Борис корнилов биография стихи
Обновлено: 05.11.2024
На фотографии,вверху,Борис Корнилов,со своей женой Ольгой Берггольц.
В Советском энциклопедическом словаре за 1985 год – есть предельно лаконичные
данные, о талантливом самобытном поэте, с трагической судьбой:«Корнилов Борис Петрович (1907-1938) год, стихи, поэмы («Триполье», 1933), песни («Песня о встречном», музыка Д. Д. Шостаковича) проникнуты романтикой борьбы за новый мир.
В 1932 году на экраны вышел фильм «Встречный», для которого Борис Корнилов и композитор Дмитрий Шостакович написали знаменитую «Песню о встречном», гимн оптимизму, где «радость поёт, не скончая» и даже октябрята «картавые песни поют» .
«Песня о встречном»
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?
Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня.
И радость поёт, не скончая,
И песня навстречу идёт,
И люди смеются, встречая,
И встречное солнце встаёт -
Горячее и бравое,
Бодрит меня.
Страна встаёт со славою
На встречу дня.
Бригада нас встретит работой,
И ты улыбнёшься друзьям,
С которыми труд, и забота,
И встречный, и жизнь - пополам.
За Нарвскою заставою,
В громах, в огнях,
Страна встаёт со славою
На встречу дня.
И с ней до победного края
Ты, молодость наша, пройдёшь,
Покуда не выйдет вторая
Навстречу тебе молодёжь.
И в жизнь вбежит оравою,
Отцов сменя.
Страна встаёт со славою
На встречу дня.
… И радость никак не запрятать,
Когда барабанщики бьют:
За нами идут октябрята,
Картавые песни поют.
Отважные, картавые,
Идут, звеня.
Страна встаёт со славою
На встречу дня!
Такою прекрасною речью
О правде своей заяви.
Мы жизни выходим навстречу,
Навстречу труду и любви!
Любить грешно ль, кудрявая,
Когда, звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня.
1932
С «Песни о встречном» начинается ярчайшая страница в истории советской массовой песни. При С. М. Кирове утренний эфир Ленинградского радио начинался не с «Интернационала», а с песни на слова Бориса Корнилова «Не спи, вставай, кудрявая!».
Когда в 1938 году поэт безвозвратно сгинул в застенках НКВД, страна продолжала бодро распивать про кудрявую, которая почему-то «не рада весёлому пенью гудка».
И с 1938 года «Песня о встречном»«ставшая своеобразной эмблемой эпохи, исполнялось без упоминания автор слов, как народная.
Книги Бориса Корнилова не печатаются, вышедшие ранее изымаются из библиотек. В 1945 году на международной конференции организации Объединённых Наций «Песня о встречном» стала гимном ООН.В Швейцарии её исполняли на свадьбах…
Борис Петрович Корнилов родился 29 июля 1907 года в селе Покровское Нижегородской губернии (ныне Семёновского района Нижегородской области), в семье сельского учителя.
В 1922 году Борис Семенов и начинает писать стихи. Одновременно участвует в деятельности пионерской организации, а затем и комсомольской. Первые публикации отдельных стихов относятся в 1923 году.
В конце 1925 года Борис Корнилов уезжает в Ленинград, чтобы показать свои стихи Сергею Есенину,но уже не застаёт его в живых.
Десять стремительно коротких лет было отпущено Есенину для шумной и по-русски буйный славы, для создания всех его поэтических шедевров, до последних, покрытых мраком тайны дней, в роковом номере гостиницы «Англетер».
Судьба отмерила Корнилову от всеобщего литературного признание до расстрельного часа немногим более 12 лет.
Борис Корнилов сразу после переезда вошёл в группу «Смена» под руководством В. М. Саянова, где его признавали одним из самых талантливых молодых поэтов России.
И там вскоре признают его одним из самых талантливых молодых поэтов России.
В 1929 году Борис Корнилов, вместе с Ольгой Берггольц, также участницей «Смены» и поступили на Высшие государственные курсы искусствоведения Институт истории искусств.
Борис и Ольга вступили в брак, который оказался недолговечным,они прожили вместе два года. В 1928 году родилась дочь Ира,которая в 1936 году умерла.
В 1928 году у Бориса Корнилова выходит первая книга стихов «Молодость».
В 1933 году сборники: «Книга стихов» и «Стихи и поэмы», в неё входят семь поэм: «Соль», написанная в 1931 году. «Тезисы романа»– 1933году. «Агент уголовного розыска» –1933 году. «Начало земли» –1936 году. «Самсон» –1936 году. «Триполье» –1933 году. «Моя Африка» –1935 году и песни, стихи для детей «Как от мёда у медведя зубы начали болеть».
В 1932 году поэт пишет о ликвидации кулачества, и его обвиняют в «яростной кулацкой пропаганде».
Частично реабилитирует его в глазах советских идеологов поэма «Триполье»: она посвящена памяти комсомольцев,убитых во время кулацкого восстание атамана Зелёного в 1919году.
В 1934 году на Первом съезде писателей Николай Бухарин объявил Бориса Корнилова надеждой советской поэзии. («…избави Бог от такого внимания!
Близость власти – близость к гибели!» – прокомментирует это событие в своей статье наш современник Геннадий Красников).
Забегая вперёд, надо сказать, что Бориса Корнилова постигла такая же участь, как и идеолога большевиков, редактора газеты «Правда» с 1918 года, советского политического, государственного и партийного деятеля, члена Политбюро ЦК ВКП (б),академика Академии Наук СССР –Николая Бухарина,в том же 1938 году.
В середине 1930 годов в жизни Бориса Корнилова наступил явственный кризис, он злоупотреблял спиртным.
За антиобщественные поступки неоднократно подвергался критике в газетах.
Борис Корнилов часто пребывал в Москву для шумного удовольствие вместе с Павлом Васильевым и Ярославом Смеляковым.
«Стихи писали разно и отдельно, а гонорар несли в один кабак», – поведает позже «третий витязь» Смеляков.
В октябре 1936 года Бориса Корнилова исключили из Союза советских писателей.
19 марта 1937 года арестовывают в Ленинграде. 20 февраля 1938 годаВыездной сессией военной коллегии Верховного суда СССР Корнилов был приговорён к исключительной мере наказания.
В приговоре содержится следующая формулировка: «Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства».
Приговор приведён в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде. Через год, в Горьковской тюрьме оборвётся и жизнь отца поэта, сельского учителя Петра Тарасовича Корнилова.
Посмертно Борис Корнилов реабилитирован 5 января 1957 года, «за отсутствие состава преступления».
В городе Нижний Новгород есть улица Бориса Корнилова А в городе Семёнове его имя присвоено улице, и Дому детского творчества.Установлен в городе Семёнове и памятник Борису Корнилову, вырубил его из гранита московский скульптор Анатолий Бичуков.
Борис Корнилов опоздал познакомиться с Сергеем Есениным, поэтом, близким по духовному сходству поэзии, чего очень хотел,но,к несчастью опоздал.В день его приезда в Ленинград,страна хоронила Есенина ,погибшего трагической смертью.
Уникальность таланта Борисова Корнилова заключается в том, что, как поэт и мастер слова, он практически сформировался сразу.
Он был в буквальном смысле слова – самородком, воплощением той необъяснимой, самобытной природной силой, в которой,как часто бывает в нашей истории, находит своё выражение поэтическая душа народа.
Перед своим расстрелом поэт Борис Корнилов испытал самое настоящее творческое вдохновение.
У него не было возможности записать свои стихи на бумагу.
Последнее стихотворение - крик души,завещание - исповедь нам,потомкам.он надиктовал своему сокамернику и попросил его запомнить.
Чудом оно дошло до нас.Охранники,отпуская зэка на свободу и обыскав его,ничего не нашли.Да откуда же им было знать,что эти стихи он хранил в своём сердце?
До человеческого сердца добраться,чтобы обыскать его, они уже не могли.
Вот это стихотворение:
Продолжение жизни.
(Публикуется впервые)
Я однажды,ребята,замер.
Не от страха,поверьте.Нет.
Затолкнули в одну из камер,
Пошутили: - Мечтай, поэт !
В день допрошен и в ночь допрошен.
На висках леденеет пот.
Я не помню,где мною брошен
Легкомысленный анекдот.
Он звереет,прыщавый парень.
Должен я отвечать ему,
Почему печатал Бухарин
"Соловьиху" мою,почему?
Я ответил гадюке тихо:
-Что с тобою мне толковать?
Никогда по тебе "Соловьиха"
Не намерена тосковать.
Как прибился я к вам, чекистам?
Что позоришь бумаги лист?
Ох,как веет душком нечистым
От тебя,гражданин чекист!
Я плюю на твои наветы,
На помойную яму лжи.
Есть поэты,будут поэты,
Ты,паскуда,живи,дрожи!
Чуешь разницу между нами?
И бессмертное слово - медь
Над полями,над теремами
Будет песней моей греметь.
Кровь от пули последней брызни.
На поляну,берёзу, мхи.
Вот моё продолжение жизни -
Сочинённые мной стихи.
* * *
Незадолго до своей кончины,мать поэта открыла журналисту доверительно, небольшую тайну.
Где-то в конце тридцатых годов,поздно вечером,в дверях раздался стук.Услышав стук,она решила,что теперь пришли за ней.
-Кто там? -стараясь скрыть волнение,спросила она.
-Вы,Таисия Михайловна? -раздался в ответ сипловатый голос.
-Не бойтесь,я от вашего сына.Меня только что освободили-а что будет с Борей,сказать по правде,не могу.
Но он просил меня передать вам одну вещь.
Таисия Михайловна мгновенно сняла засов.
Перед нею стоял бородатый мужчина в старом замызганном ватнике.И без вещей.
-Не удивляйтесь,сказал он.
-То что Боря просил меня передать вам,у меня в голове.
Носить с собою опасно.
Это стихи.Я зазубрил наизусть,чтоб продиктовать вам.Спрячьте и никому не показывайте до лучших времён.
Борис уверен,что они всё-таки наступят.
И мать поэта записала карандашом стихи,которые через своего поверенного прислал из мест столь отдалённых сын.
Незнакомец дождаться утра категорически отказался.Он так же внезапно исчез,как и появился.А стихотворение осталось.
Из поэтического наследия Бориса Корнилова
.
В нашей волости.
По ночам в нашей волости тихо,
Незнакомы полям голоса,
И по синему насту волчиха
Убегает в седые леса.
По полям, по лесам, по болотам
Мы поедем к родному селу.
Пахнет холодом, сеном и потом
Мой овчинный дорожный тулуп.
Скоро лошади в мыле и пене,
Старый дом, донесут до тебя.
Наша мать приготовит пельмени
И немного поплачет любя.
Голова от зимы поседела,
Молодая моя голова.
Но спешит с озорных посиделок
И в сенцах колобродит братва.
Вот и радость опять на пороге -
У гармошки и трели, и звон;
Хорошо обжигает с дороги
Горьковатый первач-самогон.
Только мать поглядит огорчённо,
Перекрестит меня у дверей.
Я пойду посмотреть на девчонок
И с одною уйду поскорей.
Синева. И от края до края
По дорогам гуляет луна.
Эх ты, волость моя дорогая
И дорожная чашка вина.
1927г.
Без тоски, без грусти, без оглядки,
сокращая житие на треть,
я хотел бы на шестом десятке
от разрыва сердца умереть.
День бы синей изморозью капал,
небо бы тускнело вдалеке,
я бы, задыхаясь, падал на пол,
кровь ещё бежала бы в руке.
Песни похоронные противны.
Саван из легчайшей кисеи.
Медные бы положили гривны
на глаза, заплывшие мои.
И уснул я без галлюцинаций,
белый и холодный, как клинок.
От общественных организаций
поступает за венком венок.
Их положат вперемешку, вместе -
к телу собирается народ,
жалко – большинство венков из жести, –
дескать, ладно, прах не разберёт.
Я с таким бы предложеньем вылез
заживо, покуда не угас,
чтобы на живые разорились -
умирают в жизни только раз.
Ну, да ладно. И на том спасибо.
Это так, для пущей красоты.
Вы правы, пожалуй, больше, ибо
мёртвому и мёртвые цветы.
Грянет музыка. И в этом разе,
чтобы каждый скорбь воспринимал,
все склоняются. Однообразен
похоронный церемониал.
.
Впрочем, скучно говорить о смерти,
попрошу вас не склонять главу,
вы стихотворению не верьте, -
я ещё, товарищи, живу.
Лучше мы о том сейчас напишем,
как по полированным снегам
мы летим на лыжах, песней дышим
и работаем на страх врагам.
1933г.
* * *
Спичка отгорела и погасла -
Мы не прикурили от неё,
А луна – сияющее масло -
Уходила тихо в бытие.
И тогда, протягивая руку,
Думая о бедном, о своём,
Полюбил я горькую разлуку,
Без которой мы не проживём.
Будем помнить грохот на вокзале,
Беспокойный,
Тягостный вокзал,
Что сказали,
Что не досказали,
Потому что поезд побежал.
Все уедем в пропасть голубую,
Скажут будущие: молод был,
Девушку весёлую, любую,
Как реку весеннюю любил…
Унесёт она
И укачает,
И у ней ни ярости, ни зла,
А впадая в океан, не чает,
Что меня с собою унесла.
Вот и всё.
Когда вы уезжали,
Я подумал,
Только не сказал,
О реке подумал,
О вокзале,
О земле, похожей на вокзал.
1935г.
Ну, одену я одёжу -
новую, парадную.
Ну, приеду.
Что скажу?
Чем тебя порадую?
Золотыми ли часами?
Молодыми ли усами?
Встреча добрая такая -
по часам и по усам
ты узнаешь, дорогая, -
зарабатываю сам.
Помнишь, ты меня родила,
на руках меня носила
и счастливою была.
Ты всегда меня просила:
будь моя утеха-сила,
и Борисом назвала.
Помнишь,
ты меня кормила
и слезою хлеб солила,
и картошки напекла -
полагаю, не забыла,
сколько горя в жизни было,
как печальная была.
Ты, наверно,
постарела.
(Постареем, мама, все.)
Красота твоя сгорела
на июльской полосе.
Скоро я к тебе приеду -
рослый,
шляпа на боку,
прямо к жирному обеду,
к золотому молоку.
Я пройду красивым лугом,
как и раньше -
молодцом,
вместе с мамой,
вместе с другом,
вместе с ласковым отцом.
Я скажу,
а вы поверьте,
плача,
радуясь,
любя,
никогда
до самой смерти -
не забуду я тебя.
1935 г.
Читайте также: