Бодлер стихи с анализом

Обновлено: 22.11.2024

Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.

Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.

Прислал ли ад тебя, иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно:
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе – восторг, и все в тебе преступно!

С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
Ты носишь с гордостью преступные мечты
На животе своем, как звонкие брелоки.

Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
Летит к тебе – горит, тебя благословляя;
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп, сливается, сгнивая.

Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.

Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!

Анализ стихотворения Бодлера «Гимн Красоте»

Произведение Шарля Бодлера «Гимн Красоте» входит в раздел «Сплин и идеал» книги «Цветы зла», впервые опубликованного в 1857 году. Оно представляет собой размышление о том, что такое красота, кем создана и для чего существует.

По жанру это стихотворение действительно относится к гимнам. Однако называя его так, нужно понимать, что если что-то воспевает Шарль Бодлер, то звучать этот гимн будет непривычно. Это произведение не похоже на восторженные оды русских поэтов М. Державина, А. Пушкина и других, где используются самые высокие эпитеты и великолепные сравнения. Образы Бодлера же незаурядны и красивы по-своему.

Исследуя черты этого явления, поэт пользуется антитезой, подбирая подходящие, по его мнению, образы для его отражения. Автор не устает сравнивать свою музу попеременно с противоположными вещами: то с небесной лазурью, то с адским пламенем, то с закатом, то с восходом солнца.

Автор прибегает к сравнениям, описывая действие, которое производит Красота на людей:
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.

Урна здесь выступает двояким символом. С одной стороны, это просто чаша, испив из которой юноша становится поэтом. Чувствуется отсылка к скандинавскому мифу о меде поэзии. Но также урна может быть и погребальной. Тогда в этом символе скрывается намек на равнодушие музы, которая в своем безразличии к тому, кто ей внемлет, похожа на смерть.

Изображая беспощадность Красоты, Бодлер обращается к порой жутким сравнениям. Вот он описывает единение творца с музой как союз любовников. Но тотчас же любовное ложе превращается в смертный одр:
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп сливается, сгнивая.

Анализируя творчество Шарля Бодлера, можно выявить одну важную мысль, которая красной линией тянется сквозь многие его произведения. Красота является главной ценностью. Она превыше жизни и смерти, хотя в них и находятся ее корни. Используя шокирующие образы разложения вместе с одухотворенными картинами природы, автор провозглашает превосходство красоты, творчества, души над всем этим круговоротом материи. Задача же поэта, по Бодлеру, услышать и увековечить посланные Красотой «благовония и звуки и цвета».

Читайте также: