поле гляну в небо анализ
Обновлено: 04.11.2024
* * *
Гляну в поле, гляну в небо –
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.О, я верю – знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
Дата создания: 15 августа 1917 г.
Анализ стихотворения Есенина «Гляну в поле, гляну в небо…»
Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества – тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. «Гляну в поле, гляну в небо…» – стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери – один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения:
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает в себя две части – небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что «…и в полях и в небе рай».
Религиозность поэта – вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями. Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно – религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению «Гляну в поле, гляну в небо…». Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.
Читайте также: