Артикуляционная гимнастика в стихах в средней группе
Обновлено: 22.11.2024
Чтобы ребёнок научился правильно произносить «трудный звук», сначала необходимо разучить с ним артикуляционную гимнастику. Она представляет собой определённый комплекс упражнений для губ и языка. Её цель – укрепить мышцы и улучшить подвижность артикуляционных органов. Работая с малышом над тем или иным звуком, можно сделать это играя. Вместо того чтобы заставлять ребёнка многократно повторять одни и те же упражнения, можно использовать игры со стихами, которые помогут дольше удерживать его внимание.
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_v_stihah_.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика в стихах.
Чтобы ребёнок научился правильно произносить «трудный звук», сначала необходимо разучить с ним артикуляционную гимнастику. Она представляет собой определённый комплекс упражнений для губ и языка. Её цель – укрепить мышцы и улучшить подвижность артикуляционных органов. Работая с малышом над тем или иным звуком, можно сделать это играя . Вместо того чтобы заставлять ребёнка многократно повторять одни и те же упражнения, можно использовать игры со стихами, которые помогут дольше удерживать его внимание.
Заниматься артикуляционной гимнастикой надо следующим образом:
- посадите ребёнка на стул перед зеркалом (лучше если оно будет большим), сядьте рядом так, чтобы вы могли видеть и себя, и малыша. Следите за осанкой: спина должна быть прямая.
- начинайте с самых простых упражнений, читая стихотворение, чтобы заинтересовать ребёнка и привлечь его внимание.
- гимнастику необходимо делать каждый день: сначала по 5-7 мин, затем время можно увеличить до 15 мин.
- начинать надо с 2-3 упражнений, добиваясь их чёткого выполнения, и только тогда разучивать следующие.
- движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться без лишнего напряжения и вялости.
После того как ребёнок научится правильно выполнять гимнастику для языка, специалисту будет легче заниматься постановкой звуков, а возможно они появятся и сами.
Растяни в улыбке губы
И пропой тихонько: «И-и-и».
Зубки все у нас видны
Сверху, снизу, посмотри!
Описание: растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Удерживать положение под счет до 10.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
Шарик красный (синий, жёлтый) надувай,
Воздух тихо выпускай.
Описание: губы плотно сжаты, надуть щёки и удерживать воздух под счёт до 10. Воздух выпускать через губы медленно и плавно.
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Широка Нева – река. И улыбка широка.
Зубки все мои видны – от краёв и до десны.
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Чтобы мостик получился,
Язычок наш изловчился,
Кончик спрятал за зубами,
По нему поедут сани.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык выгнуть «мостиком», кончик поставить за нижними зубами. Если ребёнок не может выполнить задание, попросите его произнести «и-и-и»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь, а потом вниз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та.
Артикуляционная гимнастика в стихах — Заводим мотор
Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.
Блинчик на губе лежал,
Вдруг поднялся, не дрожал.
Поднимал наверх края –
Это «чашечка» моя!
Описание: выполнить упражнение «Блинчик». Из этого положения поднять язык вверх, загибая боковые края, чтобы получилась форма чашки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика в стихахЕжедневно с детьми выполняем артикуляционную гимнастику, а чтобы было интереснее, предлагаю упражнения в стихах.
Артикуляционная гимнастика в стихах
Данный материал представляет собой авторские стихотворные тексты, которые могут быть использованы для проведения артикуляционной гимнастики с детьми 5-7 лет.
Знакомство с язычком и его домиком (презентация по книге Т.А. Куликовской «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»)
Презентация знакомит детей с основными органами артикуляционного аппарата в легкой и доступной форме - веселых стихах и красочных картинках. Интересна как малышам, так и старшим ребятишкам.
Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки?Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данн.
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед з.
Артикуляционная гимнастика в стихах.Артикуляционная гимнастика в стихах, разработана для детей второй младшей группы. Каждое стихотворение относится к какой - либо лексической теме.
Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
В работу логопеда детского сада входит ведение документации, в том числе и оформление тетрадей детей для домашних занятий с родителями. Эта работа отнимает у.
Читайте также: