Дайте другое название понятию пятистрочный стих

Обновлено: 22.11.2024

Сегодня речь пойдет об одной из самых любимых мною строф – пятистишие или пятистрочник. Чем она хороша? Данная строфа не так уж часто встречается, но при этом прозрачна и индивидуальна.

Прозрачна – ибо ее структура легко видна, как глазу, так и уху (чего нельзя сказать о строфах с большим числом строк!) и, в то же время, прекрасно позволяет автору применить собственную фантазию. Умелым чередованием в ней женских и мужских рифм эта строфа способна передать самые разные мелодии стихотворения, работающие на передачу настроения и на раскрытие темы. Например, постановка женской рифмы или нескольких подряд женских рифм в конец строфы поможет вам передать настроение задумчивости, размышления, незавершенности (эффект «многоточия»), а завершение строфы мужскими рифмами – ощущение концовки, лозунга, вывода, уверенности в сказанном (эффект «точки» или «замка»).

Разных схем рифмовки у пятистрочной строфы – великое множество. Пятистишия прекрасно позволяют нам проявить изобретательность. Конечно, у пятистиший есть и фиксированные формы. Например, лимерик.

ЛИМЕРИК — это ироническое пятистишие со схемой рифм aabba (желательно, с трёхстопным анапестом в 1,2 и 5 строках и двустопным — в 3 и 4). Пришли к нам лимерики из Англии, в частности, их изобрёл знаменитый английский поэт и художник Эдвард Лир.

Не секрет, что в далёком Катаре
Каждый пятый катарец — татарин!
Есть и больший курьёз.
Знайте все: эскимос —
Каждый третий на Мадагаскаре.
(А. Карпов)

Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: «Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!»
(А. Карпов)

Лимерик – это нечто вроде твердой формы стихотворения. Формы пятистиший можно искать и самостоятельно, например: aabba, ababa, abbba, abbaa и т. д. (я здесь указываю схему строфы, а не вариант схемы строфы, т.е. не выделяю мужские, женские и дактилические рифмы…

Рассмотрим на примерах несколько пятистрочников, где раскрыт ВАРИАНТ СХЕМЫ СТРОФЫ - обозначен тип рифмы – мужская (малая буква) или женская (большая буква).

1. аББаа - на две рифмы, концовка – две мужских. Каждая строфа звучит как призыв, завершение мысли.

О, Господи, дай описать
Тех ледников святую свежесть,
К тебе мою шальную нежность
И мудрую Архыза стать
О, Господи, дай описать!

(Николай Ананьченко- автор СТИХИ.РУ)

2. АББАА – та же самая рифмовка как в №1 , но все рифмы женские. Ощущение незавершенности, раздумья «многоточия»

Как страшно. Все меняется мгновенно, -
еще вчера держава процветала,
на собственность соседей притязала,
ее своей считала дерзновенно
и мощью прикрывалась капитала…

(Алкора - автор СТИХИ.РУ)

3. АббАб - на две рифмы с концовкой на мужскую

…А в полночь таял потолок. И космос только
Разбил на звёзды молотком кусок стекла.
На чёрный бархат нашивает нежно мгла
Кусочки облака. И жёлтой спелой долькой
Луна, как лампа - мотылька, меня влекла.

(Виталий Мессир-автор СТИХИ.РУ)

3-а. AbAAb -на две рифмы с концовкой на мужскую

Сквозь тучи пробивает лучик света,
Даря земле последнее тепло.
За птицами на юг умчалось лето.
И осень, в платье золотого цвета,
Мне шлёт привет, дождём смочив стекло.

Ну здравствуй, Осень- огненная дева,
Начав с дождём безумный танец свой.
Как стриптизёрша - страсти королева,
Наряд срывая, оголяя тело,
Останешься в конце почти нагой.

В тумана неглиже полупрозрачном,
Ты подойдешь и, сделав жест рукой.
Движеньем лёгким женственно-изящным,
И взглядом вопросительно-манящим,
Подать мне знак, что я избранник твой.

(Владимир Курков, автор СТИХИ.РУ)

4. аБааБ, на две рифмы, с концовкой на женскую

- Ах, негодяй какой! Ату его, ату!
- Кричала роза в центре клумбы в парке,
- Истеребил все лепестки, листву…
Ах, я уже, наверно, не живу!"
А ливень лишь хлестал и выдал всё до капли.

(Надежда Николаевна- автор СТИХИ.РУ)

5. АБААБ – на две рифмы с той же рифмовкой как в №4, но - все женские рифмы

А время всё и в самом деле лечит:
уходит боль, не теребят обиды,
не ждешь уже ни радости, ни встречи,
в душе - пустыня, что ничуть не легче,
всегда спокойна, - правда, только с виду.

(Алкора - автор СТИХИ.РУ)

6. АбАбА - еще одна схема рифмовки, две рифмы с концовкой на женскую

Целую в церкви крест, а рядом прихожане,
Под образами свечи, женщины в платках,
Сегодня ладан пахнет приторно и пряно,
И дух святой не здесь, он где-то в небесах,
А мысли мечутся не те, все это очень странно.

(Ирина Ханум- автор СТИХИ.РУ)

7. аБсБс
Разностопный анапест с анакрусой - на три рифмы

Вы меня спросите- где же стихи?
Где ж затерялись те кроткие строфы?
И почему так немного рожает поэт?
Грехи, пороги Голгофы,
Понурый сонет…

Все, что творилось и в мир рождено,
Все, что до боли и в муках рождалось,
Выскочит пулей на свет, и лишь мертвая плоть…
Заражено, вызвало жалость,
Для топки колоть…

(Александр Рэдфорт- автор СТИХИ.РУ)

Есть еще один тип пятистрочников, о которых нам стоит поговорить, это - пятистрочники с межстрофной рифмой.

8. ААББЕ ЕЕССд ддММН НН….

Найди меня в толпе, не предавая,
когда от боли я, едва живая,
стараюсь отыскать в золе холодной
тепло, в котором спрятаться удобно,
как в скорлупе, сбежав от объяснений…

Не предавай: в шумливой своре мнений
всегда найдется повод для сомнений,
и лист осенний про финал напомнит,
и острословье душу не заполнит,
когда плотину чувств разрушит враг…

Не предавай, когда увидишь, как
мои стихи меняют на пятак
и, маркером черкнув в моем досье,
с разводами от слез и монпансье,
любовь признают преступленьем высшим…
……………………
(Алкора – автор СТИХИ.РУ)

Как видите, схема строф здесь строится так: к парной рифмовке катрена добавлена строка, которая рифмуется только с началом следующей строфы, а в данной играет роль холостой рифмы (не имеет рифмы внутри строфы). При этом, холостая рифма из строфы к строфе меняет тип (становясь то мужской, то опять женской), заставляя этим самым менять тип рифм начала следующей строфы. Мелодия стихотворения словно бы покачивается, изменяется волнообразно по ритму, что позволяет избавиться от монотонности звучания.

Еще один интересный пример мнимого пятистрочника с межстрофной рифмой:

9. ааббС ддееС – на три рифмы, с концовкой на женскую

Они метались по Москве,
давая поводы молве,
не в силах друг без друга жить,
пытались даже разлюбить,
расстаться,

И все же возвращались вновь,
дрались, да так, что сердце - в кровь,
и рвали души на клочки,
и ненавидели почти,
паяцы!

(Татьяна Черкасина- автор СТИХИ.РУ)

Здесь, как и в предыдущем примере, две строфы объединены общей рифмой – межстрофной: последняя строка в каждой строфе – строка с холостой рифмой, но она срифмована с одноименной строкой следующей строфы. Можно рассматривать эту сдвоенную строфу и как десятистрочник.

В следующий раз мы с вами продолжим наш разговор о строфах с числом строк 7 и 8 и постараемся выяснить некоторые принципы составления алгоритма рифмовки строф.

Читайте также: