Анализ стихи пушкину цветаева анализ

Обновлено: 01.06.2024

Марина Цветаева является одной из самых значимых фигур в русской поэзии двадцатого века. Её творчество до сих пор остаётся объектом пристального внимания и изучения не только литературоведов и лингвистов, но и философов, театральных критиков, искусствоведов, культурологов и т.д. Выбранная тема исследования является интересной и актуальной на сегодняшний день. Цель работы – описать особенности индивидуально-авторского осмысления М. Цветаевой образа «поэт» в стихах, посвященных А. Блоку и А. Пушкину. Марина Цветаева огромное значение уделяла творчеству Пушкина. В своем отношении к Пушкину она смогла, на наш взгляд, выразить то, что скрывала в глубине души. И смогла она это сделать через образ Пушкина в своих стихотворениях. Цикл «Стихи к Пушкину» (1931-1935) является промежуточным звеном, который связывает поэзию и прозу Цветаевой. В стихах этого цикла используются практически все приемы Марины Цветаевой, выработанные ею в течение предшествующего поэтического опыта. Но задачей Марины Цветаевой в этом цикле было раскрыть истинного поэта, показать каким он является, рассказать, что Пушкин – народный поэт, что он такой же, как народ, и все его стихотворения посвящены любви к родине. Открывает цикл стихотворение «Бич жандармов, Бог студентов»: Бич жандармов, бог студентов, \\ Желчь мужей, услада жен, Пушкин — в роли монумента? \\ Гостя каменного? — он, Скалозубый, нагловзорый \\ Пушкин — в роли Командора? [1, c. 160] Уже в первых строка образ Пушкина представлен «каменным и непобедимым» Командором, непобедимым героем, стойким, способным пройти любой бой и одержать исключительно победу. Аналогичный образ возникает в других стихотворениях. Мужественным и отважным, непобедимым и стойким рисует поэтесса Пушкина в другом стихотворении: Поскакал бы, Всадник Медный, \\ Он со всех копыт — назад. Трусоват был Ваня бедный, \\ Ну, а он — не трусоват [1, c. 161]. Пушкин отождествляется с Медным всадником, вернее, с Петром I, который был взбалмошным самодержцем, ценил талант и не признавал трусость и робость. Пушкин унаследовал дух Петра I, что проявляется в бунтарском, сильном характере поэта. М. Цветаева сравнивает двух великих людей, говоря о схожести их характеров: Заговор равных. \\ И вот, не спросясь повитух, Гигантова крестника правнук \\ Петров унаследовал дух [1, c. 163]. В этом образе акцентируются непредсказуемость поэта, его властность, свобода, готовность пересечь границы.

В третьем стихотворении цикла «Станок» Пушкин для Цветаевой является тем поэтом, с которым она может вести беседу как со своим близким другом, показывая тем самым, что Пушкин близок народу: Вся его наука — \\ Мощь. Светлу — гляжу: Пушкинскую руку \\ Жму, а не лижу [1, c. 165]. Цветаева считает себя хорошей ученицей поэта и поэтому верит, что может вести с ним разговор на равных. При этом Пушкин является авторитетом для Цветаевой, она ценит и уважает его творчество: Прадеду — товарка: \\ В той же мастерской! Каждая помарка — \\ Как своей рукой [1, c. 165]. Поэтесса постигает глубины таланта Пушкина, источник его творческой силы и вдохновения. Творчество не блажь, а тяжелый труд. Лирическая героиня испытала все муки творчества, поэтому является достойной общения с великим человеком: Пелось как — поется \\ И поныне так, Знаем, как «дается»! \\ Над тобой, «пустяк», Знаем — как потелось! [1, c. 165] Судя по этому стихотворению, Цветаева и Пушкин прошли одну и ту же дорогу творчества, преодолев все трудности вместе. И она знает, что быть истинным поэтом — это великий труд. Проанализировав цикл «Стихи к Пушкину» можно отметить, что поэт в цикле появляется в образе «творца», «учителя» и «мастера». В цикле Цветаева показывает, как она относится к поэту, как она его чтит и любит. Пусть для многих Пушкин — это «монумент», «каменный гость», а для нее — собрат по перу, близкий и родной человек. Через образы, представленные в цикле, Цветаева смогла показать своего Пушкина. Она открывает истинного Пушкина, раскрывает его подлинную многозначность и глубину его души. В образе нет ничего придуманного, перед нами Пушкин как он есть. Марина Цветаева показала его бунтарскую натуру и явила нам облик поэта-мятежника, поэта-освободителя, поэтасобрата для других писателей. Можно сказать, что образ Пушкина в данном цикле М. Цветаевой реализует один из архетипов – архетип поэта. Сильная личность, которая ведет людей за собой, которая ценит искренность и честность, которая учит поэтов спустя века – таковы черты данного архетипа в образе Пушкина, представленного М. Цветаевой. Можно также отметить, что, воспевая великого Пушкина, М. Цветаева и сама становится близкой ему по духу, заражается его вдохновением. Что касается Александра Блока, то он для М. Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «струнному ремеслу», а как божество от поэзии, и которому как божеству поклонялась. В 1922 г. она выпустила посвященный Александру Блоку сборник, в который вошли два цикла стихотворений. Открывает цикл стихотворение «Имя твоё — птица в руке». Перед нами возникает образ легкого, глубокого, того, что может исчезнуть мгновенно: красивая птица в ладонях, но, если мы раскроем их, то птица упорхнёт. С каким трепетом и нежностью Цветаева представляет нам Блока в первом стихотворении, которое открывает цикл: Имя твоё - птица в руке, \\ Имя твоё — льдинка на языке, Одно единственное движенье губ, \\ Имя твоё — пять букв [1, c. 77].

Это цикл – гимн, величайшее восхваление великому поэту. Проанализировав стихотворения цикла Цветаевой «Стихи Блоку», мы выяснили, что Блок в нем выступает в образе праведника, пророка или даже самого Бога. В этих образах у Блока нет ничего общего с человеческим, земным миром, поэт противопоставлен ему, потому что мир не принимает ни пророка, ни ангела. В цикле Блок предстает как ангел, который указывает верный путь, как неземной певец, который знает свое будущее. Отсюда и мифологизация образа, обогащение исторического образа Блока божественными чертами. Цветаева при создании такого образа Блока возводит его на пьедестал, придавая ему тем самым символически черты святого человека, странника.

Таким образом, Блок в данном цикле воплощает иную сторону архетипа поэта. В цикле Блок богоподобен и потому для простого народа недосягаем. Блок — это идеал неземного певца. Его высоты никто и никогда никакими усилиями не сможет достичь. Можно сказать, что цикл «Стихи к Блоку» — это некое преклонение перед мечтой. Таким образом, можно сказать, что Блок и Пушкин в циклах М.Цветаевой, посвященным им, предстают как разные стороны архетипа поэта. Пушкин воплощает идею преемственности, лидерства, он — мастер, посредник между богом и людьми, учит их видеть красоту земного мира. Блок скорее сам воплощает идею божественного слова, он — неземной певец, которого люди не узнают, не признают и убивают, пугаясь сами себя.

Читайте также: