Андрей сокульский саратов стихи

Обновлено: 04.07.2024


П
О
Э
З
И
И

ПОЭТЫ ЗЕМЛИ САРАТОВСКОЙ, ИЛИ НЕСПЕШНАЯ ПОПЫТКА АНТОЛОГИИ

Прожив сорок пять в граде Саратове, окончательно принимая систему его координат, воспринимая его землячество, как своё, родное, я потихонечку созрел к созданию собственной антологии. К тому же в этом большом и местами ещё красивом, волжском городе, мне повезло быть знакомым лично с большим количеством Стихотворов, проживающих по-прежнему здесь или возвращающихся время от времени в родные пенаты. Мне также повезло, что Пылевоград (он же Саратов) оказался богат на точные строчки ярких и разных авторов.
Скажу также, что я постораюсь не торопиться. У меня нет пока задачи сделать антологию полной и в какое-то определённое время. Порядок появления на сайте публикаций новых авторов свободный и не имеет ничего общего с рейтингами и значимостью поэта для земли саратовской и не только. Я не могу и не хочу наделять себя подобным правом. Главное, чтобы это были стихи.
Представленные здесь авторы и произведения – это моё личное представление о высоком, но при этом я высказываю большую признательность за оказанное содействие и благодарность за соучастие в подготовке этой антологии - В.К.Семенюку и С.В.Иванову. С их помощью найдено и обработано большинство из представленных здесь материалов. Окончательным поводом для открытия этого портала послужила смерть моего друга, большого русского поэта Игоря Алексеева.

Андрей Сокульский
13.04.08 г.

В поэзии, как в любом искусстве, обостренно относишься к живому и современному. Вот, только вчера твой любимый автор выложил в Инете новую великолепную вещь, а сегодня хочется датированную сегодняшним днём.

После постепенного ухода во все в больше раскрывающееся и, верно, в бесконечное пространство сочиняющих и думающих стихотворной формой, земляков, мне становится все более понятно, что поставленный себе изначальные запрет на градацию поэтов во времени и в значимости - единственно правильный. Единственным мерилом поэзии, как ни упрощенно это звучит, является само наличие поэзии у отдельного взятого автора. Не длительное, или взрывообразное стихописание, не наличие банальной рифмы, не причастности к какой-либо группе, или присутствие в советских и ангажированных антологиях, а наличие самого стиха. А значит и автора.

Андрей Сокульский
01.11.09 г.

поэзия – это место, где никого уже нет
только что был рядом автор
был рядом, но все - его нет

остались лишь звуки, тропинки
не музыка - некая вязь

пули летящей свист
шорохи старых газет

краски настолько чистые
как с детством тонкая cвязь

и прочерки между буквами
и место, где чистый лист

Андрей Сокульский
март 2010 г.

"Алексей Колобродов предложил мне начать потихоньку переносить мою антологию поэзии Саратовской области на ОМ. Думаю, что это отличный способ не только добавить ей (антологии) определенную публичность, но и познакомится с новыми авторами. Надо сказать, что такая работа с подборкой и сортировкой по каким-то причинам достойных и интересных Стихотворов, дело очень субъективное и по отношению к внешним разговорам вокруг нее – неблагодарное. Личное представление о том, что нужно и можно считать поэзией не может ни привести к появлению тайных врагов и явных злопыхателей. Скажу так – я готов рассматривать в будущем в рамках данного проекта любого автора-земляка, у которого есть подборка и даже одно, но очень достойное произведение. Важно, чтобы стихи имели авторскую узнаваемость, вкус, глубину… Были текстами, которые можно назвать стихами! Чтобы слова хотелось перечитывать, наговаривать, петь, заучивать наизусть и даже ими гордиться.

Однозначно, что в красивом городе на берегу большой реки, в которой параллельно развивались и набирали историческую вес и память, различные школы искусств – ремесленников, художников, музыкантов, артистов, не могли параллельно не появиться гордые и свободные Стихотворы. В моем понимании, звучный отсчет тех, кого можно называть поэтом здесь - на саратовщине, начал фронтовик Валентин Акимович Ярыгин. Пройдя от и до в сороковые, Ярыгин успел по возвращению с Великой Отечественной окунуться в духовный круг друзей художника Николая Гущина. Наследие Ярыгина большое и до сих пор не до конца изученное. Не менее важно, что он передал этакую эстафету молодому тогда местному советскому диссиденту Александру Ханьжову. Ханьжов входил в поэт-клуб конца советского безвременья «Контрапункт» Сергея Рыженкова, Олега Рогова, Игоря Сорокина и еще более полутора десятка достойных авторов. Литературные группы «Контрапункт», «Просодия», «Окраинные поэты», поэт-студии «Молодые голоса» Ивана Корнилова, «Азъ» Николая Байбузы, клуб «Дебют» Михаила Богатова, литературные журналы с именем Волги и поэтический альманах «Василиск» Алексея Александрова и Дмитрия Голина, «Арт-кафе Натальи Шиндиной» - далеко не полный перечень отвоеванного для слова пространства в нашем городе.

В своей антологии я попытаюсь постепенно охватить всех тех поэтов, кого какими либо ветрами заносило в город С. и его окрестности. Всех тех, кто родился и проживал, или проживает, здесь по-прежнему. Всех тех, кто возвращающихся время от времени в родные пенаты, или пролетел по городу, излучая и фиксируя связки русских слов, превращая их в нежные или крутые тексты. В российских просторах часто принято считать - жизнь настоящего поэта должна быть коротка. И таких личностей, увы, в этой антологии наберется уже достаточно: Алексей Машенцев и Александр Мураховский, Владимир Чванов и Александр Поляков, Игорь Алексеев - все эти поэты ушли, не дожив до пятидесяти.

Слава Богу, бывают и другие истории. В последние десятилетия во многом справедливо поэтический Саратов отожествляется с именем Светланы Васильевной Кековой. Проблема включения ее в антологию для меня только одна - в трудностях отбора из десятка книг самого достойного. Однозначно ее стихам найдется в ней заветное место. Как и для таких разных по времени и подходу к слову авторам: Юрий Проскуряков и Сергей Наровчатов, Дина Гатина и Валерий Кремер, Владимир Ланцберг и Елена Иванова, Исай Тобольский и Евгений Заугаров, Александр Суханов и Марина Карачаровская, Павел Шаров и Екатерина Решетникова… Представляете все они каким-то образом связаны с Саратовом! Это ли не фантастика!

Не извиняюсь перед теми, кого пока не перечислил. Моя антология – абсолютно открытая. Но, чтобы как-то поточнее очертить свою позицию скажу: у обласканного при жизни властями (одной и другой) Николая Палькина, я стихов не нашел. Ничего лично, как говорят, но у меня не случилось. И песни его, якобы народные, на всех возможных частотах без понуждения не поют – не встречал. Но может я такой не внимательный - может вы, что-то подскажите?

Хотя мне абсолютно не важно, как записывает поэт свои душевные терзания – ямбом, хореем, либо совсем не соблюдая строй. Единственным мерилом поэзии, как ни странно это звучит, является наличие самой поэзии. Не длительное изматывающее сладкое стихописание, не наличие банальной рифмы, не причастности к какой-либо группе, или присутствие в советских и ангажированных антологиях, а наличие самого автора и его потайных строк. И таких Стихотворов, пытавшихся и сумевших найти свое место в уютных парках и каменных джунглях Пылевограда, Санкт-Саратовбурга, города С. и его окрестностях, было, есть и, уверен, будет много."

Ноябрь, 2013 года (для сайта "Общественное мнение")

«Поэзия всегда врачует, но не сразу, и часто не автора, а его стихи – снимая актуальность и высвечивая непроявленное, она еще раз доказывает, что её владения тоже обширны, и тем, кто останется ей верен, там всегда будет хорошо».

"22 октября 2015г по просьбе организаторов я выступил на IV Международную научно-практическую конференцию «Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области» в звании поэта с темой «Антология саратовской поэзии». Вот некоторые тезисы выступления:

1. Ярыгин и Ханьжов, Алексеев и Мураховский, Решетникова и Александров, Иванова и Шаров, Проскуряков и Байбуза, Сокульский и Поляков, Машенцев и Чванов, Карачаровская и Рыженков, Кремер и Рогов, Ромул Лъ Лээль и Камила Лысенко, Стас Степ и Ланцберг, Сорокин и Полетаев, Молотков и Бирюкова, Шиндина и Фёдорова, Грекалова и Искренко, Хотинская и Передреев, Элана и Тобольский… 34 автора, имеющих отношение к земле саратовской, за семь с половиной лет… Приятная работа, толчок которой мне дал… уход моего друга Игоря Алексеева. Именно делая Антологию я, рожденный в Ленинграде и в младенчестве привезенный родителями в Саратов, окончательно почувствовал себя дома.

2. К названию проекта. 1) Речь идет только о поэзии: Михаила Булгаков и Исаака Бабеля, Алексея Толстого и Константина Федина в моей Антологии поэтому не будет. 2) Речь идёт о наших земляках, родившихся или значительное время проживавших в Саратове (полгода в саратовских казармах Велимира Хлебникова или два месяца на отдыхе Владимира Маяковского вряд ли дают повод под вышесказанным углом зрения обратиться к их творчеству). 3) Скорее всего совсем правильное название «Антология современной саратовской поэзии»: от поэтов, побывавших на ВО войне – от Валентина Ярыгина и Исая Тобольского (и не написанных еще Константин Симонов и менее известного Бориса Озерного). Ну, может быть, я уйду чуть глубже - до участника «Цеха поэтов» и акмеиста Михаила Зенкевича. 4) Как известно саратовская поэзия простирается значительно дальше во времени – от останавливающихся в губернии Г. Державина и И. Крылова, круга гусаров и талантливых выпускников 1-й классической гимназии, но я бы ограничился началом 20 века.

3. Почему я делаю этот проект? 1) Потому что это не сделано до сих пор. 2) В культурном Саратове с классическим Университетом с его филологическим факультетами, а теперь факультетом искусств достаточно сильно изучены и прописаны художественная, театральная и музыкальные школы (направления). С поэзией, к моему удивлению, дело обстоит значительно хуже. Хотя мы знаем - те же художники всех «мастей» тесно взаимодействуют друг другом (тот же круг Николая Гущина очень много дал в развитии Валентину Ярыгину), а некоторые успевают работать «на разных фронтах» (примеры – в Антологии - Мураховский и Элана, сейчас в работе – Борис Глубоков). 3) Мне нравится, что идет активный взаимообмен (особенно после появлении Антологии на ОМе) и я для себя регулярно открываю новых достойных авторов.

4. Нужна ли мне помощь? 1) Конечно! Я, во-всяком случае, не отказывался и не отказываюсь. Нельзя быть последней инстанцией и благо мне помогали и помогают отдельные авторы на ОМе, родственники и друзья, покинувших нас поэтов, а так же в свое время В. Семенюк и С.Иванов. Абсолютный поэтический слух на чужие стихи имел, говорят поэт Анатолий Передреев, но его давно нет на Земле.Работа на главой Светланы Васильевной Кековой тормозится по простой причине – трудно просто прочитать все ее книги, а хочется и нужно выбрать самое лучшее. 2) Нельзя одному охватить необъятное. Только в Саратове я могу перечислить с два десятка существовавших и существующих литературных и чисто поэтических кружков: «Контрапункт» Сергея Рыженкова и «Просодия» Ромула Лъ Леель, «Муза» и «Спутники», «Катулл» и «Рейс №…», «Россыпи» и Диалог», «Солитон» и «Дорога», «Твоё слово» и «Микрокосмос», «Литературная гостиница» и «Арт-система» Игоря Алексеева, «Азъ» Николая Байбузы и «Молодые голоса» Ивана Корнилова, «Дебют» Михаила Богатова…, а ведь есть еще другие крупные и не очень города и поселки губернии.Кроме того, накоплен большой поэтический печатный опыт в периодике, начиная со сборников и продолжая журналами «Волга», «Волга ХХIвек», «Дети Ра» (№1 и №10), альманахами «Василиск» и «Впечатления»…Исходя из всего этого – одному мне просто не справится!

5. Задачи по Антологии на ближайшие годы. 1) Создание объективного и наиболее полного представления о поэтах (с обязательной подборкой лучших вещей из их творчества), которые имеют отношение к нашей губернии. И тут нужно сказать, что стихи первичны. 2) Идеи собственно две основных и одна сопутствующая (но может быть именно она главная).
Первая идея – постараться никого не забыть и создать глубокое и разнородное литературное полотно о поэтически одаренных личностях в масштабах губернии С., сумевших в русском слове найти свои интонации, открытия и ту химию слова, которая можно назвать стихами.
Вторая идея - изменить часто гипертрофированное представление некого среднего моего земляка (и не только), захотевшего узнать о местной поэзии широко, без пафосного и не обоснованного почитания. «Придворных» поэтов без реальных стихов в Антологии не будет.
Идея сопутствующая (главная) – развитие эстетического вкуса читателей, с выходом впоследствии в работе над Антологией на отдельную книгу или развивающееся современную форму – сайт в Интернете. Одно другому не мешает".

Андрей Сокульский, Ноябрь 2015

Поэт, бедняга, пыжится,
Но ничего не пишется.
Пускай ещё напыжится, -
Быть может, и напишется!

(Михаил Зенкевич, январь 1941)


«…Для критика, желающего быть доказательным, а если возможно и полезным, своим читателям, следовало бы придерживаться многих «рабочих гипотез». Одна из них в особенности удобна, это — разделение пишущих, по их творческим качествам, на способных, одаренных и талантливых.
Способных много, очень много. Они редко попадают в журналы, зато в гостиных читают свои стихи, оставляющие впечатление какой-то особой пустоты, и говорят, что не хотят печататься и пишут для себя. Зато, раз издав книгу, они обыкновенно становятся неприятнее и говорят о зависти и писательских интригах.
Одаренные — заполняют своими произведениями свободные страницы журналов, выступают на благо творительных вечерах, и среди своих знакомых (иногда и критиков) считаются многообещающими молодыми поэтами, хотя бы им было уже за сорок. О талантливых не стоит говорить: они всегда индивидуальны, и каждый заслуживает особого разбора».

Николай Гумилёв «Статьи и заметки о русской поэзии» (1923)

* * *
Не надо спрашивать советов
О том, как песни сочинять, —
Нет начинающих поэтов,
Есть труд и Божья благодать!
Есть звуков музыка и слоги,
Есть шелест шелка и листвы.
Слова с небес роняют боги,
Лишь подставляй под них листы.
Листы белы, как кипень снега,
Как кипень сада в майский день,
Но лень ласкает душу негой,
И мне марать бумагу лень.
Но муза милая капризна,
Как шпилькой колется в ребро,
И просыпается харизма,
И вот пошло гулять перо!
Оно проворно и крылато
Выводит строчек завитки,
А между строк горят закаты
И пахнут свежестью цветки,
Плывут, как лебеди, туманы
И звезды, как глаза, глядят.
О, стихотворные обманы,
Я вам обманываться рад!
Вокруг меня простые тайны,
Но их непросто разгадать.
Стихи взлетают белой стаей,
Чтоб в небе облаками стать.
Там в синем шелке поднебесья,
Где чистый дух и вечный свет,
Звучит, как жаворонок, песня,
И счастлив я, что я — поэт!


«Поэзия —это такой способ реагировать на происходящее.
Получаешь очередной пинок в сердце —и вперед. »

Читайте также: