Блок стих демон анализ

Обновлено: 01.06.2024

Прижмись ко мне крепче и ближе,
Не жил я – блуждал средь чужих…
О, сон мой! Я новое вижу
В бреду поцелуев твоих!

В томленьи твоем исступленном
Тоска небывалой весны
Горит мне лучом отдаленным
И тянется песней зурны.

На дымно-лиловые горы
Принес я на луч и на звук
Усталые губы и взоры
И плети изломанных рук.

И в горном закатном пожаре,
В разливах синеющих крыл,
С тобою, с мечтой о Тамаре,
Я, горний, навеки без сил…

И снится – в далеком ауле,
У склона бессмертной горы,
Тоскливо к нам в небо плеснули
Ненужные складки чадры…

Там стелется в пляске и плачет,
Пыль вьется и стонет зурна…
Пусть скачет жених – не доскачет!
Чеченская пуля верна.

Дата создания: 19 апреля 1910 г.

Анализ стихотворения Блока «Демон»

Произведение, созданное весной 1910 г. как поэтический отклик на кончину Врубеля, обнаруживает культурные связи с полотнами выдающегося модерниста. Еще одним источником аллюзий, возникающих в блоковском тексте, послужила демониана Лермонтова.

Стихотворение построено в форме монолога персонажа, обращенного к возлюбленной. Темный дух призывает ее откликнуться на любовный зов.

Портрет героя определяется выразительными деталями: «усталые губы» и потухший взгляд сближают мистический образ с фигурой утомленного и разочарованного человека. Оригинальная метафора «плети изломанных рук» вызывает аллюзии на врубелевское произведение «Демон поверженный». Чувства тоски, одиночества и бессилия овладевают персонажем: он считает себя бесприютным скитальцем, блуждающим «средь чужих». Мятежный дух жаждет найти успокоение в «бреду поцелуев» земной героини.

Последние катрены посвящены видениям демона. Возникает далекий пейзаж кавказской деревни, притулившейся у подножия «бессмертной горы». Картину организуют динамические образы, в которых фигурируют два детали восточного колорита: чадра и зурна. Оба компонента «обрастают» антропоморфными характеристиками. Последние не только продолжают тему духовной и физической опустошенности, но и отражают неясные предчувствия беды: «тоскливо», «плачет», «стонет».
В финальном двустишии состояние зыбкого и пассивного полусна неожиданно сменяется энергичной интонацией: дух как будто вспоминает о своей темной сущности и выдает прогноз, приправленный изрядной долей злорадства. Он обещает возлюбленной гибель жениха от «чеченской пули».

Хотя блоковский демон называет себя «горним», его облик лишен каких-либо существенных отсылок к неземной природе натуры, если не считать мимолетного упоминания о крыльях. Персонаж выглядит исстрадавшимся и утомившимся человеком, чуждым могущества и гордыни. Исследователи, сравнивая образ с трактовками Лермонтова и Врубеля, считают фигуру бессильного духа максимально приземленной, сближающейся с темой гибельной сущности «страшного мира».

Лексика, выделяющая оттенки синего, лилового и желто-золотого, совпадает с колоритом работы Врубеля, изображающей поверженного духа. Для обозначения цвета поэт прибегает к возвышенным метафорам «горный закатный пожар», «разливы синеющих крыл» и сложному эпитету «дымно-лиловые».

Читайте также: