Его стихи в песнях ротару 5 букв
Обновлено: 04.11.2024
Песня написана, исполнялась и издана в сборнике песен Евгения Доги «Ритмы Эпохи» (издательство «Картя Молдовеняскэ», Кишинёв, 1976) в тональности ре-бемоль мажор (в различных песенниках встречается в других, более простых тональностях).
В песне изначально три куплета (первый звучит в ре-бемоль мажоре, второй — на пол-тона выше, в ре-мажоре, третий возвращается в ре-бемоль мажор). Фактура в первом и третьем куплетах совпадает, во втором меняется, становится более ритмически сложной.
В фильме «Кишинёв, Кишинёв» звучат все три куплета (третий — немного позже первых двух), у всех разные слова (в последнем куплете, правда, повторяется вторая строфа текста первого куплета). В русском тексте Владимира Лазарева только два куплета (именно в этом виде песня исполнялась на концертах Софией Ротару).
В «Ритмах Эпохи» песня издана со всеми тремя куплетами, при этом третий куплет на молдавском языке идёт со своими словами, а на русском языке в третьем куплете без изменений повторяются слова первого.
В начале 1970-х годов на киностудии «Молдова-филм» снимался документальный фильм «Кишинёв, Кишинёв». Молодой в то время композитор Евгений Дога написал фоновую музыку к этой картине. Тем не менее, худсовет киностудии в последний момент принял решение о том, чтобы в фильме была песня, при том, что автор музыки к картине должен был вылетать в Москву по делам на следующий же день. По воспоминаниям самого Евгения Доги, слова к песне ему привезли около семи часов утра, но, несмотря на такое раннее время, мелодия родилась практически мгновенно и автор сыграл и записал её сразу, как только прочитал текст песни.
После того, как Дога вернулся из Москвы в Кишинёв, встал вопрос о том, кто же запишет эту песню для фильма. Руководители картины начали поиски исполнителя, который хотя бы просто напел слова, сроки сдачи фильма руководству киностудии поджимали.
Один из людей, работавших над фильмом, вспомнил, что в Кишинёвской консерватории на третьем курсе есть студентка, родом с Буковины, которая славится проникновенным пением старинных молдавских романсов. Вначале было принято решение уговорить эту девушку просто вчерне спеть песню, а для записи уже саундтрека картины найти настоящую профессиональную певицу. Вначале студентка ответила отказом, объяснив своё нежелание петь сессией, экзаменами и тем, что она не эстрадная певица. Бригада киностудии, по сути, похитила певицу, буквально запихнув её в автобус и привезя девушку прямо в студию. Певица сразу прочувствовала мелодию, сыгранную лично композитором на рояле. На записи голос певицы звучал, буквально сливаясь с мелодией, все слушатели поразились красотой голоса тогда ещё никому не известной певицы, которая сама не ожидала такого эффекта и попросила разрешения ещё раз спеть эту песню.
В настоящее время первая исполнительница песни «Мой белый город» София Ротару является одной из самых известных певиц во всём бывшем СССР. Песня «Мой белый город» стала первым хитом, который прославил как Софию Ротару, как эстрадную певицу, так и самого композитора Евгения Догу, который признался позже, что эта песня явилась рождением его, как композитора-песенника.
В 1972 году был выпущен первый студийный альбом Софии Ротару «Червона Рута», в котором была записана и издана и песня «Мой белый город».
Песня «Мой белый город» два раза — в 1972 и 1973 годах — становилась лауреатом фестиваля «Песня года». В 1973 году на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии за исполнении песни «Мой белый город» София Ротару получила I премию и зрительское признание.
В 2002 году Евгений Дога заявил, что изначально песня, несмотря на то, что появилась в фильме, посвящённом Кишинёву, задумывалась им, как песня, в которой поётся просто о красивом белом городе, а не о Кишинёве. Тем не менее, в молдавском тексте песни говорится о городе с пятисотлетней историей (именно к этой дате был приурочен выход фильма «Кишинёв, Кишинёв»).
Нравится Показать список оценивших«Червона рута» - знаменитая песня Владимира Ивасюка, которая, как и сам образ, давно стала символом всего лучшего, чистого в современной эстраде.
В богатейшей отцовской библиотеке юный Володя, тогда еще старшеклассник, натолкнулся на изданный в 1906 году сборник Коломыи, упорядоченный Владимира Гнатюка, а там - на такие строки:
Ой ходила, говорила гильтайова мать
Насобирала троезилля меня очаровывать,
Насобирала троезилля красную рутоньку,
И захотела зчаруваты меня сиротоньку.
Для восемнадцатилетнего музыканта образ красной руты (в другой транскрипции «черлена рута») был волнующей находкой, настоящим откровением. В поисках его детализации он много странствовал селами, особенно горными, искал ключ к пониманию таинственного понятия. На Косовщине нашел новый вариант частушки о красной руте, а на Путильщине, в Ростоках, записал легенду о загадочном питье, которое предстает в народных сказаниях символом вечной и чистой любви.
Сохранился уникальный документ - черновик создания текста «Червоной руты». Вот несколько первоначальных вариантов строф, которые вскоре облетят мир:
Ты не смейся хоть раз,
не говори, что забыла,
А вспомни о том времени,
как ты нимфой была.
Что по ночам в лесах
Ты питье искала,
что с ветрами, как птица,
Ты когда-то говорила.
Вижу я тебя в снах
В дубравах зеленых.
По каким же путям
Ты вернулась ко мне?
Сначала хотелось придать «Червоной руте» характер и формы баллады, но произведение выходило растянутым, композиционно бестолковым. А нужны же были лаконизм, простота и искренность народной песни. Володя переписывал ее множество раз, шлифовал текст. Когда убеждался, что вложил в песню все, на что был способен, откладывал ее до появления новых идей.
На областном телевидении Ивасюк имел добрых друзей: главного режиссера Василия Селезенку и звукооператора Василия Стриховича , которым сообщил о двух новых песнях. Премьера песен состоялась в программе «Камертон хорошего настроения». Для записи Володя пригласил в студию оркестр ансамбля «Карпаты» Валерия Громцева . Солисткой была молодая учительница музыки Елена Кузнецова , которая владела красивым сопрано. Стрихович с Селезенкой были очень требовательны. Владимир с Еленой спели дуэтом, двенадцать дублей.
И вот настал праздник Володиной музыки и поэзии. Торжество шестилетней творческой работы - 13 сентября 1970. Полдень с Театральной площади Черновицкая телестудия перед многотысячной толпой на всю Украину транслирует «Красную руту» и «Водограй» . На площади и соседних улицах останавливается транспорт . После этого выступления миллионы людей увидят в песнях Ивасюка выражение своих чувств.
Потом еще самодеятельный ВИА «Смеричка» дал песне те крылья, на которых она полетела к людям. В исполнении «Ели» «Червона рута» стала песней года в СССР на Всесоюзном конкурсе «Песня-71» . На заключительном концерте вместе с Василием Зинкевичем и Назария Яремчука свою песню пел и Владимир Ивасюк.
Позднее песню исполнила София Ротару.
Червона рута Нравится Показать список оценившихКогда начали работать над песней для Софии Михайловны, мы с поэтом Виталием Куровским для нее были лишь «пробными» авторами. На нас никто особой ставки не делал. Она попросила «что-то украинское». Мол, хочется чего-нибудь нового, так как «Червона рута» — уже классика.
«Калину» хотела «заангажировать» одна из партий. Просили, чтобы она стала их гимном, даже предлагали хорошие деньги. Но права на эту песню у Софии Михайловны.
Нравится Показать список оценивших"У ДОЛІ СВОЯ ВЕСНА" ("У судьбы своя весна")
«У судьбы своя весна» впервые исполнили «Песняры». Но ансамбль упростил песню, что очень не понравилось Ивасюку. Он с нетерпением ждал, когда ее споет София Ротару . Певица привезла песню в 1977 году на международный фестиваль в Сопоте. Володя остался очень доволен ее выступлением. Юрий Рыбчинский , автор слов песни, вспоминает:
"Так сначала он был почти шокирован, когда услышал в Киеве в исполнении« Песняров »нашу с ним« У судьбы своя весна ». Шокированный, но не «убит». Дело в том, что по его замыслу эта песня была современным романсом - с медленной первой частью и кантиленного серединой, а «Песняры» создали более шлягерный вариант, основой аранжировки которого был острый ритм и быстрый темп. Сама по себе песня понравилась в таком виде аудитории, но этот «танцевальный» успех убивал в песне очень важное: глубину музыки и слов, драматургию чувств.
- Я боюсь, что после них все так начнут петь, - сказал Володя.
София Ротару спела «У судьбы . » в Сопоте.
У долi своя весна Нравится Показать список оценившихИстория создания песни "Красная стрела".
Рассказывает Алексей Мажуков:
Красная стрела 1996 Нравится Показать список оценившихИстория создания песни "Лаванда".
Михаил Шабров о истории создания песни "Лаванда", а также о знакомстве и сотрудничестве с Софией Ротару:
Как вы познакомились с Софией Ротару , которая уже тогда была одной из самых ярких звезд?
Читайте также: