Белая береза под моим окном в каком классе учат этот стих

Обновлено: 25.12.2024

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, самостоятельная работа, творческая работа.

Оборудование: проектор, презентация, портрет С.А.Есенина, DVD, музыка П.И.Чайковского, репродукции картин, алфавит, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, приложение.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева "Чародейкою Зимою:".

III. Постановка цели урока. Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать со стихотворением известного русского поэта. По номерам букв в алфавите вы узнаете его фамилию.

Слайд 1. Приложение.

6, 19, 6, 15, 10, 15 (Есенин)

1. Учитель: Назовите фамилию автора.

Слайд 2. Приложение. Портрет С.А.Есенина.

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет на воспитание он был отдан деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей. В этой семье и прошло почти всё его детство. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. Его называли певцом русской природы.

Слайд 3. Приложение. Загадка.

2. Учитель: ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется стихотворение поэта.

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.

3. Учитель: правильно. Стихотворение "Берёза" - это первое опубликованное стихотворение С.А.Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.

IV. Изучение нового материала.

Выразительное чтение стихотворения учителем под музыку П.И.Чайковского "Времена года" (декабрь).

Слайд 4. Приложение.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

4. Анализ первичного восприятия.

- Что изображено в стихотворении? (Береза)

- В какое время года? (Зимой.)

Слайд 5. (Репродукции картин с изображением берёзы).

Учитель: как вы думаете, ребята, какая репродукция больше подойдёт к стихотворению "Берёза"? (Дети называют репродукцию и объясняют, почему они выбрали её.)

5. "Жужжащее чтение".

6. Словарная работа.

Учитель: найдите в произведении непонятные для вас слова. Как вы можете их объяснить? А теперь посмотрите, как толкуется значение слов в словаре.

Слайд 6. Приложение.

Кисть - 1) пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

Слайд 7. Приложение.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)

VI. Работа над стихотворением "Берёза".

7. Построчное чтение стихотворения учениками, с обсуждением (частичным анализом) каждой строфы и выводом учителя.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На слайде 8 написано предложение: Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась). Приложение.

Учитель: Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.

Укрыться- закрыться со всех сторон.

Накрыться- закрыться сверху снегом.

Принакрыться- слегка накрыться.

- Почему вы так считаете? (Берёза не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного.)

- Какое изобразительно-выразительное средство использует в этом случае поэт?

Слайд 9. Приложение. Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

- Какое изобразительно-выразительное средство используется в третьей и четвёртой строчках?

Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим.

- Что с чем сравнивается? Почему? (Снег сравнивается с серебром, так как он блестит.)

Вывод: значит можно понять, что берёза "принарядилась", словно девушка.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

- Что напоминает снег на ветках? (Снег похож на кайму.)

- С чем поэт сравнивает снег? (Снег похож на белую бахрому.)

Эпитет - образное определение, называет признак в переносном значении.

("Пушистые" - это эпитет, так как слово "пушистые" называет признак предмета в переносном значении.)

Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой.

Под "снежной каймой" и "белой бахромой" автор подразумевает заснеженные ветки (скрытое сравнение). Это и есть метафора.

Вывод: итак, береза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

- Почему тишина "сонная"? Какое это изобразительно-выразительное средство? (Вокруг ни звука, ни движения, полный покой. "Сонная" - эпитет.

- Как вы понимаете выражение: "И горят снежинки в золотом огне"? Какое языковое средство здесь используется? ("Горят" значит, сверкают, "золотой огонь" - солнечный луч, солнечный свет. Эта метафора.)

А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (В разное время суток, при разном освещении.)

- В первой строфе снег похож на серебро. В третьей - на золото. В четвертой снег опять уподобляется серебру. Как вы понимаете выражение "заря: обсыпает ветки новым серебром"? (Заря изменяет цвет снега на ветках.)

Вывод: Значит, поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении. Неслучайно заря "обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром". Вместе с тем в стихотворении происходит олицетворение не только березы, но и зари.

- Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.

Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?

(Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.)

VII. Закрепление нового материала.

8. Выразительное чтение стихотворения учениками.

9. Работа в парах.

Слайд 10. Приложение.

Работа в парах. У каждого ученика лист с заданием по вариантам. Потом дети меняются листочками и сверяют по доске правильное выполнение задания и выставляют баллы.

Соединить понятие с есенинским определением. За каждый правильный ответ поставьте "+".

Читайте также: