Довлатов о петербурге стихи
Обновлено: 25.12.2024
Сергей Довалатов говорил про себя: «Родился в эвакуации и умру в эммиграции». Это правда, Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, но его литературной родиной можно считать Ленинград, город, где он впервые осознал себя, как писателя. Для него этот город представляется не сугубо исторической ценностью с его дворцами, музеями и улицами, а просто Родиной.
В повести «Наши», где он рассказывает о своей семье, линия Ленинграда прослеживается достаточно четко, он представляется еще одним действующим лицом, частью странной семьи писателя.
В произведении «Филиал» он вспоминает, как приехал в Ленинград во время его службы в армии, после ухода из института, и ощутил, что находится дома только после того, как посидел под облетевшими листьями парка, останавливался возле кособоких ларьков и старых домов в пустых, холодных дворах-колодцах, после того, как ездил в громыхающих, наполненных солнцем, трамваях. В этом и был, и есть Довлатовский Ленинград. Его город живет в людях, в воспоминаниях, в мелочах, в трещинах на штукатурке фасада Дворца искусств, а не в привычных любому туристу пейзажах, так похожих на печатные, а от-того совершенно не живые открытки с видами.
Его Ленинградцы остаются с ним и в переезде в Таллин, и в эммиграции.
Творчество Довлатова не изобилует красочными метафорами, его произведения - это диалоги, это выпуклые образы людей. Когда ты узнаешь, что тот или иной человек из его рассказов - это просто персонаж, а не реальное лицо, то сначала не веришь, потому что жизнь эих людей не заканчивается текстом. Они живут и дальше в своих перегороженных картонками коммунальных квартирах и новостройках Ленинграда. Но все равно, как и в любом творчестве, у Сергея Довлатова есть краски слов, с помощью которых он передает мир, с помощью которых мы можем явственно различить краски ленинградского неба, сравниваемого с ледоходом на реке по весне, и желтеющие огни во мглистой дымке полустанков.
Автор не говорит о своей любви к городу прямо, кричащими словами, а передает это текстом, в котором сквозит Ленинград. Герои его рассказов - вечные ленинградцы, даже те, кто не родился там. Два солдата из рассказа «Солдаты на Невском», один из которых - пермяк, а воторой - простой деревенский парень, - самые гармоничные здесь, среди вычурных мостов, персонажи. В них прослеживается сам Довлатов, его отношение к городу, потому что эти люди, раньше не бывавшие в культурной столице России, находят её в людях, а не в достопримечательностях. Это можно списать на их невежественность, тем более из всех ленинградцев их, конечно же, привлекают больше всего девушки, но прочитав другие книги автора, начинаешь отчетливо понимать, что это он говорит ефрейтором Рябовым, в котором Эрмитаж не вызывает привычного восхищения жителя провинции столичными красотами.
Для Довлатова Ленинград - это город юности, город его друзей, таких же непечатавшихся писателей, как и он сам. Это город первой любви - Таси, странной, взбаломошной женщины, которая позже, через тридцать лет появляется в его жизни, принося с собой воспоминания о студенчестве в городе на Неве.
Он, город, остается в сердце писателя и по переезду заграницу, в яркий и сумашедший Нью-Йорк, который должен был, по сути затмить собой низкое, дождливое Ленинградское небо, но становится всего лишь частью жизни после него.
Довлатов пишет автобиографически, но не без доли иронии к своим персонажам, да и к самому себе. Без иронии и смеха над собой трудно было бы жить тому писателю, чьи рукописи идут в «стол», то есть не печатаются по идеологическим причинам. Но Ленинград для него - это свято. В образе города нет ни капли иронии и совершенно не видно ни отношение власти, ни каких-лио отрицательных чувств, только дружеская привязанность к этому месту, называемому им домом.
«Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я прийду умирать»
В этих словах передается все отношение и Довлатова к Ленинграду.
Ленинград его явственно отличается от игрушечного, витиеватого и совершенно западного города СССР - Таллина и, уж тем более от Нью-Йорка, нового, странного и пугающего. Ленинград Довлатова, хоть и был колыбелью русской революции, остается европейским городом, таким, каким его задумывал Петр первый, и в то же время Ленинград - это друзья, это ночные поездки на студенческие балы. Ленинград - это то, что называется Малой Родиной, это то, что будет вызывать ностальгию в других местах. Ленинград - холодный город вечных дождей, каналов, очередей. Но город совсем не кажется холодным из-за отношения к нему.
Довлатов пишет: « Без труда и усилий далась Ленинграду осанка столицы…» «Благородство здесь так же обычно, как нездоровый цвет лица, долги и самоирония.» Ленинград у него предстает культурным человеком с большими амбициями, но несколько ущемленным в правах.
Я, читая произведения, явственно представляю себе теплые, шуршащие под ногами листья парков, запахи, плывущие из общественных столовых, охристую штукатурку зданий на Невском. Я сама люблю Санкт Петербург всем сердцем и поэтому разделяю видение писателем этого места.
Но самое главное, Ленинград - это горорд довлатовских людей.
Меня творчество Довлатова натолкнуло на написание таких стихов, но не о Ленинграде, а о Санкт-Петербурге:
Осень дождями смотрит в твое окно,
Серое небо виснет слегка дрожа.
Питер под зонтиком мокнет у входа в метро,
Катятся капли. На лезвии финки /ножа/
Стынет твой город. Солнечный отблеск исчез,
Осенью редкость. Я исчезаю /в/
Питер поет мне песни, и в песнях бес
Кружит мне голову.
Полночь.
В моей голове
Крутятся кадры фильмов/семьи/тебя.
Утро восходит, и в свете безумных глаз
ты пробегаешь по тонкому краешку дня.
Читайте также: