Автоматизация звука ш в стихах
Обновлено: 22.11.2024
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ]
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [ Ш ]
При произнесении звука [ Ш ] губы вытянуты перед («рупором») и округлены, расстояние между зубами больше чем при произнесении звука [ С ] (примерно 4-5мм).
Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат, боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть языка приподнята т.о. язык образует «чашечку» в ротовой полости. Воздух выдыхается равномерно воздушная струя идет посередине языка. Если поднести тыльную сторону ладони ко рту то ощущается теплая воздушная струя, в отличии от звука [ С ] , при произнесении которого она холодная.
Голосовые связки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.
Артикуляторная гимнастика для постановки звука [ Ш ]
Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ ш ]
«Как шипит змея»
Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.
Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.
«Воздушный шар»
Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш
« ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [ Ш ] , а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш. (утки), Ш. (лак), Ш. (топка), Ш. (куры), Ш. (рамы) и т.д.
«Договори слово»
Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.
Например: Каранда. (Ш), малы. (Ш), голы. (Ш), шала. (Ш), ланды. (Ш)
Наряду с уточнением и закреплением артикуляции звука, необходимо проводить работу по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.
С этой целью используются упражнения следующего типа:
«Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «как шипит змея, шелестят листья деревьев»
Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)
Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш
Если ребенок изолированно произносить звук [ Ш ] , то можно переходить к следующему этапу работы над звуком [ Ш ] .
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ]
АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОГАХ
Послушай, какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [ Ш ] . Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п. Звук [ Ш ] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно ш-ш-ш-ш , затем как обычно Ш. Например:
Автоматизация звука [ Ш ] прямых слогах:
Игра «Договори слово»
Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог
Например: слог - ША
КА. (ША), ГРУ. (ША), ТУ. (ША), ЛАП. (ША), ЧА. (ША), КЛУ. (ША)
Игра на развитие фонематического восприятия.
Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [ Ш ] .
Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ- ПА-ША-РА-КА-ШО и т.д.
Автоматизация звука [ Ш ] в обратных слогах:
Автоматизация звука [ Ш ] в интервокальной позиции
Автоматизация звука [ Ш ] в слога со стечением согласных
тШа- тШи - тШо-тШу
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ш] В СЛОВАХ
К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [ Ш ] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у ребенка может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он откажется от занятий совсем. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны, достижимы и интересны.
Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).
Например, задания могут быть такие:
«Измени первый звук в слове»
Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [ Ш ] .
Какое слово у тебя получилось?»
Тапка- шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.
«Поставь перед словом звук [ Ш ] » и проговори это слово
Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [ Ш ] .
Какое слово у тебя получилось?
Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано ». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [ Ш ] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [ Ш ] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [ Ш ] .
Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [ Ш ] , четко проговаривая звук [ Ш ] . (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.) Ребенок выбирает картинки со звуком [ Ш ] и называет их
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [ Ш ] . Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [ Ш ] . Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши , когда услышишь слово со звуком [ Ш ] : Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.
«На каком месте стоит звук [ Ш ] в слове» Шар -в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова
«Придумай слово, чтобы звук [ Ш ] был в начале слова (в конце, середине)»
«Повтори цепочку слогов» Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д
упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия.
Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [ Ш ] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [ Ш ] в слова. И подбирать слова необходимо так, чтобы в них минимально встречались звуки, которые ребенок произносит на данный момент НЕ правильно
Автоматизация звука [ Ш ] в начале слова без стечения согласных звуков
Читайте также: