Белеет парус одинокий стих в каком классе учат
Обновлено: 05.11.2024
Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение “Парус”, вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.
Слово учителя о жизни М.Ю. Лермонтова.
По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус”.
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов (1814-1841 гг)
одинокий
голубом
далекой
родном
свищет
скрипит
ищет
бежит
Работа с текстом.
1. Чтение стихотворения учителем наизусть.
2. Словарь. Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.
Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.
(Словарь “Лексические трудности русского языка”.)
3. Мы прочитали стихотворение. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточки.)
Роды литературы: эпос (эпические произведения),
лирика (лирические произведения),
драма (драматические произведения).
Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.
Жанры лирики: стихотворения.
Жанры драмы: пьесы, сценки.
4. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)
5. Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом “одинокий”, это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет “мятежный”? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)
6. Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)
7. Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)
8. Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).
Введение новых понятий.
9. Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?
Такой прием называется инверсия. (Карточки.)
10. Прочитаем строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.
В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? (“Зимнее утро” - Мороз и солнце, день чудесный. )
Иллюстрации.
- Что изображено на иллюстрациях?
- Кто их автор?
- Сравните парус, изображенный в стихотворении, с парусом на рисунке: в чем вы увидели главное различие?
Выводы.
Составление схемы – итога “Парус – образ символ”.
М.Ю.Лермонтов “Парус”
Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.
Читайте также: