Духовный стих о лазаре
Обновлено: 04.11.2024
Духовные стихи во Владимирской губернии
Духовные стихи возникли на Руси со времени появления здесь христианской религии из стремления разъяснить себе новые и неясные вопросы, предложенные народу религией, которая не могла сразу найти себе полное и верное объяснение в грубых умах еще язычествующего по убеждениям народа, представляя разрушение его старых идеалов. Народ, чтобы найти себе выход, обратился к книгам и, не найдя в них многого для себя интересного, пустил в дело свою фантазию и у него первоначально появляются апокрифические сказания, которые послужили потом основой для духовных стихов. Однако, помимо апокрифических сказаний, во многих духовных стихах мы можем найти переложение житий различных святых и различных библейских сказаний.
Духовные стихи не есть явление исключительно русской жизни, мы их встречаем и у других народов, напр., — немцев, французов, болгар и сербов. У немцев развитие духовных стихов пошло от так — называемых «кирелейсов» (греч. Кирие елейсон — Господи помилуй), почему впоследствии духовный стих в Германии стал носить название «лейсе» (сокращено из кире-лейсе). У французов духовные стихи, или как там они называются — «духовныя кантаты» (Cantiques Spirituels), распространяли женглеры, переходившие с места на место и распевавшие их вместе с рыцарскими песнями. Моравы издавна имеют духовный стих о Доротее; встречаем духовные стихи у болгар и сербов. По сюжетам русские духовные стихи сходны с духовными стихами указанных народов, но обработкой сюжетов они резко отличаются от последних. Во всех наших духовных стихах представляется смешение чисто народного элемента с книжным: с одной стороны они повторяют языческие предания, вносят в себя мировоззрение до-христианского народа, с другой — служат отражением книжной и преимущественно апокрифической литературы. Основой наших стихов были книжные, апокрифические сказания, но обработка этих оказаний шла чисто народным безыскусственным путем, что сближает наши духовные стихи с народными русскими произведениями до-христианской эпохи: в них мы видим те же предметы, те же воззрения и представления, какие нам хорошо знакомы из русских былин, а этого всего мы не найдем в духовных стихах запада, где духовные стихи рано подверглись книжной переработке.
Является вопрос: почему прозаический христианский эпос отлился у народа в стихотворную форму? Понять не трудно, — в той среде, где мало письменности, память народа обыкновенно выискивает формы, наиболее податливые на запоминания. Таковыми, конечно, является размерная речь и поэтические образы. Размер стихотворный, образы и богатства поэтических приемов у народа уже было выработано веками и вот, пользуясь имеющимся, народ дает духовные стихи, содержание для которых берет из христианской письменности, не забывая в то же время попутно сюда внести мировоззрения до-христианской эпохи. В результате чего получился у нас на Руси тот эпос, носителями которого в древности были «калики перехожие», бродившие из конца в конец по широкой Руси, а теперь слепцы и калеки - неизменные посетители всякой ярмарки и папертей городских и сельских храмов.
Мне удалось записать несколько духовных стихов, которые теперь распеваются нашими слепцами и калеками, но стихи эти позднего происхождения, — в них почти не видно языческого элемента, их характер церковный, христианский, однако по ним можно учесть нравственную состоятельность христианского русского народа, можно учесть и то, как церковная письменность отразилась в безыскусном народном творчестве, а это дает право на внимание к ним со стороны науки.
Песня слепых
И младенцев малыих,
Запиши их, Господи,
Во книги во церковныя
У престола славушки
Во царствии во небесном,
Во рай во пресветлом!
Сотвори им, Господи,
Вечну память!
Про Христа Милостива
Жиды — пилаты Христа распинали,
В ручки, в ножки гвоздики вбивали,
На буйную головку тернов венец надевали.
Уж как услышала Матушка Марея, —
Горючми слезьми обливалася,
Его святой одеженькой обтиралася,
Молилася Богу предвечному.
Свои горя Ему выкладала,
Милости великой Его вопрошала:
Того-ли воскресения тридневного.
Уж как воскрес наш Царь-Христос, —
Природушка взликовалася,
Жиды — пилаты в страхе разбежалися,
Мертвы тела воскресалися.
Уж как увидела Матушка Марея Богородица
Свово Спаса Сына тридневного
Телом, плотью воскресённого,
Отцем Богом прославленного,
Сыном единородиным нареченного, —
Взликовала Она, Матушка, со архандельми,
Со всеми со апостольми,
Со всеми со святыми со девами.
Возносили они песнию Христу воскресенному.
Уж как пошел наш Иисус Христос,
Пошел на небеса в вознесение,
А за Ним-то пошли все апостолы,
А пошла за Ним и вся нища братия
На гору высоку превознесенную.
«И куды-ж Ты от нас, Христос Бог, уходишь?
На кого-ж Ты нас оставляешь?».
Взголосили святые, праведны апостолы, —
Заплакала вся нища наша братия,
«Уж и кто-же нас учить будет,
Учить будет словам Божиим?
Уж и кто-же нас приютит в ночи,
Пропоит, прокормит во дни светлые?»
— «Вы не плачте-ка, святые апостолы,
Я возьму вас во царствие небесное!
Вы не плачте-ка, вся нища братия, —
Я создам-то вам гору золотую,
И создам-то Я вам реку медовую».
Отвечала Ему вся нища братия:
«Ну, и где же нам владеть горою золотою,
Ну, и где же нам владеть рекою медовою:
Уж как отымут-то у нас — нищей братии
Богатые люди, люди знатныи;
Они отымут гору золотую и реку медовую.
Ты сподоби нас честным Твоим именем,
Хлебцем черныим, куском вечныим!»
Благословил тут Христос нищу братию.
— «Вы идите, просите, вся нища братия,
Моим именем Иисус Христовыем
Святую милостыню подаянную;
Во век веков будет она вам помощница,-
Мое имя свято будет вам кормилищем!»
(Записано за слепцами г. Киржача: Емельяном Казаковым, Марией Сивцовой).
Про Марию Египетскую
Нашел старец молящую,
Молящую, трудящую,
На камени стоящую.
Власы у нея до сырой земли,
Тело у нея — дубова кора,
Лицо у нея, аки котлино дно.
И тут старец убоялся ея.
«А и кто если, жена страшная.
Или скотия ты, или лютый зверь,
Или мнение мне, иль престрашная смерть?»
Она же ему возглаголовала:
— «Иди, старец, не убойся меня, —
Я не скотия и не лютый зверь,
Я не мнение тебе, ни престрашная смерть,
Я богатаго купца Киприанова дочь,
Я тридцать лет во пустыне живу,
Я тридцать лет на камени стою —
Замоляю грехи великии,
Замоляю грехи великоблудные».
А и тут жена просветилася,
Видом ангельским старцу открылася
И велела она вспоминать ее,
Величати Марией Египетской.
И дала она письмена ему,
Что писала она на камени:
Житие свое ноготочками.
И пошел старец в великий град,
И принес старец житие ея,
И взошел старец в церковь Божию,
И велел старец вспоминать жену, —
То святую Марию Египетску, —
Во пятой четверг велика поста.
(Записано в селе Бабаеве, Владимир. уезда.).
Два брата родные — оба Лазаря.
Одна их матушка породила
В одной купели окрестила.
Один их батюшка воспоил,
Один родной отец воскормил.
Не одним только великий Бог
Их на свете счастьем наделил:
Старшему-то Лазарю богатства — тьму,
Младшему-то, Лазарю убожество, рай.
Пришел к богачу беднейший брат,
Пришел к нечестивцу Лазарь — свят,
Взмолился убогий к Лазарю богачу:
«Братец, мой братец, богатый ты, Лазарь,
Много палат у тебя и много богачеств,
Напой, накорми ты меня и от ночи сокрой,
Бог милосердый за это подаст венец золотой!»
— «Что ты за братец, что за родимый!»
Гордо взглянул, прикрикнул богатый, — спесивый, —
«Моя-то братия, мои то родные
Князья, да бояре, да дьяки умные, —
Мои-то сроднички, мои-то близкие
Купцы заморские, купцы торговые, —
Твоя-же братия, твои-то сродники
Псы все смердячие, псины подстольныя:
Под столом лазают, крохи собирают,
Твои болячки на ногах содирают,
Гной же вонючий языком подтирают».
Горько заплакал тут Лазарь убогий,
Крестом окрестился, пошел в путь далекий.
Пришел он на гору, на гору святую, —
В Ерусалимскую весь, Сион — гору крутую.
Тут он взмолился и сердцем открылся
Спасу-Христу, Судие-Царю, Иисусу-Пречистому.
«Господи, Господи, Спас многомилостив,
Услыши ты, Господи, Лазаря грешного,
Пошли ты мне, Господи, из ада кромешного
Двух-то тех ангелов грозных и сильных,
Огнем палящих людей нечестивых,
Пошли ты их, Господи, к Лазарю грешному
За душой черной, душой многогрешною!»
И услышал Господь голос Лазаря,
И увидел, Судья, душу бедного,
И послал Он к нему двух архангелов:
Духов светлыих, духов праведных.
И приняли они душу Лазаря,
И приняли они душу бедного.
В пелены Царицы Богородицы,
На свои крылы угодничьи,
Понесли они душу Лазаря
На чертоги небес, — во пресветлый рай.
Ко Давиду — царю на коленочки.
И послал тут Господь за другою душей, —
За душей богача, — брата Лазаря.
Но послал тут Господь Двух исподних духов,
Двух исподних духов —
Грозных ангелов,
Сатанинских духов, сильных нечистей.
Ухватили они душу Лазаря Душу
Лазаря нечестиваго, горделиваго
В когти страшные, в когти медные
И внесли ее в ад, — в пекло смердное.
А зачем ты, душа, а зачем богача
Ты в гордыне жила, никого не блюла,
Зачем нищих братьев ненавидела,
Зачем в пище, питье ты отказывала,
Зачем в темную ночь не укрывывала?
(Записано за слепцами: Егорушкой и Гаврюшей в г. Иваново-Вознесенске).
Духовный стих о Лазаре
Жили — были два братл родных, оба Лазаря.
Одна их матушка спородила,
Разными талантами наделила:
Большаго-то наделила богатством тьма,
А меньшаго-то брата убожеством рай.
Большой брат стал пир собирать, гостей созывать:
Князей, бояр и почетных людей;
А меньшой братец пришел под окно:
«Уж ты, братец! напой меня,
Накорми душу алчную!
Обуй, одень тело грешное!»
— «Что ты мне за братец!?
В роду не бывал, на след не попал!
Мои братья: князья, бояре — князья,
Бояре да почетные люди,
А твои-то ли братья — подстольные псы,
А по подстолью-то они бегают, крошечки берут,
Крошечки берут, гнойныя раны зализывют».
Убогий Лазарь сам заплакал
Да пошел во чисто поле.
Уж взмолится, взмолится убогий Лазарь:
«Уж Ты ли, Господи, Господи Спас Милостивый!
Сошли ко мне, Господи, грозных ангелов, немилостивых,
Вынули бы мою душеньку нечестно, нехвально;
Повели бы мою душеньку в вельмы высоки,
Бросили бы мою душеньку во тьму глубоку».
Сослал ему Господи тихих ангелов, тихих и смирных.
Вынули его душеньку и честно и хвально;
Повели его душеньку ко Иакову,
Ко Исаию, ко Аврааму в рай.
Уж взмолится богатый Лазарь:
«Уж Ты ли, Господи, Спас Милостивый!
Сошли ко мне, Господи, тихих ангелов,
Тихих и смирных и милостивых;
Вынули бы мою душеньку и честно и хвально,
Повели бы мою душеньку в вельмы высоки,
Посадили бы мою душеньку ко Иакову,
Ко Исаию, ко Аврааму в рай.
Послал ему Господи грозных ангелов, немилостивых,
Вынули его душеньку нечестно, нехвально,
Повели его душеньку в вельмы высоки,
Кинули его душеньку во тьму глубоку.
(Суздальский уезд, село Шумилово, Василий Филиппов).
О Миколе Угоднике
Эх, кормитель, поитель нищей братии.
Эх, сойди с небесныих высот
На сыру нашу землю грешную!
Ты снеси ка нам подаяние
Чрез добра — раба хрестиянина!
Ты укрой-ка нас, — нишу братию,
Во хороминах приютителей!
А хрестьянинам — приютителям,
Подаятелям, покормителям
Упроси у Сына Божия
Ты чертогов в раю светлоем, —
Где архангелы ликовствуются,
Где апостолы проповедь ведут,
Где дерева вся кипарисова,
Где трава — муравушка зеленая
Цветом алыим блауханныим
Преукрашена словом Божиим.
И в живленьи на сырой земле
Пошли помощи во работушке.
Закрома наполнь всяким хлебушком,
Сбереги ты их во несчастиях,
А прославь ты их светом, радостью!
А мы молимся тебе, Микола Христов,
Земно кланямся с хрестем Божиим,
Поем славу тебе — песню царскую.
Прослыхал тут Микола Христов
Песню царскую нищей братии
А сошел то он к ним на сыру землю
Со небесных высот, рая светлаго
А послал то он нищей братии
Милосердаго приютителя, —
Хрестианина - покормителя.
А подал ему угодителю —
Нищей братии покормителю:
Подал дочушкам мужьев добрыих,
Наделил его доброй славушкой,
Казной царскою, Божьей благостью.
(Записано за Ганей безруким, г. Киржач).
Стих о грешной душе
Два ангела, два архангела,
Где вы были? Куда летали?
Мы были на святой Руси,
На конечном на разстаньице,
Где душа с грешным телом разставалася,
Разставалася не прощалася.
Воротилася, поклонилася,
Слова молвила:
Ты прости, прости, тело грешное,
Тело грешное, с земли взятое!
Уж тебе ли телу не на суд идти,
Не на суд идти к Судие — Царю,
К Судие — Царю, Христу Божию,
А идти тебе, телу грешному,
Телу грешному, праху смертному
Во сыру землю, землю — матушку,
А я, душа, на ответ пойду
К Самому Судье — Христу Божию.
Уж как мне к Нему подойти будет?
Уж как мне Ему поклонитися,
Поклонитися, предъявитися?
Чем я, грешная, оправдаюся?
Окаянная, чем порадуюсь:
Как на свете жила
Один грех приняла?
Из-за тела земного пропадаю я,
Из-за немощи погибаю я.
Не крепка я была в добродетелях,
А низка я была в прегрешениях:
Поддавалась я телу земному,
Телу земному, праху тленному!
(Доставлено воспит. Беляковым из гор. Иваново-Вознесенска).
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу — Христу:
Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Зачем таковую вешу я удумал, -
Плода сесть от древа преслушанья,
Понесть от Тебя, Христос, велико наказанье?
Ой, раю мой, раю, с рекою медвяной,
Цветом прекрасным, — красой неувядной!
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу — Христу:
Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Зачем таковую вещу я удумал, —
Плода сесть от древа преслушанья,
Понесть от Тебя, Христос, велико наказанье?
Тебя, Спаса, лишиться,
С прахом — землей сравниться,
Душой потемниться,
Плотью своей оскверниться?
Ой, раю мой, раю с рекою медвяной,
Цветом прекрасным, — красой неувядной!
Плакал Алам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу — Христу:
Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Зачем таковую вешу я удумал:
Плодом райским не насладиться,
Рая пресветлаго на век лишиться,
В листья — одежу телом укрыться,
Стыдом охватиться, слезами омыться?
Ой, раю мой, раю с рекою медвяной,
Цветом прекрасным, — красой неувядной!
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу — Христу:
Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Зачем таковую вещу я удумал?
Не светел, не красен день мне земной,
Но грозен, прегрозен день судовой.
Я горюшко людям на свет породил,
Смерть люту, да зло я меж ими вскормил!
Ой, раю мой, раю с рекою медвяной,
Цветом прекрасным, — красой неувядной!
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу — Христу:
Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Ой, горюшко, горе! Ой, раю мой, рай
С цветом прекрасным, — красой неувядной!
Помилуй мя, Боже, помилуй, молю,
Помилуй, Христос мой, Спаситель, Царю!
(Записано за Алексеем Замышаевским, Лукьянц. волости, Покров, уезда, Владим. губ).
Песнь раскольников
Мимо царства прохожу,
Слезно плачу, говорю:
О, горе мне привеликое!
Ты куда, душа, спешишь?
В наше царство не влетишь.
О, горе мне привеликое!
Наше царство для святых,
Здесь не примут проклятых.
О, горе мне привеликое!
Я иду, иду, иду,
День рождения кляну.
О, горе мне привеликое!
Слезно плачу, говорю,
Утешаю сатану.
О, горе мне привеликое!
Утешаю сатану,
День рождения кляну.
О, горе мне привеликое!
(Записано в д. Рыково, Судогод. уез.).
Стих про Царицу Небесную
Сходила Царица Небесная со кругов небесныих,
Становилась Царица Небесная у ворот сиротскиих,
Говорила Царица Небесная с сиротами, со вдовицами,
С благочестивыми девицами, со юницами:
«Ни куда вы не ходите, — ни в пир и ни в беседушку,
Ни в мирскую суету, на гуторенье.
Сошлю Я вам ризы белыя со ангельми,
Если мало вам того, — сошлю венцы златые
С херувимами, серафимами, со властию,
Если мало вам того, Я сойду к вам Сама,
Буду с вами лик ликовать, во век царствовать».
(Доставлено воспитан. Василием Филипповым из села Шумилова, Суздальск. уез ).
Стих о иноке — черноризце
Идет старец из пустыни,
Инок — черноризец из вертепа,
А на встречу то Сам Бог идет.
«Что ты, инок, горько плачешь,
Черноризец, что рыдаешь»?
— «Господи, Господи, как мне не плакать,
Черноризцу — иноку как не рыдати:
Потерял я книгу святую, золотую,
Опустил от рая ключи в море»!
«Возглаголал ему тут Сам Господь:
«Иди, инок — черноризец, возвратися,
В свою тесную келью затворися;
Там усердно Богу помолися,
Молись Богу со слезами,
Со великими трудами, —
Найдешь книгу святую, золотую.
Возмути слезами глубокое море
Там найдешь ключи от рая».
(Достав. воспит. Василием Филипповым).
Свящ. Алексей Никол. Соболев
Г. Киржач. Учительская семинария. 1913.
Читайте также: