Аскольд алексеевич бажанов стихи
Обновлено: 25.12.2024
21 июля мы вспоминаем саамского поэта Аскольда Алексеевича Бажанова, ему исполнилось бы 86 лет. Предлагаю вам познакомиться с моим очерком об этом прекрасном поэте коренного населения Кольской земли.И послушать его стихотворение "Северное сияние". Портрет Аскольда Бажанова - работы Анатолия Сергиенко
Надежда Большакова
СОЛНЦЕ НАД ТУНДРОЙ
Первым из саамов мир тундрового народа в 1983 году открыл людям книгой своих стихов «Солнце над тундрой» ловозерский поэт Аскольд Бажанов, запечатлев любовь к родной земле в «радужно-яркие краски», возникающие из воспоминаний детства, из сказок бабушки и деда:
…Выраженьем глубокой ласки,
Непременно в вечерний час,
Шли саамские наши сказки
До рассвета баюкать нас.
Он, сын потомственных оленеводов из небольшого поселения на Нотозере, писал, что деды и прадеды его пасли оленей, ловили рыбу, добывали пушнину, имели дома в зимних и летних погостах. И главной темой его стихов вполне можно было бы назвать тему «хозяина вечной тундры», каковым в принципе и является герой бажановских стихотворений, потому как от дедов и прадедов перенял он пастушье дело, о чем и читаем в стихотворении поэта «Обычай предков»:
Бажанов высоко ставит дело пастуха, потому как с самого раннего детства саамским «мальчишкам нравятся олени и сам оленный человек». Они приучаются ходить за оленем, управлять им, участвовать в оленьих гонках, о чем можно прочесть в повести Бажанова «Белый олень». Правда, в ней отец пока не пускает младшего сына участвовать в областных соревнованиях, оправдывая это словами: «…если бы ты, Данилка, на районном празднике точно занял первое место, то я Гришку стал бы просить остаться в стаде. Ты еще молод, будут у тебя Праздники Севера. А сейчас нам с тобой необходимо быть при стаде – выполнять главную заботу оленеводов», но мы верим, что у Данилки будут и свои старты, и свои победы, и своя первая медаль, блестящая, как «Солнце золотое». Для поэта смысл жизни саамских мужчин – стать хорошим пастухом, потому как: «Тундра б сделалась пустынной, / Коль не жил бы в ней пастух».
Но, к сожалению, в последние годы все меньше саамских ребят рвутся в тундру, да и немного найдется отцов-саамов, мечтающих о том, чтобы их сыновья пошли в оленеводы. Сегодня для саамских мужчин настали поистине черные дни. Когда в тундру пришли перемены, саамские пастухи стали вытесняться более хваткими мужчинами коми и русской национальности. Встречаются нынче даже пастухи-украинцы. Изгоняемые из совхоза предприимчивыми руководителями, саамские мужчины стали еще больше пить, чтобы забыться, потому как у них отобрали право на ответственность. А как за что-то отвечать – не имея работы? Правда, кто-то еще промышляет продажей пойманной рыбы, сбором ягод, но это все сезонные подработки.
Сам же Аскольд Алексеевич всю жизнь проработал в поселке Ревда на горно-обогатительном комбинате. И с годами его, ребенка военного лихолетья, родившегося 21 июня 1934 года, все чаще посещают воспоминания о тех тяжелых днях, когда само слово «война» стало синонимом слова «смерть». У его бабушки было одиннадцать детей, в живых остались сын и две дочери, остальные погибли. Потому так сильна ненависть к войне у поэта, потому стихи его до сих пор пропитаны болью и обостренным чувством вины:
Я виноват, что нет в живых отца,
что стон войны всю жизнь за мной несется.
Я виноват, что не обрел крыльца,
которое родительским зовется.
Я виноват, что надорвалась мать
в сплошном послевоенном лихолетье.
Я виноват, что не сумел понять,
откуда дует смертоносный ветер…
Есть в этом хаосе
цвета и холода
что-то от солнечных дней,
если на сердце
без всякого повода
стало заметно теплей.
И как апогей стихотворения, как утверждение жизни далее звучат строки:
Минут бесследно
полярные сумерки:
вырастет день - и тогда
снова взойдет
над замерзшею тундрою
Солнце – Большая Звезда.
Прощаясь с белыми ночами,
привычно думаю о том,
что в Заполярье все начала
идут иль с солнцем, иль со льдом.
Все начала в Заполярье и правда идут «иль с солнцем, иль со льдом». Про лед поэт делает только легкий намек, но живущие-то здесь хорошо знают, что это такое. Не дай бог попасть в тундру зимой «цивилизованному» человеку, и она покажется ему жестокой и беспредельной, покрытой ледяным настом и обдуваемой злыми острыми ветрами. «Цивилизованному» человеку в ней не выжить, он сбежит отсюда с первыми же появлениями неудобств. А для Бажанова тундра – мать родная, формирующая в нем как в поэте своим скупым разнообразием красок настоящего художника, умеющего замечать даже самые неброские ее проявления, облекая их в совершенно неожиданные образы:
Апрель снега задорно стружит,
рубанком Солнца возвенчав.
Губастый ветер морщит лужи,
играет лезвием ручья.
В январе, ожидая чуда,
Лишь восток чуть светлел в снегах,
Ждали мы, что олень оттуда
Солнце вынесет на рогах.
Читайте также: