Анализ стихов рубцова для 11 класса

Обновлено: 05.11.2024

Тема: Поэзия Н.М. Рубцова. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути;

Задачи: совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Рубцова, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения, развивать навыки составления конспекта лекции учителя; воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: п ортреты Николая Рубцова, сборники его стихотворений, фотографии музея и памятника Рубцова, компакт диск с записями стихотворений в авторском исполнении и песен на стихи Рубцова, коллаж из картин И. Левитана «Золотая осень», «Берёзовая роща», «Март», «Весна – большая вода», «Тихая обитель», презентация о жизни и творчестве поэта.

Тип урока: изучение нового материала.

I .Организационный момент.

II .Мотивация учебной деятельности.

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят…Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеют душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…

-Как вы думаете, кто автор этого стих-я?

Да, эти проникновенные строки принадлежат перу Николая Рубцова. Мне кажется, что даже в том случае, если бы Рубцов написал только одно это стихотворение, он стал бы известен и любим. Но ведь есть еще “Звезда полей”, “Тихая моя Родина”, “В горнице” и много других стихотворений, которые считаются шедеврами поэзии 60-х годов.

III .Формулирование темы и целеполагагание.

Сегодня у нас урок, посвященный творчеству Николая Рубцова, на котором мы познакомимся с лирикой Николая Рубцова, попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта. Тема урока – Поэзия Н.М. Рубцова. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова .Наша цель: выделить этапы творческого пути поэта, получить представление о поэтическом мире Рубцова с помощью анализа его стихотворений. Жизнь Рубцова в литературе продолжалась очень недолго, всего 5-6 лет. За это время он успел выпустить только четыре небольших сборника стихотворений. Критика отмечала его талант, подлинный, органичный, а многие считали его одним из лучших, если не лучшим лириком 60-х годов.

1) “Биографические сведения о Николае Рубцове”

Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья обосновывается в Вологде. О родителях поэт знал очень немного: “Мать умерла рано. Отец ушел на фронт”. С 1942 года начинается детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний.

В 1950 году после окончания семилетней школы Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне.

В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов.

После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем, шлихтовщиком. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете.

В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем…

Николай Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность, жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…”

2) “Наследие Николая Рубцова”

Жизнь поэта трагически оборвалась в расцвете его творчества.

Задолго до смерти Николай Рубцов написал знаменитое стихотворение:

Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы.
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый,
Разобьется с треском, и в потемки
Уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!

Конечно, многие поэты угадывали свою судьбу. Но Рубцов не только совершенно точно предсказал день своей гибели, он предсказал и то, что будет после его смерти.

Стихи Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя, и им предстоит еще долгая жизнь.

Время подтвердило оценку Н.Рубцова как одного из самых значительных поэтов 60-х – 70-х годов. Его книги многократно переиздавались и переиздаются, к его имени и творчеству не ослабевает читательское внимание.

3. Лекция учителя об особенностях лирики Рубцова и составление учащимися краткого конспекта.

План лекции (запись на доске)

Сборники стихов Рубцова.

Истоки творчества поэта.

Первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга “Волны и скалы”( 1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Стихотворения, помещенные в сборнике, порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. В это время Рубцов только ищет свой стиль.

В последующих книгах поэтические образы станут более органичными и традиционными. Рубцов становится более требовательным к своим произведениям. С особой тщательностью подходит он к выбору стихотворений для сборника “Звезда полей”(1967). Далее появился сборник “Душа хранит” (1969) – это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви. В 1970 году выходит книга стихов “Сосен шум”. Последний , подготовленный Рубцовым поэтический сборник “Зеленые цветы” был издан уже после гибели поэта в 1971 году.

Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Событие или явление становится предметом поэзии у Рубцова лишь когда выявляется его вневременная суть.

В поэзии Рубцова чрезвычайно мало цвета. Вспомните стихотворения Сергея Есенина, в которых можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес…

При восприятии стихов Есенина задействованы слух, зрение, обоняние, вкус. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством.

У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией света”. Согласны ли вы с таким мнением? Давайте послушаем и попытаемся проанализировать стихотворение “В горнице ” .

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

- Какова цветовая гамма стихотворения?

- Есть ли в этом стихотворении звуковые образы?

- Какие эмоции вызвало в вас данное стихотворение?

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении "Ночь на родине", в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как "В горнице", "У размытой дороги". Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.

Творческая манера Рубцова формировалась, с одной стороны, под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин. С другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией, восходят к мифологическим архетипам, что позволяет говорить о некой "вневременности" его поэзии. На современную поэзию влияет не столько поэтика Н. М. Рубцова, сколько модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России.

1. Перечислите названия сборников стихотворений Рубцова.

2. Назовите отличительные черты его лирики.

3. Что повлияло на формирование творческой манеры Рубцова?

6. Чтение н аизусть подготовленным учеником .

Анализ стихотворения «Тихая моя Родина…»

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Тихая моя родина. Это стихотворение Рубцова - самое пронзительное, самое заветное..

7. Работа в парах.

1) О чем это стихотворение? Передайте его содержание. (Лирический герой вернулся на родину после длительной разлуки.Он прогуливается по знакомым с детства местам).

2) Какие картины детства встают перед глазами поэта? Какие слова особенно важны? («Я ничего не забыл…».)

Из воспоминаний складывается чувство родины, неподвластное времени.

3) Что изменилось на родине, что осталось таким же?

4) Как относится поэт к родине? Обоснуйте свой ответ примерами из текста.

5). Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

6) Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? (Эпитеты – «тихая родина», сравнения –

«словно ворона веселая…», повторы – тихо…тихо, метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом готовым упасть…»). аллитерация – «тина теперь и болотины».

Лирический герой трепетно относится к своей родине. Все для него дорого: «ивы, река, тополя…», навевает воспоминания.

Он узнает родные места и не узнает, его огорчают изменения. Но, несмотря на это, родина – уголок приюта и покоя, где становится легко и спокойно.Тишина, успокоение – то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима.

Думая о родной деревне, мы вспоминаем родителей, представляем наш сад, огород, низкие заборы. Мысленно оказываемся с друзьями в лесу, купаемся в речке, слышим журчание ручейка, пение птиц.

8.Знакомство с картинами:

Перед нами репродукции картин И. Левитана («Березовая роща», «Золотая осень», «Март», «Весна – большая вода», «Тихая обитель»). Что общего можно найти между картинами И. Левитана и содержанием стихотворения «Тихая моя родина»?

На картинах И. Левитана изображены картины родной природы. Все знакомо взору: березовая роща в свежих зеленых тонах, талые воды весной, борьба тепла и холода в марте. В них представлено разное время года, создающее настроение тишины, отдохновения от бурной тревожной жизни. Все узнаваемо – это все картины родины, так же как в стихотворении Н. Рубцова.

9. Прослушивание стихотворений и песен на стихи Рубцова (в том числе в авторском исполнении )

V . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI . Рефлексия. 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Читайте также: