Екимцев александр ефимович стихи для детей

Обновлено: 04.11.2024

Александр Екимцев

Александр проходил военную службу в Приморском и Хабаровском краях. В окружной газете «Суворовский натиск» опубликованы его первые стихи. С 1960-го Екимцев жил в Ставрополе, где и вышла его первая книжка стихов для детей «Десять добрых тропок». Популярный журнал «Мурзилка» неоднократно печатал стихи Александра Ефимовича. Публиковались они и в других широко известных изданиях – «Пионер», «Костёр», «Пионерская правда». Поэзию Екимцева высоко ценили Сергей Михалков, Агния Барто, Анатолий Митяев. В 1967-м Александр Ефимович стал членом Союза писателей. На его счету 29 прижизненно вышедших книг, включая такие замечательные, как «А мы реку встречали», «Ехал дождик на коне», «Дедушка Туман», «Деревушка на сосне», «Ходит аист на ходулях», «Шишки под осиной».

Многие строки Александра Ефимовича, написанные для детей, вошли в золотой фонд русской литературы. Живая природа, энергичная и лирически задумчивая одновременно, яркая, искрящаяся, озорная и любопытная, включённая в стихи, помогает ребёнку познавать мир.

В 1993-м имя Александра Екимцева присвоено Ставропольской краевой детской библиотеке.

Великая Отечественная врезалась в его память навсегда. Теме войны посвящены стихи и поэмы «Брянский лес», «Фронт под облаками», «Кавказ в 1942 году», «Города – герои». Лиризм этих произведений основан на общечеловеческих масштабах чувства, на синтезе печали и света, скорби и жизнеутверждения. Создал он и поэмы о матери, о Ставрополе, о судьбе своего поколения.

Л учшие стихи его – и детские, и взрослые – родились здесь, на Ставрополье. Я близко знал Александра Екимцева, его творческую кухню и долгие годы дружил с ним.

В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века я работал в краевой молодёжной газете «Молодой ленинец». Александр Ефимович часто заходил к нам, и редакция предоставляла ему возможность публиковаться на страницах газеты. Его поэмы «Фронт над облаками» и «Брянский лес» впервые были напечатаны именно в «Молодом ленинце». И я всегда с волнением читаю и слушаю проникновенные строки поэта:

Из дремучих, задумчивых

Брянских лесов я,

Ты со мной сейчас помолчи.

Слышишь – сосны стозвонные,

Кто-то трогает, трогает

…Так начиналась литературная передача о творчестве Александра Екимцева «Разреши мне грустить о тебе», которая звучала в эфире Ставропольского краевого радио почти 43 года назад, в августе 1969 года, когда поэту исполнилось 40 лет. Подготовил её журналист Владимир Ушаровский, а вели передачу актёры Ставропольского драматического театра им. Лермонтова Лидия Шапоренко и Валерий Исаев.

Если включить на компьютере диск с той передачей, запись которой хранится в фондах краевого радио, мы услышим и чудные голоса актёров, и голос самого поэта, и вновь дотронемся до узоров его стихов и испытаем те же волшебные чувства добра и света, какие испытывали в ту далёкую пору современники Александра Екимцева.

. И санный след, и след колёс

И в полночь разглядел бы я:

Светло в России от берёз,

Светло от снега белого.

От меловых заречных круч

И вишен цвета сильного,

От новых срубов,

Плывущих над Россиею.

И счастлив тем, что здесь я рос,

И то мне сердце радует,

Что снежный свет

На всю планету падает!

Он оставил 29 книжек великолепных стихов для детей и взрослых романтиков. Ещё Александр Сергеевич Пушкин писал: «В мире нет ничего выше музыки, но и та – поэзия». И стихи Александра Екимцева действительно звучат, как музыка:

Светите, белые берёзы,

Светите рощам и полям,

Светите пашням и покосам

И одиноким журавлям.

Светите сёлам и деревням

И тихой речке под мостом,

Пусть проникает свет ваш древний

И в каждый пруд, и в каждый дом.

– Да, берёзы – верстовые столбы поэзии. Всегда придут новые люди и скажут по-своему, а берёзам, по-моему, в русской поэзии светить вечно, – говорил поэт почти полвека назад.

Александр Ефимович поздно пришёл в поэзию, но сделал в ней очень много. После окончания Московского государственного института культуры в 1960 году он приехал в Ставрополь, работал в библиотеке и, конечно же, занимался творчеством. В 1962-м в журнале «Мурзилка» печатается первая подборка его детских стихов. Агния Барто даёт им высокую оценку. В том же году в краевом книжном издательстве выходит первая книжка поэта для детей «Десять добрых тропок».


А потом наступают 70-е – самые урожайные в творчестве Александра Ефимовича годы. Издаются его новые книги «Дедушка Туман», «Белый ливень», «Деревушка на сосне», «Шишки под осиной», «В последних числах декабря». Он вступает в Союз писателей СССР.

Апофеозом стихов для детей стала его книжка под названием «Хоровод загадок».

Дети, они тоже его берёзки. По лесам, по полям, по лужайкам ходит поэт и советуется – с цветами, с кротами, с ежами, с туманами: что ребятам сказать, чем ребят удивить? «И несут ему цветы, и несут ему кроты, и несут ему ежи, и несут ему туманы сказок полные карманы».

На днях зашёл я в библиотеку имени поэта. Встретился с Ларисой Борисовной Какабадзе. Она давненько работает здесь заместителем директора. Разговорились. Вспомнили Александра Ефимовича.

– Эти памятные дни мы отмечаем вместе с дочерью поэта Лилей поклонением могиле Екимцева, организацией выставок и встреч с читателями, – говорит Лариса Борисовна. – Специалисты библиотеки на базе стихотворных загадок поэта подготовили в электронном виде мультимедийную книжку «Почитаем – угадаем», которая отправлена в каждую детскую библиотеку (а их в крае 65). Она позволит ребятам не просто познакомиться с творчеством поэта, но и увидеть персонажей его книжек, поиграть с ними.

Кроме того, в библиотеке создана полнотекстовая база данных «Чудесная страна Александра Екимцева», которую уже выложили в Интернет. А ещё сотрудники оформили постоянно действующий стенд о жизни и творчестве поэта, а на абонементе организовали читательский уголок, где ребята оставляют отзывы о прочитанном и свои творческие работы – рисунки, лепку, разные поделки.

Так что творчество поэта живёт не только в его стихах, но и, благодаря энтузиастам и профессионалам, сохраняется в повседневном бытии и в сознании детей. Жаль вот только, что у библиотеки нет своего издательства или средств для переиздания произведений Екимцева – ранее изданных книжек просто не хватает.

Да, знакомая картина нашей повседневности. А вот его детство… Оно катилось по щекам совсем не детскими слезами – горькими от едкого дыма пожарищ. Его деревня трижды горела за одну войну. Чёрными, перепачканными галчатами сидели они на печных трубах, тоже одиноких и бездомных. И от этого спешит он в стихах, бежит по лесам и полям, чтобы побольше собрать детям радости.

– И ещё, может быть, от понимания того, что дети больше всех на свете нуждаются в счастье, – не раз повторял поэт. – Вот такое понятие у меня…

И тут же создавал волшебные строчки нового стиха под названием «Дедушка Туман»:

Лес в карман, поля в карман

Спрятал дедушка туман,

Спрятал копны и стога,

И лужайки, и луга,

Даже солнышко в карман

Спрятал дедушка туман.


…Вспоминается и такое. Воскресным августовским днем мы – Саша, я и краевед Владимир Парфененко – по какому-то поводу встретились в старом парке у прудика, по глади которого скользили чудо-лебеди. Александр Ефимович рассказывал нам об истории парка. Надо отметить, что историю Ставрополя он знал в мельчайших подробностях и не раз поражал нас описанием исторических деталей.

Когда мы в уютном кафе распили бутылочку самого «крутого» в то время и популярного в журналистских кругах вина под названием «Портвейн-777», речь зашла о музыке, литературе и поэзии. Екимцев любил их глубоко и самозабвенно. Саша стал читать только что написанные стихи «Разреши мне грустить о тебе». Я вслушивался в музыку стиха, она будила недавние воспоминания, рождая мелодию. Я напел её. Саше понравилось. А Володя Парфененко, оценив мотив, вызвался саккомпанировать. Но где?

Саша, характерным жестом стукнув себя ладонью по лбу, произнёс:

– Пойдём к Ирине Ивановне…

Через несколько минут мы вошли в дом на улице Дзержинского, напротив выхода из парка, где сегодня располагается музей имени Коста Хетагурова. Пожилая женщина, всплеснув руками, принялась обнимать Александра Ефимовича, восклицая:

– Саша, как я рада, проходите.

Оказывается, в этом доме бывал, а одно время проживал Коста Хетагуров, и эта женщина, тогда ещё девочка, помнила великого осетинского поэта.

В углу большой комнаты стоял старинный чёрный рояль. Володя Парфененко, испросив разрешения, прошёл к нему, и зазвучала мелодия.

Через неделю мне позвонили с краевого радио. Это был Вольдемар Ушаровский – талантливейший журналист. Он готовил передачу о творчестве Александра Екимцева к его 40-летию. И, как он объяснил, передача уже готова, но не хватает заключительного аккорда. Я говорю: «Так нужно найти Парфененко. Он вчера записал ноты на стихи Саши, а листок унёс с собой».

Парфененко пригласили в студию, меня попросили спеть у микрофона. Так я впервые попал в эфир.

А вообще-то наша дружба и творческое сотрудничество с Александром Ефимовичем, начавшись ещё в 70-х, продолжались долгие годы. Его нельзя было не уважать за трепетную любовь к природе, к истории родного края, ко всему прекрасному, что есть в жизни, на земле. Саша вечно страдал от бытовой неустроенности, от безденежья. Когда он написал поэму «Брянский лес», мы сразу напечатали её в молодёжке и выплатили повышенный гонорар. А потом была его поэма о битве с фашистами в горах Кавказа «Фронт над облаками». И тоже первая публикация в молодёжной газете края. Как жаль, что нет сейчас такой газеты.

…Безвременно ушёл из жизни Александр Ефимович, нет на земле и Вольдемара Ушаровского. Но память о них живёт, звучат их добрые голоса и будят в людях добрые чувства – чувства любви к Родине, к жизни.

А ещё Саша очень любил море и особенно, как его маленькую частицу, Сенгилей. Иногда мы садились в мой старенький «Москвич» и мчались к Лохматому кургану, который высится к востоку от озера. Екимцев мог часами сидеть на кургане. Оттуда открывается вид на это сказочное озеро, а за ним и на другое – Новоегорлыкское со станицей Сенгилеевской на левом берегу, а справа на север в прозрачной дали в хорошую погоду видятся контуры труб Ставропольской ГРЭС.

Читайте также: