Белеет парус одинокий стих в каком классе учат

Обновлено: 05.11.2024

Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение “Парус”, вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.

Слово учителя о жизни М.Ю. Лермонтова.

По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус”.

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов (1814-1841 гг)

одинокий
голубом
далекой
родном

свищет
скрипит
ищет
бежит

Работа с текстом.

1. Чтение стихотворения учителем наизусть.

2. Словарь. Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.

Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.

(Словарь “Лексические трудности русского языка”.)

3. Мы прочитали стихотворение. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточки.)

Роды литературы:

эпос (эпические произведения),

лирика (лирические произведения),

драма (драматические произведения).

Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

Жанры лирики: стихотворения.

Жанры драмы: пьесы, сценки.

4. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)

5. Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом “одинокий”, это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет “мятежный”? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)

6. Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)

7. Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)

8. Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).

Введение новых понятий.

9. Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?

Такой прием называется инверсия. (Карточки.)

10. Прочитаем строки:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.

Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.

В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? (“Зимнее утро” - Мороз и солнце, день чудесный. )

Иллюстрации.

  • Что изображено на иллюстрациях?
  • Кто их автор?
  • Сравните парус, изображенный в стихотворении, с парусом на рисунке: в чем вы увидели главное различие?

Выводы.

Составление схемы – итога “Парус – образ символ”.

М.Ю.Лермонтов “Парус”

Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.

Читайте также: