Анна ахматова все отнято стих анализ

Обновлено: 04.11.2024

* * *

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.

Веселой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке темном клонит,
Изнеможенная, на грудь мою.

И только совесть с каждым днем страшней
Беснуется: великой хочет дани.
Закрыв лицо, я отвечала ей…
Но больше нет ни слез, ни оправданий.

1916 г., Севастополь.

Анализ стихотворения Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…»

Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого Анне Андреевне пришлось лечиться в течение долгого времени. В октябре болезнь обострилась, и Ахматова отправилась в санаторий Хювинкяя. Там ее порой навещал супруг Николай Степанович Гумилев, чаще же от него приходили письма. При этом отношения их уже давно были далеки от идеальных – в частности, с обеих сторон случались измены. Анна Андреевна особых иллюзий по поводу своего выздоровления не питала. Иногда пессимистические настроения становились настолько сильны, что она всерьез думала о смерти. После лечения в санатории поэтесса вернулась в Северную столицу, где пошла на поправку. Летом 1916 года Ахматова уехала в Крым к родственникам. Именно там было написано стихотворение «Все отнято: и сила, и любовь…». В нем нашло отражение тяжелое состояние Анны Андреевны – как душевное, так и физическое. Лирическая героиня произведения больна, она чувствует, что кровь ее «уже совсем похолодела». Недуг отнимает все жизненные силы, делает несчастной, практически полностью лишает вдохновения.

Рассматриваемый текст входит в сборник «Белая стая», опубликованный в сентябре 1917 года и ставший выражением продолжительного духовного кризиса Ахматовой, не в последнюю очередь связанного с кардинальными переменами в Российской империи. В стихотворении «Все отнято: и сила, и любовь…» лирическая героиня признается: «Веселой Музы нрав не узнаю…». Муза – один из самых часто встречающихся персонажей ахматовской поэзии. До «Белой стаи» она, как правило, изображалась «полной животворящих сил, душевно-радостной, открытой». В анализируемом тексте та, что раньше приносила вдохновение, замолчала, изнемогла. Голова ее в темном венке склонилась на грудь героини, обессиленной болезнью. В третьем и финальном четверостишии затрагивается тема предназначения поэта. Пока он жив, обязан писать. Героиня произведения пытается договориться с собственной совестью, которая «великой хочет дани», из-за чего и беснуется. Согласно важнейшему посылу стихотворения «Все отнято: и сила, и любовь…», телесная болезнь, пусть и тяжелая, пусть и способная привести к смертельному исходу, не должна служить оправданием творческому упадку.

Читайте также: